цвет из 2 тома Польских Крыльев, подготовленного редакцией Lotnictwo z Szachownicą
MS.406 сер.№ 427 (крыльевой код N-845) из состава DIAP [Dépôts d’Instruction de l’Aviation Polonaise, он же Ośrodek Szkolenia Lotnictwa Polskiego], авиабаза Лион-Брон, весна 1940. На этом самолете летали разные пилоты, в числе которых был инструктор подпоручник польской армии в изгнании Ян Фальковски.
Когда началась Вторая Мировая война, подпоручник Фальковски был инструктором высшего пилотажа в CWOL [Centrum Wyszkolenia Oficerów Lotnictwa] в Демблине. В боевых действиях ему тогда поучаствовать не довелось, если не считать одного эпизода: 3 сентября во время эвакуационного перелета на север Польши, его PSW.26 перехватило звено "мессеров", но летчик сумел от них "отмахаться", устроив пилотаж на предельно малой высоте. Он вертелся до тех пор, пока противник не прекратил атаки (предположительно, из-за нехватки топлива на долгие "танцы"). Говорят даже, что один из немцев не справился с управлением и врезался в землю. Так ли это, не известно (скорее всего, не так), но по крайней мере про победу никто никогда не говорил.
Вместе с прочим персоналом центра Фальковски позже эвакуировался в Румынию, а оттуда перебрался во Францию. Там он был опять назначен инструктором и участвовал в переучивании поляков на французские истребители.
После начала Блицкрига из инструкторов и курсантов французских истребительных школ сформировали некоторое количество звеньев ПВО (Patrouille de Protection). И одно из таких звеньев, сформированных в польском учебном центре возглавил подпоручник (по другим данным уже поручник) Фальковски.
Этот патруль в польских документах проходил как X Klucz Kominowy, или Klucz 'Fa'. Он был вооружен "колониальными" истребителями FK.58 и с середины мая 1940 базировался в городе Коньяк (да, да, том самом). Поляки выполняли патрульные полеты, но до воздушных боев дело не дошло, что вовсе не удивительно, если посмотреть на карту.
19 июня летчики и наземный персонал звена "Фа", собрав манатки, отправились в путешествие на юг до порта Сен-Жан-де-Люз (у испанской границы), где погрузились на польский пассажирский лайнер-трансатлантик "Батори" и ступили на английскую землю аккурат в день перемирия.
После переучивания на английскую технику, флаинг-офицер Фальковски в октябре 1940 получил назначение в 32-ю эскадрилью RAF (самолеты Hurricane I). 16 января 1941 в ночном бою он одержал свою первую победу (над He 111), но и сам нарвался на оборонительный огонь стрелков. Побоявшись в темноте сажать поврежденный истребитель, он предпочел воспользоваться парашютом, но от судьбы не уйдешь, и при приземлении он сломал ногу и на полтора-два месяца угодил в госпиталь.
В июле 1941 32-ю перевооружили на Hurricane IIB, но полетать на них нашему герою толком не пришлось, т.к. в конце месяца его перевели в 315-ю (польскую) эскадрилью, которая тогда летала на Spitfire IIa, а в августе сменила их на Mk.IIb (использовались только до сентября) и Vb.
И дела сразу же пошли в гору: в августе Фальковски одержал 3 победы на Mk.IIa, в сентябре-октябре - еще 3 на Mk.Vb и тогда же был произведен в капитаны и поставлен во главе флайта 'A'. Правда, на этом его успехи закончились, и вплоть до завершения в июне 1942 своего первого боевого тура побед он больше не одерживал.
Второй боевой тур летчик начал в мае 1943 в должности флайт-коммандера в 316-й (тоже польской) эскадрильи (самолеты Spitfire Vb и IX). А с июля по ноябрь он командовал 303-й (опять же польской) эскадрильей (Spitfire IX), оставаясь при этом в звании капитана польской армии. В августе-сентябре он одержал еще 2 победы, доведя свой личный счет до 9 сбитых.
Третий боевой тур Фальковски начал в ноябре (или декабре) 1944 уже винг-коммандером RAF (и майором польской армии), командиром 3-го польского истребительного крыла (303-я эскадрилья на Spitfire IX и XVI и 316-я на Mustang III). 9 марта 1945 его "спит" был сбит зенитным огнем над Голландией. Он попал в плен, но сумел бежать 15 марта, и голландцы потом прятали его вплоть до прихода союзных войск.
Потом Фальковски вернулся в 3-е крыло, но не совсем понятно, случилось это до 8 мая, или уже после. Если до, то командирская должность ему уже не светило, т.к. место было давно занято ;)