Расположение и история открытия
Находится заповедник Аркаим на юге Челябинской области, в Брединском районе, вернее в Брединском и Кизильском районах. Располагается примерно в 50 км от границы Европы-Азии, от Казахстана тоже близко, по ощущениям - чисто азиатчина. Ландшафтик степной и довольно однообразный, хотя чисто формально Аркаим находится в лесостепи. Граница районов проходит по речке Большая Караганка (главная аркаимская речка). Еще есть речка Утяганка, приток Караганки, протекающая непосредственно рядом с поселением. Большая Караганка впадает непосредственно в реку Урал. На самом деле она совсем небольшая и небурная, в отличие от всяческих горных речек. Но в некоторых местах достаточно глубокая, поскольку протекает по тектоническому разлому.
Собственно, поселение эпохи бронзы, возраст которого около четырех тысяч лет было открыто практически случайно, когда на вышеупомянутой Большой Караганке в восьмидесятых годах собрались строить водохранилище.
Ибо в области сельского хозяйства Брединского района наблюдался полный анус и коллапс, который, судя по всему, благополучно продолжается по сей день. Даже не знаю, что можно выращивать в данном степном ландшафтике. Хотя нет, знаю… подсолнечники. То есть, те самые сэмки, которые являются для Урала одним из концептуальных продуктов. Могу сказать, что к концу солнечного месяца августа сэмки в районе Аркаима еще полной спелости не достигли. Еще можно выращивать гусей, лошадей, и всяческий мясомолочный скот. Многочисленные паломники утверждают, что Аркаим пробуждает в человеке древние инстинкты и генетическую память. Это действительно так. Лично мне, при виде многочисленных единиц гусей и мясомолочного скота, очень хотелось хотя бы по одной единице изловить и изжарить на костре. А стадо желательно угнать и где-нибудь продать по сходной цене.
Как известно из истории, в конце восьмидесятых - начале девяностых годов разговоры по поводу гипотетического затопления Аркаима, вызвали живую реакцию уральской общественности. Публика возмущалась и писала письма, в которых даже призывала уральское отделение Академии наук СССР выйти в знак протеста из Академии наук, если Академия не выступит в защиту Аркаима. Позиция ученых была твердой.
В конце концов, к радости археологов, эзотериков и всего остального прогрессивного человечества строительство плотины и водохранилища так и не состоялось. Памятник продолжили планомерно изучать и раскапывать. После чего, помимо чисто научного значения, он начал все больше приобретать некие странные смыслы, которые постоянно ширятся, множатся и разветвляются в головах и писаниях многочисленных искателей сенсаций.
Само городище более-менее благозвучно было обозвано Аркаимом (первоначальное название - городище Утяган, согласитесь, звучало несколько двусмысленно). Аркаимом поселение было названо по ближайшей горе, относительно ближайшей, так как от самого раскопанного поселения до горы километров 8. Собственно, это самая высокая точка местности, по которой ранее и называлась долина. Название горы Аркаим образовано от тюркского слова - "арка", означающего хребет, спина. Любители задорновщины, разумеется, извращаются в толкованиях по-своему.
Туристы-паломники давно успели обозвать гору Аркаим горой Покаяния. Характерно, что для достижения цели покаяния-прощения до горы надо шлепать пешком. Приезжать от туристического лагеря на газельке под бодрый шансон, столь любимый местным водительским населением (как известно, «шоферить - что воровать»), не труЪ. Надо обязательно ползти по степи под палящим солнцем, чтобы, так сказать, ощутить все прелести покаяния в полной мере.
От Екатеринбурга до этого замечательного места примерно 700 км. Ехать на автобусе обалдеть как долго, можно все себе отсидеть. Или отлежать.
Первые впечатления и быт
Как уже было упомянуто, ехать долго. Выехали на челябинский тракт. Место в автобусе у меня было прямо за водителем, так что я ощутила все прелести езды по американским горкам. Конечно, ехать, например, таким образом из Невьянска еще круче. Но и тут обзор был отличный, особенно доставляло, когда наш водитель примеривался кого-нибудь обгонять или круто заворачивал. Объектов для обгона ночью наблюдалось не очень много, но водитель с удовольствием пользовался всеми предоставленными возможностями, лихо обгоняя и легковые машинки, и фуры, и большие туристические автобусы.
Сначала показали познавательный фильм об Аркаиме, а потом для развлечения публики включили мультик «Князь Владимир». Экскурсовод радостно объявила, что это замечательный, добрый и позитивный мультик, и даже если кто смотрел, с удовольствием посмотрит еще раз. Мне было и в первый раз неприятно смотреть эту едросовскую пропаганду с плохо отрисованными картинками и тупыми репликами. Поэтому я включила Апокалиптику и стала сурово таращиться на дорогу. Было круто.
Впоследствии выяснилось, что мое место кроме плюсов заключает в себе и определенный минус. Например, поспать было совершенно невозможно. Тетя, сидящая рядом, на месте у окна, как-то исхитрилась, извернувшись, поспать. Мне это не удалось, ну не страшно, не привыкать нам не спать по ночам. Хотя покушать и попить чаю вполне удобно. Чем я и занималась какое-то время, в общей сложности, за девятичасовую дорогу выпив поллитра чая с травами и съев упаковку печенья. Еще я немного почитала с телефона.
Приехали раньше, чем ожидалось, в начале шестого. Я думала, что мы еще не прибыли, и до Аркаима еще часа полтора, а сейчас будет очередная «санитарная остановка». Но когда автобус въехал в границы заповедника, на белую в свете фар твердую грунтовую дорогу, я сразу поняла - это оно. Потому что мне стало как-то не по себе. Может, как будто заезжаешь на огромное кладбище. Это не значит, что я не люблю кладбища. Я люблю кладбища. Или как будто заходишь в огромную покойницкую, в морг. Или как будто идешь поздно ночью по гоповскому району. Трудно объяснить. Спокойствия не было никакого, скорее некая тревога. Хотелось даже срулить обратно в Екб. Ощущение скорее неприятное, чем наоборот, но несколько освежающее. В общем так, немного странно, я сама удивилась.
Вылезла из автобуса примерно в таком же состоянии как Ельцин в Шенноне, хотя была совершенно трезва, но болела голова и горло и слегка подташнивало.
Нам сразу объяснили где туалеты, впрочем, можно было не объяснять - туалеты легко найти по запаху даже в темноте. Это нечто потрясающе колхозное. Очень надеюсь, что никто из туристов не проваливался в темноте в дыру. Располагаются они не слишком близко от вагончиков и основного ряда палаток.
Звездное небо и удивительная холодрыга. Закинули вещи в вагончики и полезли на гору Шаманку встречать рассвет. Собственно, все, что в районе Аркаима называется горами, представляет из себя сопки метров по 300-400 максимум. За счет того, что окружающая местность по большей части плоская как дверь, с них открывается потрясающий обзор, особенно на рассвете и на закате. Гора Шаманка исторически называется Лысая или Змеиная и является палеовулканом. На ней есть древние захоронения и старое мусульманское кладбище. Почему гора называется Шаманка или Шаманиха - есть парочка легенд, скорее всего, придуманных туристами, как и многое на Аркаиме.
Сейчас одной из главных достопримечательностей является выложенная туристами спираль на вершине сопки, по которой ходит многочисленная публика. Экскурсовод предупредила, что публика ходит и совершает ритуалы, так что можно тоже походить, но мешать не надо. Вообще, это зрелище поначалу несколько шокирует - темно, холодно, по спирали ходит куча народу с отрешенными лицами и даже раскачивается. Ну и я тоже походила. В центре спирали блаженно дрых какой-то чувак в спальнике. Народ старался на него не наступать. Сказали, что это явление обычное, и люди часто так ночуют, в надежде, что их желания сбудутся, или им приснятся вещие сны, или они исцелятся от своих болезней. Еще в центре круга какая-то женщина обучала девушку как надо медитировать, что про себя думать и т.д. Девушка внимала. Потом женщина ее легонько толкнула и та стала раскачиваться с закрытыми глазами.
Солнце выкатывается из-за линии горизонта очень красиво. Действительно возникает необычное, сказочное ощущение. Видеть Солнце - это так просто и так здорово. Может быть, древние индоевропейцы выбрали для поселения это место отчасти из-за возможности наблюдать рассветы и закаты во всем их великолепии.
По поводу быта - про туалеты уже было сказано. Основной туристический лагерь относительно благоустроен, есть общий умывальник, бесплатный душ с холодной водой (платный и с горячей), столовка, вагончик, где можно купить продукты и предметы первой необходимости, несколько беседок на улице, столики со скамейками. Нижний туристический лагерь (кемпинг), где расположились автомобилисты, этих приятностей лишен и представляет собой просто ряд палаток посреди степи.
Еще, говорят, можно остановиться в ближайшей деревне Александровке и в юртах кочевников - это такие своеобразные гостиницы.
На местах, где размещаются палатки, есть столбы с розетками и электричеством. Предполагаю, что к розеткам есть очередь, потому что там вечно были воткнуты или вилки от чайников-кипятильников или зарядники сотовых. В вагончиках уровень проживания примерно как в общаге среднего пошиба. У нас в вагончике был холодильник, обогреватель, несколько розеток, столик, табуретки, шкафчики, вешалка. Кровати двухъярусные. На экскурсии в музей один гражданин полюбопытствовал: «А какого роста были аркаимцы?» Экскурсовод ответила, что «примерно как мы, 160-170 см». Так вот, мне показалось, что кровати в вагончиках рассчитаны примерно на такой рост. То есть человеку подлиннее и покрупнее будет не очень комфортно.
Экология тут должна быть хорошая (оставим в стороне байки об атомных реакторах), потому что никаких производств поблизости не наблюдается. В окрестностях Аркаима не увидеть торчащие посреди пейзажи дымные трубы, градирни или соответствующие живописно-урбанистические развалины. Ближайшим форпостом горнозаводской цивилизации является Магнитка. Но, тем не менее, это место не лишено некой производственной романтики, поскольку древние аркаимцы были весьма неплохими металлургами и, соответственно, выплавляли цветные металлы в достаточно больших для того времени масштабах.
Насекомый и животный мир. В вагончиках нам сильно мешали мухи. В других вагончиках против мух была развешана клейкая лента, у нас подобного не наблюдалась. Думаю, мух привлекали главным образом туалеты и туристический паек. Комары наблюдались мной в количестве нескольких экземпляров и исключительно около речки. Говорят, есть клещи. Немного. Причем, не энцефалитные, а исключительно лайм-боррелиозные. Так что прививку ставит совершенно необязательно - все равно не поможет.
Кроме того, имелись осы. Меня покусали (конкретно две осы, которые заползли в штаны), причем ночью и совершенно неожиданно. Есть очень симпатичные кузнечики, цикады и стрекочущая саранча. А также бабочки - от маленьких степных мотыльков до крупных желтых махаонов. Между прочим, в окрестностях Екатеринбурга я не видела махаонов лет десять. Над туристическим лагерем летали полчища грачей. Гнездятся они на так называемой горе Любви, которая собственно и называется Грачиной сопкой.
Следует особо отметить местных кошек. Их бродило по лагерю несколько штук, они очень ласковы, хотя довольно осторожны. Еще была собака местной аркаимской породы, которая зачем-то пошла с нами утром на гору Шаманку, а потом довольно часто попадалась под ногами.
Древний аркаимский человек
Согласно общепринятой версии, в Аркаиме жили индоевропейские племена. Или даже протоиндоевропейские. Некоторым нравится говорить арийцы или арии. Экскурсоводы, часто говорят просто «аркаимцы» или «представители аркаимско-синташтинской культуры», подразумевая под этим обитателей Страны городов, которая в эпоху бронзы располагалась в Челябинской области. Что касается, экскурсоводов ридной среднеуральщины, то они обычно говорят о местном древнем человеке следующим образом «люди, которые жили здесь 10 тысяч лет назад… ээээ… наши предки, земляки».
Так вот как мы уже выяснили, роста наши предки и земляки, то есть, аркаимцы были примерно такого же, как мы - 160-170 см. Быт и внешний облик восстанавливается по данным раскопок. Выглядели, судя по реконструкциям физиономий, также как обыкновенные европеоидные люди, о цвете глаз и волос экскурсоводы ничего не рассказали.
Одежду свою красили в вишневый цвет, носили всяческие украшения и ездили на колесницах. Несмотря на веселенькие вишневые рубашечки, жилось аркаимцам в южно-уральских степях не очень-то сладко. Жили недолго, помирали в среднем лет эдак в тридцать, причем от естественных причин. Но радует, что не от черепно-мозговых травм, как скифо-сарматы, тусовавшиеся тут несколько позже. То есть, аркаимцы были люди достаточно мирные, не очень любили обычное для Южного Урала развлечение - драки на свежем воздухе. В обществе царили относительное равенство, братство, а также уважение к правам женщин и сексменьшинств. Служители культа пользовались авторитетом и уважением, но не меньшим уважением пользовались и ремесленники, в частности, металлурги, которых тоже считали кем-то вроде колдунов.
Конечно, публику интересовал вопрос - чегой это они так рано помирали. Может, от каких болезней, типа чумы или холеры. Или, опять таки, атомные реакторы поголовно строили? Вовсе нет. Питание было у них нерегулярное и лишенное многих витаминов. По исследованиям некоторых черепов, все, что у человека на лице могло воспалиться, было у них воспалено. То есть, страдали бедные арийцы от насморка, недолеченных простуд, воспаления глаз и ушей. И по причине многочисленных недолеченных простуд продолжительность их жизней сильно сокращалась. Тут я глубоко посочувствовала древнему человеку, ибо сама отправилась путешествовать с насморком и больным горлом. Были ли у древних аркаимцев носовые платки, или они так и ходили сопливые, сморкаясь с помощью двух пальцев? Этот вопрос наука археология так и не осветила. Также для меня остался неясным вопрос, как они мылись. То есть, была ли у них баня, или они вынуждены были довольствоваться круглогодичным купанием в Большой Караганке. Где даже в солнечном августе водичка до неприличия холодная.
Древний город простоял в степи около 100 лет, и жители, в конце концов, его подожгли, а сами ушли, аккуратно собрав вещички, чтобы археологам совсем уж служба медом не казалась. Предположительно, представители самой гармоничной и экологичной древней цивилизации поизрасходовали в процессе хозяйствования большую часть окрестных ресурсов, лес использовали на строительство, повыкопали руду, их скот подъел и повытоптал поля. Поэтому решили древние арийцы пойти куда-нибудь, где трава зеленее, вода теплее и в целом как-то поинтереснее. В Индию, например.
Аркаим помог мне наконец разъяснить для себя давно волновавшую меня метафору печи и колодца применительно к уральскому пространству. Если посмотреть на герб Екатеринбурга, то можно легко соответствующую символику - то есть рудокопный колодец и плавильную печь. Многих это безобразие возмущает как исторически неинтересное и отвратительно нарисованное. У меня вообще возникали ассоциации с казнью из арабских сказок «и умер он потопленным и сожженным » (предполагалось, что человека засовывали в мешок с известью и кидали в море, в результате происходила простая химическая реакция). А также с убийством граждан Романовых, трупы которых обрабатывали серной кислотой и запихивали в какие-то шахтные колодцы.
Но, разумеется, колодец и печка изначально связаны со священным процессом добычи и выплавки руды. Аркаим позволяет взглянуть на эти образы еще более поэтически. Колодец и печка были соединены в Аркаиме в одну плавильную конструкцию, которая в мифологическом плане символизировала процесс рождения Огня из Воды. Растроганно снимаю с головы головной убор. Колодец тут имеется в виду именно с водой, рудокопных колодцев в Аркаиме вообще не было, поскольку добываемые древним человеком руды располагались достаточно близко к поверхности, и их можно было нормально выкапывать и так. В общем, колодец и печка да. Что наверху, то и внизу, как любил говорить Гермес Трисмегист.