Итак, довелось мне тут на выходных посетить твердыни уральского православия в его никонианском изводе - Актай, Меркушино и, собственно, само брендовое Верхотурье. Даже гражданин архиепископ у нас называется Екатеринбургским и Верхотурским, что как бэ намекает на выдающееся значение этого духовного центра. Исторически Верхотурье известно как один из первых русских городов на Урале.
Тогда еще не существовало мема «Урал - не Сибирь», и Верхотурье, основанное в 1597, уже после походов Ермака, как раз стало воротами в Сибирь, форпостом русской колонизации и уральской духовности. Господа казаки-атаманы, Бабиновская дорога, пушнина-золото-доллары и прочие прелести фронтира.
Проживавшие в данной местности манси (вогулы), собственно, не хотели становиться сильно православне, что часто демонстрировали с ружьями и луками в руках. Собственно, православным давали какую-то денюшку, и обеспечивали рабочим местом. Тем не менее, граждане крещеные манси продолжали себе спокойненько молиться Нуми-Торуму, и делать прочие тому подобные малосовместимые с христианством вещи. А иконы в юртах держали больше для красоты, потому что те были красиво нарисованы.
А Верхотурье, между тем, продолжало благополучно заселяться, богатеть и развиваться в качестве православно-духовного центра. Чему очень помогли вовремя обретенные мощи святого Симеона Верхотурского. Как объяснила экскурсовод, Петру I, то есть «федералам» (это так и было сказано в кавычках - «федералам»), понадобился местный уральский святой в целях развития православия на местах. Но об этом потом.
Актай. Живоносный источник и старец Макарий
Итак, осмотр достопримечательностей начался с села Актай, где располагается храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник», а также сам живоносный источник и купальня при нем. Село расположено на месте впадения реки Актай в Туру. Соответственно, село по реке и названо. Название вовсе не татарско-башкирское, как кажется на первый взгляд, а опять-таки мансийское. Актай также знаменит тем, что в здешнем монастыре проживал старец Макарий. Макарий, в частности известен тем, что был духовником Григория Распутина. Церковная территория близко соседствует с территорией дома отдыха и детского лагеря. Во время войны здесь располагался госпиталь для раненых. На территории растут красивые кедры, посаженные в свое время монахами. Вода в реке Актай почему-то мутная, желтоватая, хотя никаких предприятий поблизости нету, видимо, особенности грунта.
Предполагаю, что туалеты (кстати, от туалетов открывается красивый вид на реку) также относятся к территории детского лагеря. Внутренние стены туалетов украшают надписи, повествующие о бурной сексуальной жизни обитателей, например, «Инна, куннилингус я тебе сделаю».
Ну ладно, хватит о мирском, теперь о духовном. Храм весьма благолепен и уютен, пахнет хорошо, свечки горят, иконы красивые и лица на иконах приветливые.
Прочая братия и прихожане на вид не злобные. При храме есть церковная лавка, где торгует опять-таки вполне симпатичная и приветливая женщина. В лавке можно посмотреть-почитать развешанные на стенах познавательно-краеведческие материалы и православную газету, в которой упоминается второе начало термодинамики (да-да-да, это мой любимый закон!). Цены на обряды, которые можно посмотреть на прейскуранте у входа, весьма демократичные. А крещение осуществляется вообще бесплатно. Окунание в живоностный источник также бесплатно. На входе в купальню расписан положенный по обряду алгоритм действий при купании с соответствующей молитвой Пресвятой Богородице. По легенде, источник обладает живительными свойствами, в связи с чем даже раненые из того самого госпиталя исцелялись быстрее. Но на себе пробовать не стала.
Кстати, было холодно. Ну я тут как православне практически
Про старца Макария. Старец Макарий (кстати, некоторые пытались приобрести в лавке икону с изображением Макарий, но безрезультатно, ибо старец сей к лику святых не причислен ) был личностью довольно симпатичной, и воплощал в себе архетип Пастуха. Повышенным ЧСВ он явно не страдал. Приезжали к старцу всякие образованные граждане, просили поучить, рассказать как жить. На что старец отвечал, что человек он простой, необразованный, и чего они собственно к нему приехали. Любил старец всяческую живность, в частности, кур и коров, с которыми разговаривал гораздо охотнее, чем с образованными людьми. Крестьяне за это прозвали его "птичьим святым". Также отличался способностями к предсказанию будущего и уважением к художникам в состоянии творческого кризиса.
Слева - старец Макарий, справа - Григорий Распутин
Знакомство и духовное общение с Распутиным вышло старцу Макарию боком. После убийства Распутина птичьего святого арестовали и посадили в острог. Где- через какое-то время он благополучно и помер, последовав за своим духовным учеником.
Еще кусочки Актая:
Местное кошко-подросток неопределенного пола. Как настоящее уральское кошко - чёткое и дерзкое, и даже гоняет местную собачку, которая также подлизывается к туристам в ожидании колбаски.
Практически питерского вида дама
А развлечения - на личный вкус (см. про надписи в туалете)
Думаю, продолжение еще последует...