Вода и горы.
Летний семейных отдых в австрийских Альпах.
1. Краков - королевская столица Польши
2. Величка - старая соляная шахта 3. Вена - столица Империи 4. Мильштаттер Зи и Шпиталь - осваиваем ближайшие окрестности 5. Гроссглокнер Хохальпенштрассе - дорога сквозь горы 6. Драва и Мелльталер Глетчер - международная водная артерия и круглогодичный лыжный курорт 7. Оссиахер Зи, Анкогель-Малниц и Раггашлюхт - соседнее озеро, еще один горнолыжный курорт и уникальное ущелье 8. Вилд-парк, пляж и Качберг - детские развлечения и горнолыжный курорт на границе Каринтии и Зальцбургерленда 9. Малта и Оравский замок - крупнейшая австрийская дамба, трекинг и путь домой через Словакию Лето, ах лето, лето красное, будь со мной! Я люблю все сезоны, ну почти, каждый из них хорош по-своему. Но лето все равно впереди всех, если бы еще не было так жарко! Поэтому в целях борьбы с жарой первый наш настоящий семейный отпуск было решено провести в горах. А как же купание, спросите вы? Младенцу надо купаться - это и полезно и приятно. На что я могу ответить, что купаться я люблю и сам, поэтому поехали мы не просто в горы, а на горное озеро. В Альпах довольно много озер, но не все они находятся в милых моему сердцу и кошельку странах, не все из них достаточно велики, не все хорошо прогреваются, не везде гарантирована более-менее теплая и сухая погода. И вот после изучения материалов, консультаций и сравнения предложений жилья было выбрано озеро Мильштаттер в австрийской Каринтии:
Часть первая: Краков - королевская столица Польши
Логистика нашего путешествия в этот раз была не совсем обычной. На месте нам, несомненно, была нужна машина, без нее там делать вовсе нечего, да и вещей для семьи с ребенком на три недели нужно немало (чего стоит одна наша
супер-коляска!). Но ехать на машине несколько тысяч километров с 10-и месячным малышом представлялось неразумным, с какой стороны ни посмотри. Поэтому мы разделились - Марии и Григорию были куплены билеты Москва-Вена за довольно смешные деньги, а я отправился из Москвы на машине. Чтобы не рисковать опозданием и иметь запас на всякие непредвиденные сложности, билеты на самолет были куплены на вечер понедельника, а сам я выехал ранним субботним утром. Пробравшись через еще небольшие в 7 часов утра пробки, я бодро катил на запад и доехал до Минска, где навестил своего бывшего коллегу, решившего вернуться на родину. Я бывал до этого в Минске, но этот город все равно оставил отличное впечатления продуманностью своей инфраструктуры. Впрочем, надолго я там не задержался и уже непоздним вечером проходил Белорусско-Польскую границу в Домачево. В зеленом коридоре я был практически один, но процесс от въезда с белорусской стороны до выезда с польской все равно занял 40 минут. Но я провел время с пользой, вбивая в навигатор непростой маршрут до Кракова в объезд крупных городов. Как оказалось - зря. Вечером субботы боятся пробок было глупо, а вот ночлега на своих местных дорожках я не нашел - немногочисленные гостиницы были или закрыты или переполнены по случаю свадеб. Ну ничего, переночевав в машине, я оказался в Кракове к 8 утра воскресенья. А значит, у меня был целый день на него и еще половина дня на что-то другое до того, как надо было выезжать на встречу с семьей.
Краков порадовал с первого взгляда. Моя гостиница располагалась в стороне от центра, а путь к Вавельскому замку пролегал по берегу Вислы, полностью отданному для прогулок и велосипедистов:
Краков был основан еще в X веке и, благодаря судоходности Вислы, довольно быстро рос и богател. В 1320 году тогдашний польский король сделал город своей столицей, коей он и оставался до 1596-го года. Впрочем, и позднее короли Польши короновались именно здесь, пока в 1772-м году Польша не исчезла как самостоятельное государство. Но Краков не полностью разделил судьбу страны, после наполеоновских войн в 1815-м году он был объявлен «вольным» городом и получил независимость. В эти годы Польшу не раз потрясали восстания, город был неоднократно оккупирован и в результате в 1846-м году был окончательно присоединен к Австрийской Империи. Снова он стал независимым вместе со всей Польшей, после ее окончательного объединения в 1918-м году.
Но вернемся к прогулке. Первым объектом на моем пути был Вавельский замок, расположенный на холме у берега Вислы:
Место это было облюбовано под крепость одновременно с образованием города, а каменные укрепления возникли в XIV веке. Как положено, замок неоднократно перестраивался, горел и к моменту потерей Польши независимости пришел в упадок. Новая история замка началась сто лет назад, когда поляки выкупили его у Империи и превратили в музей.
Сегодня Вавель - это отличное место для прогулок, храмы и музеи соседствуют с кафе и роскошными клумбами:
Даже не заходя в музеи (грех было в такой великолепный день слоняться по помещениям, да и злотых пожалел), тут есть на что посмотреть и чем полюбоваться:
Замок, как это встречается в Восточной Европе (например, в Праге), находится не в центре старого города, а на его окраине - король отдельно, подданные отдельно. Поэтому спускаюсь с холма и углубляюсь в Краков, бросая прощальный взгляд назад:
Старый город весьма просторен, улицы широки, много светлых больших площадей, поэтому фотографировать удобно. Одна из церквей Кракова, в ней вечером должен был состояться концерт Моцарта, и я запланировал его посещение:
Дохожу до огромной центральной площади Рынок с Мариацким костелом XIV века на ней:
В центре площади находятся Суконные ряды. И сейчас, как и почти тысячу лет назад, тут идет торговля. Уже не сукном, а преимущественно сувенирами, но и Краков теперь не вольный торговый город, а крупный туристический центр:
Для туристов тут сделано все. И огромное количество гостиниц от студенческих хостелов (т.е. общежитий), в которых можно переночевать за 5 евро с человека, до роскошных отелей. Многочисленные сувенирные магазины, продавцы в которых говорят на всех окрестных языках - от немецкого и английского до русского. В одном таком магазине продавщица, узнав, что я из России, сказала, что мне должно быть просто понимать польский (в качестве исключения русским она не владела). На что я ответил, что везде есть свои нюансы. Вот слово «склеп» по-польски означает «магазин», в котором мы сейчас и находимся. А по-русски это будет уже «могила». Так что лучше я буду пользоваться знакомым английским.
Одним из Краковских развлечений, наверняка позаимствованным у бывшей метрополии, является прогулка на фиакре. И ряд колясок около базилики ждет своих пассажиров:
Продолжаю свой путь и дохожу до сохранившегося фрагмента городской стены. Сейчас она отдана под кафе и вернисажи, которые удивительным образом хорошо вписались в оборонную архитектуру. Вы только представьте себе подобное под Кремлевской стеной! У меня не получается, а здесь выглядит удивительно гармонично:
На одной из улиц становлюсь свидетелем небольшой «аварии» и работ по устранению ее последствий. Ну что же, дело обычное, лошади есть лошади:
Как это было принято в средневековье, дома стоят один к другому, даже для церкви не сделано исключения, она так же включена в общую застройку:
По дороге прохожу мимо неприметной двери, и только таблички на стене выдают ее непростой характер. Завидую я краковчанам:
Делаю по старому городу круг и дохожу до Казимежа - еврейского района Кракова. В нем происходили события фильма «Список Шиндлера», собственно его фабрика находится неподалеку отсюда, на другом берегу Вислы. Казимеж до 1818 года был отдельным городом-спутником Кракова и с XVI века был заселен преимущественно евреями. Вторая мировая война уничтожила его население, поэтому теперь это просто туристический аттракцион, выгодно эксплуатирующий еврейскую тему. Те же рестораны с еврейской кухней раза в два дороже, чем окрестные заведения с кухней польской. Впрочем, выглядит все довольно аутентично:
На территории Казимежа сохранилось 7 синагог, в одну из них я зашел. Нужно понимать, что синагога - это не храм (которых у иудеев сейчас нет), а дом собраний, поэтому центральная часть занята помостом для чтения Торы, а у восточной стены стоят книжные полки:
Еще немного Казимежа:
Но Казимеж это не только жившие тут евреи. Тут находится очень интересный Музей Городской Инженерии, располагающийся в старом трамвайном депо. К сожалению депо было закрыто, и на трамвае я покататься не смог, но все равно погулять по нему было интересно:
Как вам веломобиль с квадратными колесами, который ездит? Ну только дорога нужна соответствующая:
В отдельном помещении находится выставка польских автомобилей. Ничего не напоминает?
Да, это еще один клон Фиата, в данном случае 127-ой модели. И с названием поляки выпендриваться не стали, никакой «Вислы» или «Агнешки», а просто - Polsky Fiat (это другая, более ранняя машина, которая сама к сожалению не получилась):
А вот уже более оригинальная модель на базе Fiat 126. Поляки производили его под именем Fiat 126p, и разработали аэродинамический кузов. Довольно продвинутый для 1982-го года, а вес в 630 кг и расход в 4 литра на 100 километров даст фору современным экономичным автомобилям:
От автомобилей перехожу к мотоциклам. Sokol 1000, самый массовый польский мотоцикл. Неуловимо напоминает мне наш «Урал» и более ранний М-72, скопированный с BMW R71. Но тем не менее это самостоятельная польская разработка:
После музея я планировал дойти до дома, чтобы отдохнуть и вернуться в город на Моцарта. Но, увы, напротив обнаружился ресторан со своей пивоварней, мимо которого пройти я не смог:
И вот эта маленькая кружка пива органично дополнила вчерашнюю тысячу с лишним километров дороги и короткий ночной сон в машине. Поэтому вернувшись в гостиницу, обратно я выйти уже не смог и проспал до утра. А на утро у меня была запланирована
шахта в Величке.