"Это место пользуется дурной славой. Здесь дети играют в зэков и охранников. Здесь на семь тысяч вольного населения приходится около двух тысяч за колючей проволокой". Из фотоальбома "Пермский край", Пермь, Сенатор, 2013.
И именно этому месту мы решили посвятить добрую половину следующего, увы, последнего дня нашего пребывания в чердынских землях.
"Ныроб" в переводе с коми-пермяцкого "поле Носа". Или "Носово поле". В первом письменном упоминании о деревне Ныробке, 1579 года говорится, что тут проживает некто Иванко Нос.
Так случилось, что уральская земля стала альфой и омегой для царской династии Романовых. Про то, как и где закончили свои дни и сам Николай Второй и его многочисленные родственники, известно всем. Дом Ипатьева в Екатеринбурге, Королёвские номера в Перми, Алапевск... А вот про то, что именно на Урале нашёл свой конец человек, который, повернись история чуть по другому, возможно был бы первым из этой династии, взошедшим на царский престол, я узнал только, когда стал готовиться к этой поездке.
Борис Годунов - первый русский царь не из династии Рюриковичей, вступивший на престол в 1598 году, прекрасно понимал всю ненадёжность своего положения. Ведь кроме него на царство претендовали мощные боярские группировки Шуйских, Мстиславских и Романовых. Укреплять своё царствование Годунов начал универсальным для всех времён способом - репрессиями и интригами. И одними из первых жертв Годунова в 1601 году стали пять братьев Романовых. Кого-то постригли в монахи, кого-то сослали в северные земли на берега Белого моря, а самого опасного по мнению Годунова - боярина Михаила Никитича Романова в 1602 году увезли в захолустную деревеньку Ныробку.
Для знатного узника вырыли яму "в сажень глубиной", закрыли её сверху деревянным накатом, получив подобие землянки. Еду, весьма скудную, спускали Михаилу через дыру в настиле. К зиме оборудовали очаг, топившийся "по чёрному". Вдобавок, на боярина надели те самые оковы, которые мы видели днём раньше в Чердынском музее.
Расчёт был простой - Романов не долго протянет в таких адовых условиях и быстренько отдаст богу душу. Но боярин продержался почти год! Благодаря не только железному здоровью, но и помощи местных крестьян, тайком бросавших ему пищу. Но вскоре другой, менее сердобольный местный "стукнул куда надо", крестьян схватили, пытали и сослали в Казань. А Михаил Романов вскоре умер. Как предполагают, не без помощи охранников, которым просто надоело ждать "естественной" кончины узника.
После воцарения Михаила Федоровича Романова (племянника ныробского Михаила), в благодарность за помощь жителей Ныробки освободили от налогов и построили церковь, придав тем самым скромной деревне статус села. До революции Ныроб был местом массового паломничества верующих, в основном, из-за хранившихся в Ныробе оков Михаила Романова, которые конечно же приобрели славу целительных и чудодейственных. А тюремные традиции, заложенные здесь Борисом Годуновым продолжились много позже.
И вот мы на месте заточения боярина Михаила. Часовня стоит прямо над ямой. То, что мы видим на фото - новодел, построенный в нулевых. Оригинальное здание разрушено в советское время. В 1913 году, в честь 300-летия дома Романовых, здесь был устроен сад, обнесённый оградой, сохранившейся до наших дней. Сбиты были только символы царской власти. А вот сад не уцелел. Ограда на самом деле довольно высока. Просто очень много снега.
Не откажу себе в удовольствии запостить и себя любимого. :)
К большому сожалению, часовня оказалась закрытой и осмотреть саму яму Романова не удалось. Как не удалось бы увидеть и те самые оковы Михаила Романова, если бы их не перевезли некоторое время назад в краеведческий музей Чердыни для какой-то выставки. Я хотел было махнуть через забор, чтобы подойти к часовне поближе, но как-то застеснялся. :) Осмотрев историческое место, перемещаемся в следующей достопримечательности посёлка, расположенной совсем неподалёку.
И вот она, красавица! Церковь Николая Чудотворца или Никольская церковь, построенная в 1704-1705 годах. Пожалуй, самый красивый из храмов, виденных мной когда-либо вообще.
А началось всё с деревянной церкви, построенной на этом месте в 1613-1614 годах. Однажды, в 1613 году, мимо Ныробки проходили купцы, возвращавшиеся в Чердынь из северных земель. И около дороги увидели они стоящую на пне икону Николая Чудотворца. Купцы не решились сами взять её в руки, но по прибытию в Чердынь, рассказали о ней горожанам. Чердынцы тут же поспешили в Ныробку, перенесли икону в свой город, но... на следующее утро она вновь оказалась в Ныробке. Снова перенесли её в Чердынь и снова икона чудесным образом вернулась на место своего обретения.
Чердынский воевода отписал об этом царю Михаилу Фёдоровичу, а тот усмотрел в этом знамение и повелел построить в Ныробке храм в честь Николая Чудотворца.
В 1614 году была освящена деревянная церковь, в которую поместили и чудесную икону. Трижды деревянная церковь горела, но икона оставалась невредимой. Считалось, что она не должна была покидать Ныроб и специально для того, чтобы её могли видеть и жители других мест, с иконы был сделан список (копия). После революции икона исчезла, судьба её неизвестна. А список до сих пор хранится в Чердынском краеведческом музее.
В 1705 году взамен обветшавшей деревянной церкви был построен каменный храм. По легенде, строили его люди, "неизвестно кем нанятые, неизвестно откуда взявшиеся". Строили без лесов и подъёмных механизмов, прямо с земли. Выложат стены за день, а ночью всё, что выложено, уйдёт под землю, так что на следующий день кладка продолжалась опять от земли. По другой версии наоборот - строили ночью, чтобы никто не видел, а в землю уходило построенное только под утро. Но как бы то ни было, как только строительство закончилось и таинственные мастера ушли "на утро церковь вся, как есть, вышла из земли и стоит до наших дней". Таинственная и красивая история! И сам храм производит очень сильное воздействие. Белые стены, затейливая кирпичная кладка, огромные маковки, которые кажется плывут в морозном воздухе сами по себе... К сожалению, нам опять не повезло: попасть внутрь не удалось, храм был закрыт.
Это ещё одна достопримечательность Ныроба - Свято-Никольский родник. Говорят, именно здесь жители скрывали явленную икону Николая Чудотворца от врагов, время от времени воевавших эти земли.
Зимняя сказка!
Вода источника была очень холодной, но оказалась удивительно вкусной. Я пил горстями, пока не занемели пальцы. Вода имеет некоторое количество серебра и действительно обладает целебными свойствами. Жаль, мы не догадались взять с собой бутылку, чтобы набрать воды с собой.
Ну и напоследок, несколько видов современного Ныроба. Вновь уральский чудо-снег, обливающий всё сахарным кремом.
Улица называется Степная. Забавное название для таких мест.
Типичный поселковый пейзаж. Подумалось, что и наш родной посёлок Рассольный, доживи он до наших дней, выглядел бы точно так же.
Некоторые фото приходилось делать прямо из машины, сквозь запотевшее стекло. Кстати, чердынский таксист, предложивший свои услуги по доставке нас в Ныроб, ездит на "Калине". И ничего. Даже сорокаградусные морозы не мешают бизнесу. Не говоря уже о каких-то жалких минус двадцати! :)
Пластиковые окна и даже остеклённые балконы...
Культурная и коммерческая жизнь посёлка бьёт ключом. Ещё бы грамотность подтянуть... :)
Местный супермаркет. Всё по взрослому.
Вот что мне очень понравилось в Пермском крае. Накануне ночью был сильный снегопад, но уже с утра на трассе вовсю работала снегоочистительная техника.
Хоть и говорят, что Ныроб - самое северное поселение края, а дальше идут только зоны, считать его глухим и оторванным от цивилизации захолустьем не стоит. Автобусы до Перми ходят два раза в день, ежедневно, ещё больше рейсов до Соликамска. Один из которых и попался нам навстречу.
А это да - продолжение "тюремных традиций, заложенных Борисом Годуновым". Одна из ныробских зон. Снимал, не выходя из машины. Мало ли что. :)
Как нам сказали, всего их здесь три: зона-поселение, обычная зона и зона строгого режима. Ведут своё начало они ещё от царской каторги. Из известных людей в Ныробе "отметились" Клим Ворошилов, мотавший здесь срок ещё при царе, а из современников - "оживитель усопших" Гробовой.
Сегодня нам ещё надо успеть в чердынский Музей истории веры, да и погода начала как-то портиться, поэтому быстренько едем назад в Чердынь, иногда останавливаясь по моей просьбе. Потому, что виды за окном иногда просто потрясающие.
Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы в селе Камгорт.
Относительно новая, 1915 года, всего 100 лет. Сейчас потихоньку реставрируется.
Отдельно хочу сказать о названиях местных сёл и посёлков. Чердынь, Ныроб, Камгорт, Покча, Искор, Вильгорт... какая музыка слов и звуков! Это вам не Семёновка, Тютюновка и колхоз имени Ильича! Здесь - сама история, не тронутая никакими социальными катаклизмами.
Вильгорт.
Что же, поездка в Ныроб подошла к концу. Таксист Константин по дороге рассказывал о других, весьма многочисленных достопримечательностях этих мест: о камне Ветлан, о широкой и узкой "улицах", об этнографическом фестивале "Сердце Пармы", проводящемся здесь ежегодно, о пещере Дивья и о многом другом. Скрытая реклама оказала своё воздействие. Наверное, это не последний мой визит в Чердынь! :)