Из «Описания Троицкого Калязина мужского первоклассного монастыря, Тверской епархии», составленном Алексеем Лебедевым в 1867 году:
«В городе Калязине в полуверсте от левого берега Волги, над самым озером, омывающем с трех сторон обширную луговину, обставленную посадскими домами с уединившимся приходским храмом и осененную вековым сосновым бором, высятся каменные огромные стены и башни, блещут кресты и главы церквей и колоколен. Это Троицкий Калязин мужской первоклассный монастырь Тверской епархии.
Место, где стоит этот монастырь, в XV столетии принадлежало к уделу Дмитровского князя и было окружено владениями некоего богатого человека, по имени Ивана Коляги; оно покрыто было дремучим лесом и непроходимыми дебрями и служило убежищем диких зверей. Но по судьбам Божиим, этой мрачной и безмолвной пустыне вскоре суждено было процвесть как крину, быть преисполненным благоуханием святыни и послужить приютом для спасения душ многих.
Вот как это последовало.
В пределах Тверских, близ города Кашина, обитал в своем поместье некто благородный воин, именем Василий, прозванием Кожа, прославленный на службе великого князя Василия Васильевича Темного, от которого получил похвальную грамоту и саму фамилию, по случаю принесенного им неприятельского трофея*. Древний род господ Кожиных ведет от него свое начало. В селе его Грибкове, что ныне Кожино, родился у василия и супруги его Ирины сын, которого назвали они во св. крещении Матвеем и воспитали в страхе Божием. Семилетнего отрока отдали родители в научение грамоте, потому что готовили в нем верного слугу и князю и земли русской; но сын их с юного возраста пожелал быть воином Царя небесного: по зову евангельскому, он помышлял только о шествии вслед за Христом, и раздаянии всего имущества убогим, чтобы обрасти себе сокровище на небеси.»
---
* Преследуя Дмитрия Шемяку, он убил под ним коня, и часть кожи с него, с воинскими доспехами сего князя, привез к великому князю в Москву. Грам. кн. Василия Темного 1450 года.
---
Далее из «Описания» мы узнаем, что родители женили Матвея на Елене Яхонтовой. Спустя год родители Матвея скончались. Матвей и Елена дали друг другу обет, что тот, кто переживет в браке, другую семью не создавал, а посвятил свою жизнь служению Богу. Не прошло и трех лет, как скончалась супруга и Матвей, исполняя обет, ушел в ближайшую обитель святителя Николая, на урочище, называемом Клобуково. Игумен постриг его в иноческий образ, изменив имя с Матвея на Макарий. После многих лет, проведенных в обители, Макарий почувствовал необходимость в уединении и безмолвии. Игумен благословил его на новый подвиг.
«…Много обошел он пустынных мест, отыскивая себе пристанище для безмолвия, Богом наставляемый, нашел близ реки Волги, в дремучем лесу, между двух озер, место водами как бы стенами огражденное, которое показалось ему весьма удобным для духовных подвигов, и он, водворившись в пустыне, чая Бога спасающего, на месте, где стоит теперь Троицкий монастырь, молитвенно водрузил крест, поставил малую келию и в ней заключился…»
«…Слава о святой жизни Макария стала распространяться, и к нему, мало помалу, начали собираться ревнители иноческого жития; устроились здесь кельи и составилось братство, или вернее сказать, основалась обитель. В котором году это было, не известно, но, по соображению некоторых обстоятельств, никак не позже 1434 года.»
«…Но обитель, или монастырь, твердое и прочное основание получает тогда, когда, с разрешения правительственной власти, имеет храм для общественных молитв и совершений бескровной жертвы, когда имеет настоятеля для управления братией, поставленного от епархиального архиерея. Но этого и недоставало здесь. Макарий со своими совсельниками чувствовал этот недостаток, но построение храма преподобный не прежде решился, как после многих лет своего пустынного искуса; тогда только по благословению архипастыря, приступил к сооружению малого деревянного храма, назнаменовав над ним имя Живоначальной Троицы.
Но с открытой постройкой храма начали вооружаться против святого пустынника враги открытые, видимые, по наущению невидимых. Восстал один из окрестных владельцев, Иоанн, прозванием Коляга. …Ему представилось, что здесь вскоре должна образоваться обитель, и что смежные земли его припишутся к ней и отойдут от него.»
Далее мы узнаем, что Иван Коляга решил убить Макария. Однако Колягу вскоре постигло несчастье: сначала вымерла вся семья его, а потом и сам он тяжело заболел. Считая это Божьей карой за свои злые намерения, Коляга пришел к Макарию с раскаянием, попросил прощения и постригся в монахи.
Жизнь обители тем временем шла своим чередом. Храм был построен. К 1444 году монастырь был полностью благоустроен. Монастырь процветал. В «Описании» Лебедев приводит некоторые примеры деятельности монастыря, в том числе и явление чудес.
Наконец преподобный Макарий достиг маститой старости - 83 лет. «Отцы и чада возлюбленные, отхожу в путь отцов моих, как и все земнородные, вас же предаю Богу, могущего вас наставить и дать вам наследие вечное. Соблюдайте себя в посте и молитве от наветов вражьих, и призрит Господь смирение ваше; разумейте, братья: аще имам дерзновение к Богу, по отшествии моем, обитель моя не оскудеет, но распространится». 17 марта 1483 года Макарий скончался. Таковы краткие сведения о жизни основателя Троицкого Калязина монастыря.
(Продолжение следует...)
---
СОХРАНИМ КОЛОКОЛЬНЮ В КАЛЯЗИНЕ! Подписать петицию:
http://goo.gl/fQaNov