По следам Воланда: Весенний бал полнолуния в резиденции американского посла.

Oct 26, 2012 20:48


Вот и дошли у меня руки написать про Спасо-Хаус - резиденцию американского посла, в которой Воланд давал свой Весенний Бал. Объект это закрытый, практически режимный, поэтому простому смертному посмотреть вживую на его интерьеры мало реально. Но к большому счастью, пара моих знакомых получили туда приглашение на какой-то прием, а вместе с ним мои настоятельные просьбы "сфотографировать ну-что-нибудь-ну-как-получится". Получилось по-разному - вы сами увидите :)



Фотографии публикуются с разрешения их авторов, пожелавших остаться неизвестными. Мои вотермарки тоже они мне разрешили поставить.


Считается, что в описании Великого бала у Сатаны М.А. Булгаков использовал впечатления от приема, который был дан американским послом в Москве в апреле 1935 г. Это мероприятие проходило в резиденции американского посла, расположенной по адресу Спасопесковская площадь, 10. Особняк этот сегодня, даже в официальных документах, называют Спасо-Хаусом - по названию площади и расположенной рядом церкви Спаса на Песках.

Вывод о посольском приеме как прообразе Бала Сатаны делается в первую очередь на основе воспоминание Е.С. Шиловской, третьей жены Булгакова. И у исследователей есть все основания ей верить:
- Советская наглядная пропаганда тех лет часто изображала "американский империализм" в облике дьявола.
- Для полуопального литератора, каковым был Булгаков, прием в американском посольстве - событие почти невероятное, сравнимое с балом у сатаны. Особенно прием такого размаха: «Весенний Фестиваль», так назывался апрельский бал 1935 г., был одним из самых громких приемов Москвы эпохи СССР.

Это было самое начало дипломатических отношений СССР и США. Американский посол просто обязан был устроить что-то невероятно фееричное для достойного позиционирования своей страны и себя в московских дипломатических кругах. Первой ласточкой был рождественский прием 1934 года по случаю Рождества. Тогда из московского цирка выписали трех тюленей, которые выносили гостям елку и подносы с шампанским. Но в полном объеме цель была достигнута весной 1935 года. Не пускаясь в описание мероприятия (об этом ниже, упомяну только, что на «Весеннем Фестивале» американского посольства присутствовали все ведущие общественные и политические фигуры Советского Союза: нарком иностранных дел Литвинов, нарком обороны Ворошилов, председатель ЦК партии Каганович, писатель и член редколлегии “Известий” Радек, маршалы Егоров, Тухачевский и Буденный.

Фасад Спасо-Хауса. Впрочем, ни Маргарита, ни Воланд никогда его не видели - Весенний Бал Воланд давал все в той же многострадальной квартире Степы Лиходеева.


Но вернемся к описанию Бала Сатаны Булгаковым и постараемся соотнести их с реалиями резиденции американского посла.

Маргарита увидела себя в тропическом лесу. Красногрудые зеленохвостые попугаи цеплялись за лианы, перескакивали по ним и оглушительно кричали: «Я восхищен!» Но лес быстро кончился, и его банная духота тотчас сменилась прохладою бального зала с колоннами из какого-то желтоватого искрящегося камня. Этот зал, так же как и лес, был совершенно пуст, и лишь у колонн неподвижно стояли обнаженные негры в серебряных повязках на головах.

Для «Весеннего фестиваля» в Спасо-Хаус из Московского зоопарка привезли несколько горных коз, десяток белых петухов и медвежонка. Для полноты ощущений рабочие соорудили в зале приемов искусственный лес из 10 березок. И, наконец, был сооружен вольер для фазанов, маленьких попугайчиков и сотни зябликов, также позаимствованных у зоопарка.

Большой зал Спасо-Хауса, в котором обычно проходят приемы. Колонны есть, хоть и мраморные, а не "из искрящегося камня".


Невысокая стена белых тюльпанов выросла перед Маргаритой, а за нею она увидела бесчисленные огни в колпачках…

Обеденный стол на весеннем приеме был украшен тюльпанами и листьями цикория, зеленеющими на влажном войлоке, что, по замыслу авторов композиции, должно было имитировать лужайку. Жена Булгакова также вспоминала о «Массе тюльпанов, роз - из Голландии».
Оркестр человек в полтораста играл полонез. …
- … Здесь только мировые знаменитости.
- Кто дирижер? - отлетая, спросила Маргарита.
- Иоганн Штраус …

В Москву специально для этого бала был выписан оркестр из Праги.

За люстрой виден балкончик, на котором могли располагаться музыканты. Кстати, висящая здесь люстра - одна из претенденток на звание "той самой люстры, на которой раскачивался Бегемот".


В следующем зале не было колонн, вместо них стояли стены красных, розовых, молочно-белых роз с одной стороны, а с другой - стена японских махровых камелий. Между этими стенами уже били, шипя, фонтаны, и шампанское вскипало пузырями в трех бассейнах, из которых был первый - прозрачно-фиолетовый, второй - рубиновый, третий - хрустальный. Возле них метались негры в алых повязках, серебряными черпаками наполняя из бассейнов плоские чаши.

В центре большого зала во время приема был установлен фонтан с шампанским. А вот как вспоминает Е.С. Шиловская: «В верхнем этаже - шашлычная. Красные розы, красное французское вино. Внизу - всюду шампанское, сигареты».

Примерно под люстрой и стоял фонтан с шампанским.


Маргарита была в высоте, и из-под ног ее вниз уходила грандиозная лестница, крытая ковром.

Лестницы в Спасо-Хаусе две: одна поднимается от вестибюля на уровень главного зала, а другая - от главного зала наверх в жилые помещения (она называется главной лестницей). Причем эти лестницы располагаются "друг за другом", так что стоя на вершине второй ты можешь видеть начало первой.

Лестница ведущая из вестибюля в главный зал.


А вот это вид примерно с той же самой точки, но в другую сторону - на лестницу, ведущую в жилые помещения (слева располагается главны зал).


Главная лестница.


Внизу, так далеко, как будто бы Маргарита смотрела обратным способом в бинокль, она видела громаднейшую швейцарскую с совершенно необъятным камином, в холодную и черную пасть которого мог свободно въехать пятитонный грузовик.

Камин в вестибюле Спасо-Хауса действительно есть. И его даже можно рассмотреть с лестницы.


Только вот две проблемы: камин этот маленький, электрический и установлен совсем недавно. В булгаковские времена его на этом месте не было.


Так что Спасо-Хаусу пришлось претерпеть значительные перестройки в воображении писателя, чтобы разместить под своими сводами Весенний Бал Полнолуния.

И, напоследок, несколько фотографий библиотеки Спасо-Хауса. К Мастеру и Маргарите она никакого отношения не имеет, но, мне кажется, их просто любопытно посмотреть.







При подготовке использовались следующие ресурсы:
http://russian.moscow.usembassy.gov/spasohistory.html
http://www.bulgakov.ru/v/bal/
http://www.youtube.com/watch?v=36FHGka2hEs
http://moscowwalks.ru/2012/01/18/spaso-house/
Другие мои заметки о Булгаковской Москве читайте здесь

Булгаковская Москва, Москва

Previous post Next post
Up