Нет, наверное, в Москве более популярного Булгаковского адреса, чем "нехорошая квартира". В квартиру №50 по адресу Большая Садовая, 10 (302-бис - это зашифрованный по формуле (3+2)х2 номер здания) начиная с 80-х годов идет непрекращающийся поток поклонников писателя и его "закатного романа". Сегодня здесь располагается музей М.А. Булгакова. Мало кто задумывается, что "нехорошая квартира" из "Мастера и Маргариты" включила в себя черты и других мест, где жил или бывал Булгаков.
Но сначала, все же, о той самой квартире №50. Здесь Булгаков жил с осени 1921 года по август 1924 года. Здесь же жила некая Анна Горячева, вошедшая в историю как Аннушка, сгубившая Берлиоза. "Мастера и Маргариту" Булгаков начнет писать только в 1929 году, уже совсем в другом месте, но именно эта квартира больше всего окажется связанной с романом.
Здание по адресу Большая Садовая, 10 было построено в начале прошлого века. Это был доходный дом - дом, квартиры в котором предназначались для сдачи в наем. В годы советской власти дом стал одним из первых в Москве домов-коммун. Иначе говоря, коммуналок.
В те времен, когда здесь жил Булгаков, перед домом располагался палисадник, уничтоженный при расширении Садового кольца в 1938 году.
ул. Большая Садовая, 10. Фото 1920-27 гг.
Даже в отрыве от связи с творчеством Булгакова, дом этот заслуживает внимания. Это интересный пример московского модерна, более всего проявившегося именно в доходных домах.
Однако о модерне как-нибудь потом. Чтобы войти в жилые подъезды дома нужно пройти через арку, расположенную в центре здания. Сегодня на ней даже висит табличка с указанием его "литературного" адреса, так что ошибиться сложно.
Интересующий нас подъезд №6. Раньше чтобы попасть туда, нужно было знать код от замка, который жильцы подъезда исправно запирали. Правда, если немного поискать рядом с подъездом, обязательно обнаруживалась заботливо оставленная кем-нибудь надпись или бумажка. Сейчас дверь открыта для всех.
Дверь в подъезд еще носит следы военных действий между жителями дома и поклонниками творчества Булгакова, но в последнее время перемирие, вроде бы, никто не нарушает.
Уже на лестнице, ведущей к квартире Булгакова вас встречают его герои. Эту лестницу начиная с 80-х годов расписывают поклонники автора. Рисунки периодически закрашивают, но они появляются снова. Сейчас некоторые наиболее интересные творения сотрудники коммунальных служб стали обходить стороной.
Квартира №50 располагается на самом верхнем, пятом, этаже. Вход в нее теперь запирает железная дверь, но старая деревянная никуда не делась. Вряд ли она осталась здесь со времен Булгакова, но определенное чувство эпохи передает.
За дверью находится бывшая коммунальная квартира, а ныне - музей М.А. Булгакова. Квартира полностью сохранила свою первоначальную планировку, но вот обстановка, увы, за долгие годы была утрачена. Сегодня здесь можно посмотреть несколько экспозиций, посвященных Булгакову, истории дома, а также быту 20-х - 30-х гг. прошлого столетия.
Нас больше всего интересует 4-я комната справа по корридору - та самая комната, где жил писатель со своей первой женой, Татьяной Лаппа.
План с сайта музея:
http://www.bulgakovmuseum.ru/ Сегодня здесь находится экспозиция, воссоздающая быт семьи писателя в начале 20-х годов.
Не все представленные здесь вещи принадлежали Булгакову. Полка со сфинксами, расположенная над столом действительно висела в этой комнате в начале 20-х годов...
... а вот резной стол с двумя тумбами никогда в комнате Булгакова не стоял, и принадлежал дяде писателя, известному врачу Н.М. Покровскому, ставшему прототипом профессора Преображенского из «Собачьего сердца».
Принадлежал семье Булгакова и вот этот плюшевый гарнитур, когда-то зеленый, а теперь выцвевший.
Из окон квартиры №50 можно увидеть противоположное крыло дома. Именно здесь располагалась квартира №34 - в ней Булгаков жил несколько месяцев после того, как выехал из квартиры №50. Это второе жилище, чьи черты использовал писатель в образе "нехорошей квартиры".
В пользу 34-й квартиры как одного из прототипов московского жилья Воланда и его свиты говорит несколько фактов. Во-первых, в отличие квартиры №50, в которой была коридорная система и 7 комнат, в квартире №34 было пять комнат, как и в "нехорошей квартире" из романа. Во-вторых, если в 50-й жили в основном рабочие, то в 34-ая была "интеллигентской". Жившие в ней финансист с женой, их прислуга, сын - будущий писатель (по выезду которого и получил жилплощадь Булгаков с женой) и некая Александра Николаевна Кибель с сыном Вовкой (судя по тому, что она считается прототипом героини рассказа "Псалом", женщина приличная) гораздо более соответствовали по уровню Степе Лиходееву и Берлиозу. Однако непосредственных параллелей между кем-то из жильцов 34-й квартиры по адресу Большая Садовая, 10 и жильцами "нехорошей квартиры" из романа "Мастер и Маргарита" провести невозможно.
И здесь на сцену выходит третий протопип "нехорошей квартиры" - квартиру Александра Петровича Фаберже, родственника владельца знаменитой ювелирной фирмы. Она находится в доходном доме Я.А. Рекка, расположенном на углу Пречистенки и Лопухинского переулка (ул. Пречистенка, 13).
Вид с Пречистенки на дом Я.А. Рекка.
Дом Я.А. Рекка был построен в 1911-13 годах. Он был поистине роскошен - огромные квартиры в семь комнат с высокими лепными потолками, дубовым паркетом и мраморной парадной лестницей. В верхнем этаже размещались напротив друг друга квартиры: № 11 и № 12. Их до революции и занимал Александр Петрович Фаберже.
Где-то здесь, на верхнем этаже, и располагалась квартира Фаберже. Только не смотрите на пентхаус - он был пристроен уже в XXI веке.
Дом Я.А. Рекка без пентхауса. Фото 1912-13 гг. Примерно также он выглядел и в булгаковские времена.
Источник:
http://um.mos.ru/personalities/5105/ Современный вид дома. Помимо пристройки пентхауса появилось много и других изменений.
Во время революции Александр Петрович Фаберже покинул Россию, но оставил здесь всю мебель, видимо, рассчитывая вернуться. Этого, разумеется, не случилось. Обе квартиры стали коммунальными и частично их заняла коммуна московских художников. Булгаков общался с ними и часто у них бывал.
Помимо старинной мебели со времен Фаберже в квартире остались камин с чугунной решеткой и большая люстра, свисающая с высоченного (7,5 м) потолка. Эти элементы, как и родственная связь бывших владельцев с ювелирами (у них даже имена похожи Фужере - Фаберже), и нашли отражение в "Мастере и Маргарите".
Увы, сейчас доходный дом Я.А. Рекка является элитным жильем, и попасть внутрь абсолютно невозможно. Да и не особо стоит - он был отреставрирован "лужковским методом" в начале XXI века, так что там ничего исторического внутри не осталось. Хотя, рассказывают, что вход и лестница тоже соответствовали описанию в романе, например, такая деталь, как деревянные диванчики на лестничных площадках.
Однако как бы не походила лестница дома Рекка на описание в "Мастере и Маргарите", настоящей лестницей в нехорошую квартиру все равно останется та самая, расписанная, в 6-м подъезде 10-ого дома на Большой Садовой. По крайней мере, Коровьеву и Бегемоту здесь явно больше нравится.
Использованная литература:
http://www.bulgakov.ru/n/badflat/http://www.bulgakovmuseum.ruhttp://wikimapia.org/8977481/ru/Доходный-дом-Я-А-Рекка Другие заметки о Москве "Мастера и Маргариты" смотрите
здесь.