Тагутом называется любой предводитель заблуждения. Это понятие охватывает как кафиров, предводителей заблуждения, так и тех, кто вносит нововведения в религию. Слово «тагут» произошло от слова «тугйан», которое означает «переходить границы, преступать предел, добавляя что-то сверх него». Однако преступая предел в чем-то , человек может стать неверующим, а может и не стать таковым, потому что данное действие не всегда делает человека неверующим.
Ибн аль-Джаузи, да помилует его Аллах, сказал: «Тагут - это существительное, образованное от слова «тугйан», которое означает «превышение предела, переход границ «» Задуль-масир фи илм ат-Тафсир», т. 2. с. 125.
Нечто подобное сказал и имам аш-Шаукани в своем тафсире «Фатх аль-Кадир», т. 3, с. 161.
Шейх Сулейман, внук автора послания «Аль-усуль ас-саляса», да помилует их Аллах, сказал: «Слово „тагут“ производное от слова «тугйан», которое имеет значение «преступать предел, переходить границы». Наши праведные предшественники истолковывали это слово, упоминая конкретные виды «тагутов»» «Тайсир аль-Азиз аль-Хамид», с. 49.
Это слово применяют к Шайтану, гадателю и колдуну, а также ко всем предводителям заблуждения, нечестия и порока, человеку, берущему взятки, и несправедливому правителю, даже если они являются мусульманами. То есть, «тагут» не обязательно является кафиром.
Из высказываний ученых ясно видно, что слово «тагут» применяется не только к неверующим, но и к предводителям заблуждения.
Аль-Джаухари, да помилует его Аллах, сказал: «Тагут - гадатель, Шайтан и любой из предводителей заблуждения» »Мухтар ас-сыхах», с. 265.
А Ибн Манзур, да помилует его Аллах, сказал: «Тагут - это все, чему поклоняются помимо Всевышнего Аллаха, и каждый из предводителей заблуждения - тагут» «Лисан аль-араб», т. 7. с. 444.
Известный ученый аль-Файрузабади, да помилует его Аллах, сказал: «Тагут - это аль-Лят, аль-Узза[1], прорицатель, шайтан и всякий предводитель заблуждения, и идолы, и все, чему поклоняются помимо Аллаха, и злодеи из числа людей Писания».
Аль-Куртуби, да помилует его Аллах, сказал: «… „Мы направили к каждой общине посланника, чтобы они поклонялись Аллаху и отдалялись от тагута“ - то есть оставили всякий объект поклонения помимо Аллаха вроде Шайтана, прорицателя, идола и каждого, кто призывает к заблуждению» «Ахкам аль-Куран», т. 10. с. 103.
Мукатиль, да помилует его Аллах, сказал: «Тагут - это Ка‘б ибн аль-Ашраф и Хуйайй ибн Ахтаб, а также остальные предводители заблуждения» См. Имам аль-Багави, «Ат-тафсир», т. 1. с. 446.
Са‘ид ибн Джубайр и Абу аль-‘Алийа, да помилует их Аллах, сказали: «Джибт - колдун, а тагут - прорицатель (гадатель)».
Аль-Алюси, да помилует его Аллах, сказал: «Тагутом называют все ложное из числа объектов поклонения и не только» «Рух аль-ма‘ани», т. 5. с. 55.
Аш-Шаукани, да помилует его Аллах, в отношении аята: «…Кто отвергает тагута, а верует в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять, которая никогда не сломается» (Сура 2 «Корова», аят 256), сказал: «То есть: кто перестал веровать в Шайтана или идолов или прорицателей и предводителей заблуждения или во всех них вместе взятых, и уверовал во Всевышнего Аллаха после того, как стал ясным для него прямой путь от заблуждения, тот преуспел и ухватился за надежную и прочную вервь» Фатх аль-Кадир. Т. 1 С. 276.
Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах, сказал: «Тагут - все то, посредством чего раб Аллаха преступает границы и превышает предел, поклоняясь ему, следуя или подчиняясь. Тагут каждого народа - это тот, к кому обращаются за решениями помимо Аллаха и Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует), или поклоняются ему помимо Аллаха, или следуют за ним не по указанию Аллаха, или подчиняются ему в том, о чем они не знают является ли оно проявлением покорности Аллаху. Тагуты есть во всем мире, и если ты посмотришь, то непременно увидишь, что в мире больше людей, поклоняющихся тагуту, чем поклоняющихся Аллаху, и обращающихся за решениями к тагуту больше, чем обращающихся к Аллаху и Посланнику, и подчиняющихся тагуту и следующих за ним больше, чем подчиняющихся Посланнику и следующих за ним» «И’лям аль-муваккыин», т. 1, с. 50.
Шейх Мухаммад б. ‘Абдуль-Ваххаб говорил: «Тагутов много, и из них нам ясны пять видов: Первый - это шайтан, также судящий несправедливо, пожирающий ростовщичество, кому поклоняются и он этим доволен, и поступающий без знания!» «ад-Дурару-ссания», т. 1, с. 137.
Постоянной Комиссии был задан вопрос: "Когда мы можем называть конкретного человека тагутом?"
Ответ: "Если он призывает к ширку, или к поклонению себе, или заявляет о знании чего-либо из скрытого, или намеренно правит не по тому что ниспослал Аллах, и тому подобное. И сказал Ибн аль-Каййим: "Тагут - все, посредством чего раб переходит границы, будь это обьект поклонения, следования, или подчинения". И Аллаху принадлежит верное руководство, и да благословит Аллах и приветствует нашего Пророка Мухаммада, его род и его сподвижников"
Шейх Абдуллах аль-Кууд, шейх Абдуллах аль-Гудаян, шейх Абдур-Раззак аль-Афифи, шейх Абдуль Азиз ибн Баз
см. "Фатауа аль-ляджна ад-даима", 1-785