Предисловие
Однажды, гуляя по шумным старинным улицам города Липецка, мне в голову пришла простая мысль. Вот ходим мы сейчас среди домов полуразрушенных и новых, отреставрированных и выстроенных заново в стиле 19 века и воспринимаем действительность в том виде, в котором дана она нам природой, - природой зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса, природой соразмерного течения времени на этой планете. И лишь потому, что мы пока не в силах преодолеть время, мы не можем проникнуть ни в прошлое, ни в будущее. Мы только имеем возможность узнавать о нем при помощи тех же чувств, которыми живём и воспринимаем текущую действительность.
Но у нас есть прекрасное свойство - воображение и, к сожалению, пока совсем ещё плохо развитые технические возможности. При помощи того малого, что мы имеем, я предлагаю вам заглянуть в прошлое.
Прогуляемся по нашему городу в глубину веков, скажем назад на лет двести назад, а сила мысли поможет нам в этом.
Я не берусь воссоздать картину уездного города Липецка Тамбовской губернии, но увидеть те знаковые, ключевые места города, которые так много значили в жизни наших предков, мы сможем.
С чем православный человек рождался жил и покидал этот мир? Что постоянно вело его по жизни к подвигам и свершениям? Что придавало силы? Это, конечно же, вера.
Поэтому путь наш лежит через прекрасные места олицетворения веры человека - храмы. Этих храмов уже нет в городе и, возможно, никогда не будет, но есть глобальная человеческая память и мы не дадим ей потеряться среди веков.
А попадём мы в начало основания города 1703 год, когда великий государь Пётр 1 заложил на месте села Липские Студёнки Малые железоделательные заводы. И началось бурное развитие города.
Деревянные церкви уже не справлялись с возросшим населением, поэтому в начале 18 века началось строительство каменных храмов.
Представьте себе, стоя на шумной улице, что дороги тогда тут были грунтовые, ездили повозки с лошадями, и ходили люди в скромных льняных одеждах, а вдали от каменных городских улиц косились крестьянские избушки с соломенными крышами, и простирались бескрайние поля на множество километров.
Трудная жизнь православного человека текла рекой, принимая технический прогресс, затем грозную революцию и индустриализацию, которые, в итоге, и погубили большую часть храмов нашего города.
Строительство каменных церквей началось с Вознесенского собора в 1730 году и продолжалось вплоть до революции 1917 года.
Церкви, как правило, возводились на пожертвования прихожан, известных меценатов и богатых городских жителей. Церковные приходы, кроме основной своей функции, играли роль нынешних ЗАГСов и паспортных столов, если можно так сказать. Они вели документацию рождённых, проживающих, выбывших, вступивших в брак, и умерших людей своего прихода.
В каждом храме служили священники, диаконы, дьячки, пономари, псаломщики. В зависимости от величины прихода количество служащих было различным. Церквям принадлежали земли вблизи города, церковная утварь, как правило, была выполнена из драгоценных металлов и камней. В середине 19 века при церквях начали открываться церковно-приходские школы, где обучались крестьянские дети. Некоторые церкви имели свой хор.
Церковная жизнь, казалось, была традиционной и непоколебимой, но революция изменила привычный уклад жизни всех людей и сыграла роковую роль в судьбе множества храмов. В 20-е годы 19-го столетия имущество церквей было конфисковано на основании декрета ВЦИК об изъятии церковных ценностей от 23 февраля 1922 года, а вскоре и закрылись сами церкви. Иногда они становились заброшенными и разбирались на кирпичи местными жителями, а иногда переоборудовались под нужды Советской власти.
Например, в стенах Никольского храма на местах изображения святых были нарисованы портреты вождей революции и сияли «модные» лозунги революционной России: «Владыкой мира будет труд», «Религия - опиум для народа».
Так большинство церквей прекратили своё существование, а оставшиеся, держались на хрупких плечах местных церковнослужителей и верующих. Религия была отделена от государства, но не искоренена из душ людей.
Во время Великой Отечественной войны в 1943- годах некоторые храмы начали проводить службы. Как говорят историки, Сталин разрешил открыть храмы, чтобы все силы, призвать на победу в войне.
Так, в 1943 году открыл свои двери храм Рождества Христова бывшего села Студёнки, который до сих пор принимает верующих. Вскоре, в 1946 году, благодаря многочисленным прошениям верующих стала работать Преображенская церковь.
Большое количество храмов начали возвращаться в лоно православной церкви в 90-х годах двадцатого столетия. Они воссоздавались заново, реставрировались, и это возвращение их к жизни продолжается до сих пор.
В 1991 году возобновились службы в главном соборе города - Христорождественском. Почти заново была отстроена Никольская церковь, работы по восстановлению которой, начали с 1994 года. В 1996 году вернулся к верующим храм Святой Евдокии, в 2001 году заново была отстроена часовня Святых Петра и Павла в Нижнем парке.
Сейчас ведутся работы по восстановлению Свято-Успенского мужского монастыря, закрытого в царствие императрицы Екатерины 2 в 1764 году. Монастырь откроет свои двери паломникам в 2013 году.
К сожалению не все храмы и часовни города вернулись к нам. И вот сейчас мы совершим путешествие по этим прекрасным исчезнувшим святым местам.
Храм Вознесения Господня.
Начнём наше путешествие с площади Плеханова. Поедем по улице Плеханова вниз к площади Театральной, и у самого основания извилистого спуска с горы, съехав с мостика через маленькую речушку, ведущую к пруду, справа от дороги увидим красивый многоэтажный дом, с первым этажом полукруглой формы.
На этом месте когда-то давно располагалась одна из самых древних каменных церквей города - Храм Вознесения Господня.
Начали его строить в 1730-х годах, в связи с тем, что деревянные храмы города уже не вмещали его возросшее население. В 1761 году строительство храма было закончено и главный престол освящён во имя Вознесения Господня.
После строительства храма, площадь, на которую выходили центральные ворота, назвали Вознесенской, а улицу, примыкавшую к её северной стороне - Церковной.
Вознесенска церковь была главным собором города, до строительства Христорождественского.
С Вознесенским собором связано несколько легенд, о семье А.С. Пушкина. Первая гласит о том, что здесь венчались Осип Абрамович Ганнибал и Мария Алексеевна Пушкина - дедушка и бабушка великого поэта. А вторая - о том, что на кладбище возле церкви был похоронен прадед Пушкина по материнской линии Алексей Фёдорович и двое его малолетних детей. Хоть и данные легенд не подтверждены документально, следует помнить, что из ничего легенды не рождаются и имя рода Александра Сергеевича неразрывно связано с липецкими землями. Ведь известно, что усадьба, на месте которой сейчас стоит дом генерала Губина, на улице Дворянской, ныне Ленина когда-то принадлежала Пушкиным.
В 1811 году храм сильно пострадал от пожара, поэтому все церковные документы сгорели, и установить достоверность легенд не представляется возможным.
Первоначально церковь не имела колокольни и приделов, а выглядела как четверик с куполом и четырьмя малыми главками по углам. В алтарной части к ней примыкала полукруглая апсида и небольшая трапезная с западной стороны.
Колокольню начали строить, вероятно, в 1812 году. Она была трёхярусная, и венчал её высокий шпиль. Общая высота колокольни составляла 44,7 аршин. Арочные проёмы второго яруса украшали спаренные, а третьего яруса - одиночные колонны. На вершине маленький купол с главкой и высокий шпиль с крестом.
Белая каменная церковь греческой архитектуры производила величественное впечатление.
В 1847 году начались работы по расширению церкви, благодаря чему к зданию добавились ещё две алтарные части с двумя апсидами и дополнительными входами.
Главными святынями храма были почитаемая прихожанами как явленная и чудотворная Казанская икона Божьей матери, восьмиконечный «вызлащенный» серебряный крест 1782 года, кованное серебряное вызолоченное Евангелие издания 1779 года.
В приходе Вознесенского храма по данным на 1910 год числилось 323 двора с 915 душами мужского и 925 женского населения. Храму принадлежало каменное двухэтажное здание, где размещалась церковно-приходская школа, действующая с 1886 года и располагающаяся в этом здании с 1899 года.
События 1917 года положили начало концу существования Вознесенской церкви.
В 1919 году здания, принадлежащие храму были реквизированы, площадь была переименована в Красную.
В соответствие с законом об изъятии церковных ценностей на нужды пролетарской власти и борьбу с голодом 17 марта 1922 года состоялась процедура самого изъятия.
В 1926 году Тамбовское общество краеведения включило Вознесенскую церковь в список зданий, подлежащих охране, как древний памятник истории и культуры. Это защитило храм от закрытия лишь на некоторое время.
В 1931 году местные власти постановили занять здание церкви под исторический музей и библиотеку. В этом же году храм закрыли.
Последним настоятелем Вознесенской церкви был Владимир Дмитриевич Гумилевский. В 1937 году он был арестован и приговорён к расстрелу за антисоветскую деятельность.
Сразу после закрытия храма только часть его использовалась под библиотеку. В основном в помещениях храма хранили хлеб.
В 1944 году церковь эксплуатировалась мастерскими артели «Искра», которая производила инструменты для обработки кожи и занималась ремонтом металлоизделий.
В 50-х годах здание храма уже находилось в упадочном состоянии: храмовая часть и колокольня были разрушены, крыльца и апсиды разобраны на кирпичи.
Так 25 сентября 1956 года местными властями его определили под снос в связи с ветхим и аварийным состоянием.
Решением Горисполкома № 652 от 22.09.1972 года на месте основной части храма было разрешено строительство общественного туалета. Как не кощунственно это сейчас звучит, но у советской власти были совсем другие приоритеты. Ведь здесь, на спуске с горы заканчивались демонстрации трудящихся.
В перестроечные времена у верующих появилась надежда, что храм будет восстановлен, но, не смотря на многие споры и просьбы к властям, на месте его вырос красивый элитный дом, который сейчас мы видим при спуске с горы.
Примерно в 2010-2011 году туалет прекратил своё существование, и на его месте возник магазин цветов, затем пивное кафе.
Сейчас место территории храма между домом и кафе является строительным объектом. Что там будет построено, мы ещё не знаем. А пока мы можем только представлять в своём воображении эту частичку духовной истории города - первый каменный храм.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы
Теперь я предлагаю проехать дальше, через Театральную площадь на улицу Фрунзе, которая раньше носила название Усманская. На самой её центральной оси, примерно напротив красивого дома слева, первый этаж которого занят Сбербанком располагался белокаменный храм Покрова Пресвятой Богородицы.
Он начал строиться на месте деревянного храма святого Дмитрия Солунского в 1811 году.
В 1819 году был освещён главный престол церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
Проект церкви выполнял архитектор А.И. Мельников.
Храм был выстроен в классическом стиле. Двухярусная храмовая часть имела сферический купол с барабаном и главкой; главка и крест были вызолочены. Северный и южный входы украшались четырёхколонными портиками.
В 1833 году, после строительства церкви рассматривался вопрос о строительстве колокольни, которая также была выполнена в строго классическом стиле.
В течение века церковь постепенно достраивалась. Свой окончательный вид она приобрела в 1900 году.
Главной святыней церкви считалась чтимая местными верующими Владимирская икона Божьей Матери, а также Евангелия 1691, 1763, 1796 годов издания в серебряных накладках с драгоценными камнями.
В 1848 году в приходе Покровской церкви числилось 314 дворов с 1275 душами мужского и 1343 женского населения.
Действующая при храме с 1892 года церковно-приходская школа обучала и мальчиков и девочек. Вначале она располагалась в наёмной квартире, затем под неё приспособили каменную церковную караулку, над которой надстроили второй этаж.
В Покровском храме произошёл редкий в дореволюционной России случай. Ночью в 1908 году один житель Липецка залез в церковь и попытался ограбить ризницу. Прибывшие на место преступления полицейские ранили преступника, и он осквернил своей кровью святой престол левого предела алтаря. Поэтому было принято решение о полном повторном его освящении.
Более 30 лет состоял церковным старостой при Покровском храме почётный гражданин Павел Алексеевич Котельников, который много трудов и средств положил на благо своей церкви.
В 1922 году, как и в других церквях молодого советского государства в Покровском храме была составлена опись предметов из золота и серебра и изъята большая часть ценностей.
В 1930 году власти запретили церковные службы в храме, однако, официальный документ был составлен только 7 мая 1932 года, а церковь предназначалась к сносу.
Примерно в течение 1934-1936-х годов храм был разрушен, а кирпич употреблён при строительстве городской бани.
В 1994 году во время прокладки газопровода был вскрыт и разрушен фундамент Покровской церкви и захоронения некрополя деревянной Церкви Дмитрия Солунского и самой Покровской церкви. Земляные работы, периодически продолжающиеся на этом месте, впоследствии также позволяли обнаружить захоронения и фундамент.
Сейчас по месту прекрасного храма проходит шумная дорога. И мы проезжаем по ней, всякий раз попадаем в его невидимый силуэт среди красивых домов улицы, оставшихся с тех времён или построенных заново в архитектуре того времени.
Храм Святой Троицы
Теперь давайте повернём обратно и поднимемся вверх на гору по улице с односторонним движением вниз под названием Первомайская, остановимся напротив стадиона и увидим один из самых величественных и красивых храмов Тамбовской Епархии с синими куполами и золотыми звёздами на них - Храм Святой Троицы.
Площадь перед храмом называлась Новобазарная, так как туда в 19 веке переместился городской рынок.
24 января 1828 года липецкий купец Хренников обратился к епископу Тамбовскому Афанасию с прошением о строительстве храма. К прошению он прилагал многочисленные доводы необходимости постройки храма и чертежи. Но не многие липецкие священники поддержали идею купца, поскольку не хотели лишаться своих прихожан. Однако, подсчитав количество дворов в приходах городских церквей, духовенство разрешило строительство.
Проект церкви так же, как и Покровской выполнял архитектор А.И. Мельников.
Интересно, что перед строительством храма произошёл чудесный случай. Зимой 1929 года в 10 часов купцы и мещане на Старообразной площади, ныне площади Революции, видели необычное явление: в небе ярко сияли купола пятиглавого храма, усыпанные звёздами.
Церковь, явившаяся липчанам в видении, и была построена. Сам купец Алексей Петрович Хренников большим собственным богатством не обладал, но положив труды свои на строительство храма, капитал его стал чудесным образом увеличиваться - так рассказывал священник Гаврила Васильевич Делицын - современник тех событий.
Существует и другая легенда возникновения образа храма. Алексею Петровичу приснился сон, в котором он увидел храм, но объяснить строителям и архитекторам как выглядел храм в его сне, он не мог, поэтому решил поездить по стране, чтобы встретить похожий, и нашёл его в Борисоглебске Тамбовской губернии, показав строителям.
Примерно с 1832 по 1834 год началось строительство храма.
Главный престол был освящён только в 1848 году во имя Святой Троицы.
Пятикупольный храм с золотыми звёздами был огромен и прекрасен. В плане он имел крестообразную форму. Каждый фасад был украшен четырёхколонными портиками, стены пилястрами, лепниной и увенчаны карнизами. По архитектуре и живописи это была лучшая церковь Тамбовской губернии. Не менее богато церковь была отделана и внутри.
Достопримечательностями храма являлась местнопочитаемая Смоленская икона Божьей Матери, 1720 года и нерукотворный образ Спасителя греческой живописи. Иконы были в вызолоченной серебряной ризе с драгоценными камнями. Их пожертвовала церкви супруга купца Хренникова.
Также почиталась Иверская икона Божьей Матери, которая чудодейственным образом привела в сознание и вернула способность ходить крестьянину села Сырского Егору Перегудову.
Библиотека Троицкой церкви насчитывала около 600 книг.
На территории храма, обнесённой каменной оградой с тремя воротами находились могилы прежних служителей церкви, за воротами просфорная, дом священника и часовня Святого Александра Невского.
С 1887 года в храме действовала церковно- приходская школа.
Существовал прекрасный собственный церковный хор, петь в котором мечтали многие.
На 1910 год в приходе Троицкого собора состояло 257 дворов горожан с 947 душами мужского и 1027 женского населения. (1)
В 1925 году церковь собирались закрыть и отдать под мастерские механической, слесарной и литейной кузнецы, но верующие воспротивились этому деянию, и с закрытием храма пришлось повременить, дабы не допустить народных волнений.
Однако, в 1930 году храм всё-таки закрыли, предположительно отдав под учреждение культуры. На самом же деле в нём разместились мастерские литейно-механического завода. В это же время были изъяты оставшиеся церковные ценности.
Мастерские начали рьяно работать. Но здание церкви не было приспособлено под шумовые и вибрационные нагрузки производства. Кроме того, его переоборудование привело к обрушению одного из церковных сводов. При этом погибло несколько рабочих, и завод решено было убрать.
Верующие попытались вернуть храм, но их просьбы не услышали.
Не смотря на то, что здание было внесено в список охраняемых памятников искусства старины
Тамбовской губернии, его никто не охранял. Оно постепенно разрушалось и растаскивалось по
___________________________________________________________________________________
1 -Клоков А.Ю., Найдёнов А.А. «Храмы и монастыри Липецкой епархии. Храмы Липецка», Липецк, 2006г.
кирпичам.
В 1931 году здание было снесено, а кирпич использовался при строительстве бани и соседних построек.
Образовался пустырь, на котором устраивались колхозные ярмарки.
А в 1936 году горисполкомом было вынесено постановление о строительстве на этом месте городского стадиона.
И мы стоим сейчас напротив храма, лишь представляя в воображении его величественную красоту и мужественную стойкость.
Храм Успения Пресвятой Богородицы
А наш путь лежит снова вверх по Первомайской улице за город, на площадь Победы. Да, до революции эта территория была застелена полями, а в уютном лесном массиве пряталась кладбищенская церковь Успения Пресвятой Богородицы.
Небольшой пустырь между жилыми домами южнее магазина «Пятёрочка» хранит образ кладбищенской церкви.
Строительство было начато в 1835 году на средства прихожанина Покровской церкви купца 3-ей гильдии Игнатия Семёновича Богданова по благословенной грамоте Преосвященного Арсения, епископа Тамбовского и Шацкого.
В 1840 году уже состоялось освещение главного престола во имя Успения Пресвятой Богородицы.
В плане храмовая часть представляла собой правильный равноконечный крест. Все четыре фасада были украшены четырёхколонными портиками. Барабан в центре здания имел восемь окон, украшенных пилястрами, заканчивался круглым куполом с голубым барабаном и серебряной главкой с крестом. Кровля имела сиреневый цвет, а фасады выбелены.
Колокольня была построена позже на средства липецкой мещанки Ольги Петровны Подкопаевой. Закладка четырёхярусной колокольни происходила в 1891 году. А в 1987 голу на ней уже устанавливались колокола.
Прихожане церкви не обладали богатством, поэтому она обустраивалась на протяжении всего своего существования постепенно и трудами его служителей содержалась в хорошем состоянии. На средства отдельных граждан реставрировались часовня, кладбищенская ограда, ворота и внутреннее убранство церкви.
Вначале своей службы церковь выполняла только функции кладбищенской: отпевала умерших перед погребением, но с 1858 года храму был назначен самостоятельный штат священников и выделен приход жителей окраины города.
От Успенской церкви сохранилось несколько интересных летописей. Вот некоторые из них.
Так, в 1894 году в церкви венчался некто Фёдор Шейнов, который был пострижен в монахи в Иесакиевском соборе, но сообщить об этом в своём приходе он не изволил, и когда ему захотелось жениться, он это спокойно сделал. Дело раскрыли и даже провели расследование. Священника Павла Израильского и псаломщика строго наказали штрафом.
В 1904 году в церкви была совершена кража трёх рублей, трёх серебряных крестов и некоторых предметов. Все эти вещи были найдены брошенными неподалёку от храма. После чего отец Павел совершил крестный ход и отслужил молебен на месте лежащих на земле предметов. Плач, стоны и вопли были слышны от толпы людей, ползающих по земле и целующих осквернённые святыни. Затем они были возвращены в храм, а на месте их жители сложили большую кучу камней.
При Успенской церкви действовала первая в Липецке церковно-приходская школа с 1884 года.
Но вот наступил страшный для всех церквей 1917 год. Вскоре церковное имущество было описано (1922 год) и конфисковано.
В 1934 году здание церкви власти передали под общежитие, затем, до 1939 года, часть его использовал промкомбинат. Потом здание эксплуатировалось как гаражи и мастерские автоколонны. Колокольню снесли во время Великой Отечественной войны.
Наконец, в 1962 году здание предполагалось снести в связи со строительством автовокзала. Ещё в 1973 году в нём хотели устроить пивной бар «Золотой петушок», но верующие воспротивились этому оскверняющему храм событию. Кто знает, может быть, смирившись с пивной, здание удалось бы спасти, и сейчас мы могли молиться в стенах скромного, небогатого, но уютного храма?
А здание постепенно приходило в упадок и за ненадобностью его решили снести, а кладбище уничтожить.
Приезжая на рынок в поисках пропитания, суетно шныряя между домами и машинами с полными сумками, большинство людей даже не догадываются, что они ходят по могилам своих предков. А во дворах позади «Пятёрочки» в стенах белокаменной церкви, в последний путь провожали наши пра-пра-прадеды своих родных и близких.
Храм Святой Софии
Но вот я предлагаю вернуться в самое начало нашего путешествия. А начинали мы его от площади Плеханова, спускаясь вниз к Театральной площади.
Итак, остановившись на площади Плеханова, поедем прямо, к зданию ЦУМа. Напротив него, рядом с высоткой центрального банка Липецка, увидим небольшое двухэтажное строение из серого и красного кирпича. Это здание духовного училища.
Построено оно было совсем недавно, сто лет назад, в 1914 году.
Что же это за храм, о котором я хочу рассказать? Где он находился? И при чём тут здание духовного училища?
Давайте остановимся напротив дома со стороны улицы Гостиной ( ныне Интернациональной). Видите выступ вперед с длинным тройным окном и полукруглым окошком над крышей с возвышающимся куполом главкой и крестом (выступ над крышей сейчас есть, а купол, главка и крест был до 1917 года)?
А теперь проникнем в историю домового храма Святой Софии при духовном училище.
В 1829 году в Липецке было открыто духовное училище. Вначале оно располагалось в наёмном доме, но стоял вопрос о покупке здания. В 1836 году был куплен дом на улице Дворянской (ныне улица Ленина), в котором и разместилось училище с общежитием.
Но места было мало, и требовался ещё дом для создания общежития.
В 1875 году советник духовного училища Пётр Аввакумович Трунцевский и его супруга Софья Николаевна предложили пожертвовать училищу свой каменный дом, находящийся на Лебедянской улице (ныне улица Зегеля), но с одним условием: чтобы при нём была создана домовая церковь, в которой бы вечно при богослужениях поминались имена жертвователей и их родственников, в противном случае, дом необходимо было вернуть обратно.
Такие условия не понравились руководителям училища, и сделка поначалу не состоялась. Но проблема общежития оставалась нерешённой, поэтому в 1876 году предложение Трунцевских было принято.
Церковь Святой Софии расположилась на втором этаже дома, и престол её был освящён в 1877 году во имя святой Софии - покровительницы мудрости и учения.
Вскоре, в 1881 году начали строить каменный корпус здания общежития для учащихся духовного училища на улице Дворянской. Революция освободила помещение, в котором впоследствии располагался ревтрибунал, затем различные другие учреждения, пока в 1973 году оно не было снесено для строительства высокоэтажных домов.
К концу века здание училища на Лебедянской обветшало, дало трещины, и его было решено снести для строительства нового.
Вопрос о строительстве был решён только в 1904 году. К самому строительству приступили лишь в 1913 году.
Большое двухэтажное здание занимало угловую часть улицы и имело красивый фасад. Оно было построено с использованием всех современных технологий того времени: имело паровое отопление, снабжалось электричеством.
Софийская церковь располагалась на втором этаже правого крыла и имела выход на улицу Гостиную.
Комната домовой церкви была просторной, стены выкрашены в светло-зелёный цвет, существовал красивый живописный иконостас.
В год открытия в училище обучалось 219 человек, которые и были прихожанами домовой церкви.
Во время первой мировой войны стены училища принимали беженцев, и классные комнаты были переделаны под жилые.
Революция решила судьбу училища и церкви, закрыв их и передав здание под помещение гимназии.
Во время войны там располагался госпиталь, затем школа № 5, после институт усовершенствования учителей.
Сейчас, когда вышеперечисленные учебные заведения приобрели новые помещения, здание занял департамент здравоохранения города Липецка.
Духовное училище возродить пока не удалось, а мы, теперь, проезжая по улице Зегеля, будем видеть в своём воображении купол домовой церкви святой Софии, маленькую главку и крест.
Часовня во имя иконы Божьей Матери «Живоносный источник»
при Свято-Успенском монастыре.
Дальше наш путь лежит на улицу Ленина, где располагалось общежитие духовного училища, теперь уже, как вы знаете, не существующее. С правой стороны от дороги находится старинный парк города, заложенный в 1911 году, называющийся Верхним парком. Он расположен на самом краю Среднерусской возвышенности. Не секрет, что именно здесь и вообще по нашему городу проходит граница между двумя крупнейшими географическими объектами Среднерусской возвышенностью и Восточно-Европейской равниной.
Сейчас тут обосновался детский парк. Уютные аллеи под вековыми дубами ведут нас к спуску вниз, где мы попадаем в тишину Паройской пустыни - единственного мужского монастыря, находящегося на территории города. Монастырь был основан в 17 веке на месте явления иконы Божьей Матери. Но точной даты и даже года его открытия мы назвать не можем. Никаких данных об этом не сохранилось.
Монастырь просуществовал до 1764 года, когда императрица Екатерина 2 приказала его закрыть, проводя политику сокращения монастырей.
Сегодня от Паройской пустыни осталась маленькая каменная Древне-Успенская церковь, построенная в 1839 году на фундаменте деревянной (хотя, точное время постройки также установить не удалось), фундамент колокольни и площадка перед входом в храм.
У подножия церкви и находилась часовня во имя иконы Божьей Матери «Живоносный источник» и сам святой источник. В двух метрах от неё плескалась вода нижнего пруда железоделательных заводов. Теперь пруд осушили, и он стал продолжением Нижнего парка.
На месте часовни построили водозабор, снабжающий водой центральную часть города, а часовню, конечно, снесли. Так жители центральной части города даже не подозревают, что каждый день пьют воду, которую доставляет для них водозабор из святого источника. Я сама живу в этом районе. Вода, действительно, очень вкусная, ведь она же святая!
Сам святой источник перенесли на противоположную сторону водозабора. Поставили раздевалку, из-под земли пустили широкую трубу, из которой вытекает вода, образуя ручей. На дерево повесили икону. Я посещала это место зимой и летом. Зимой почему-то вода не текла, а летом здесь начинался ручей с ледяной водой.
Деревянную колокольню Древне-Успенского монастыря, построенную в 1885 году восстанавливать не стали.
Сейчас, в 2012 году идёт строительство здания монастыря с гостиницей для паломников, домовым храмом, крестильней, помещениями воскресной школы и монашескими кельями. На верхнем этаже установлена звонница с электромагнитными колоколами, которые приводятся в движение нажатием на нужную кнопку. Да, церковь использует достижения научно-технического прогресса.
Сама Древне-Успенская церковь прекратила богослужения в 1936 году, и возобновить их смогла только в 1997.
Паройская пустынь постепенно возрождается, а мы можем представить в своём воображении деревянную колокольню и стоящую на месте забора часовню с плещущейся водой у подножия.
Храм Святой Троицы бывшего села Сокольское
А теперь я предлагаю проехать в ещё один район города - бывшее село Сокольское. Имеющийся там храм тоже можно считать исчезнувшим на некоторое время.
По улице Ленина, спустимся вниз, в район под названием «ниженка» - бывшее село Студёнки, проедем ныне существующую и дольше всего работающую в Советское время церковь Рождества Христова, проедем мост, под которым проходит железная дорога, затем, поднявшись на мостовую развязку, на окраине города посмотрим вправо, и в долине реки Воронеж, среди домов частного сектора увидим купола. Это храм Святой Троицы.
К сожалению, он не всегда принадлежал православной церкви.
С 1989 года здание, в котором примерно с 1844 года находился православный храм, использовалось общиной евангельских христиан-бабатистов.
Строительство храма началось в 1840-х годах. Главный престол во имя Святой Троицы был освещён в 1848 году.
Купол храма был покрыт железом, выкрашен медянкой, железный крест «вызлащен».
Такой же купол венчал колокольню, на которой звонили пять колоколов.
Приход был большой. По данным на 1910 год в приходе состояло 387 дворов с 1 336 душами мужского и 1 313 женского населения.
При храме существовала церковно-приходская школа, для которой в 1898 году было построено отдельное здание, где обучалось 34 ученицы и хороший хор из 76 девочек.
Настоятелем Троицкого храма более 40 лет с 1871 гола, прослужил протоиерей Клавдий Дмитриевич Орлов. Он пользовался большой любовью и уважением прихожан.
В 1922 году, как вы уже догадались, имущество храма было конфисковано, а сам храм закрыт, правда, чуть позже, в 1930 году.
До 1989 года здание храма почти никак не использовалось. Но вот в 1989 году кто-то умело провернул интересную позицию: решением Правобережного райисполкома г. Липецка № 921, а село с 1959 года стало входить в черту города, пустующее здание было передано общие евангельских христиан-бабтистов. Вообще не понятно, как такое могло произойти?
Это решение было отменено распоряжением главы администрации г. Липецка № 269-р от 8 июня 1993 года (1), но храм остался во владении бабтистов. Они перестроили его на свой лад, изменили внутренний и внешний облик.
И только в 2011 году православный храм снова вернулся к своим прихожанам.
Таким образом, этот храм тоже был утерян, но вернулся к нам спустя 81 год.
Часовня святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла.
Последним пунктом нашего путешествия будет часовня святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла, расположенная при входе в Нижний парк города, на Старообразной площади, ныне площади Революции.
Часовня была заложена в 1872 году на месте деревянного городского храма во имя Рождества Христова, погибшего в пожаре 1806 года. Это место для строительства выбрано было ещё и потому, что по местному приданию, существовавшему тогда, Пётр 1 посещал деревянный Христорождественский храм. Здесь, вблизи нынешней часовни был построен дворец императора Петра 1, где останавливался царь во время пребывания по делам заводов.
Завершили строительство часовни в 1885 году.
Она была приписана к Христорождественскому собору. Служители его совершали к ней крестные ходы в праздничные дни и проводили в ней молебны в праздники, связанные с именем Петра Великого.
1922 год отобрал у часовни немногочисленные церковные ценности и собирался передать здание в аренду верующим.
Говорят, что служители новой власти просили сделать в ней ленинский уголок, но эту безумную идею никто не поддержал.
Верующие по неизвестным причинам не стали использовать часовню и она начала приходить в упадочное состояние. В 1931 году часовню разобрали на кирпич, который использовался при строительстве электростанции, а на её месте построили дорогу.
Так, в 1931 году мы потеряли здание, построенное в стиле русского народного терема с полукруглыми арками над окнами и перед входом, с цветными витражами с куполом и главкой в центре и четырьмя главками по углам, увенчанные вызолоченными крестами.
К счастью некоторые фотографии конца 19 и начала 20 века остались и, когда в 1996 году, по инициативе члена липецкого областного краеведческого общества Игоря Трофимовича Сорокина, решили восстановить часовню, то делать это пришлось по старым фотографиям. Были спланированы компьютерные модели строения, и часовня предстала пред нами в том же виде, в каком и покинула нас.
Только располагалась она не совсем на том месте, на котором стоит сейчас. Если смотреть на старые фотографии, то видно, что находилась она на углу нынешней проезжей части, ближе к центру площади. В связи с этим часовню отодвинули к Нижнему парку. Для её постройки снесли не менее старинное здание Липецкой филармонии.
Вот так в 2001 году на Старообразной площади вновь появилась утерянная жемчужина Липецкой архитектуры 19 века. А время в роли памятника борцам революции и православной часовни покорно примирило две враждующие стороны: революционную и духовную.
Дорогие друзья, наше путешествие закончилось. Утерянных храмов больше нет на свете, но жизнь бесконечная, потому что время вечно.
В работе использована книга: Клоков А.Ю., Найдёнов А.А. «Храмы и монастыри Липецкой епархии. Храмы Липецка», Липецк, 2006г.