Люди информационные существа. Рептилия смело может полагаться на инстинкты, а высшие приматы для того, чтобы выжить, обязаны получать и обрабатывать информацию извне. Информации поступает много и за ее обработку обычно отвечает не мышление, а… воспитание.
Обезьяна лопает красные ягоды потому что видит, как их едят другие обезьяны. Это воспитание, общественная норма. Для обезьяны этого достаточно. Для человека, видимо, нет. Хотя все срезают угол от остановки через газон (лопают красные ягоды), человек замечает, что это не дает выигрыша во времени и пагубно сказывается на чистоте штанов и обуви (от красных ягод случается понос), потому что пока обходишь лужи и прыгаешь по кочкам, идущий по асфальту пешеход уже доберется до дома. Пример других обезьян, выражаясь научным языком, не канает.
Но для того, чтобы задаться вопросом влияния красных ягод на обезьяний организм, обезьяна сначала должна заподозрить, что красные ягоды вообще как-то влияют, ведь не поставив вопрос, нельзя получить ответ. А как это заподозрить, если во всем обезьяньем обществе красные ягоды не воспринимаются как предмет для размышления? К счастью, в арсенале человека такой инструмент есть! Это, выражаясь научным языком, полезный вопрос «нафига?» (варианты: зачем, почему?).
Смысл этого вопроса в том, чтобы задавать его в очевидных случаях, таких, как описанный выше выбор траектории движения. Иногда для того, чтобы опровергнуть некую общественную или личную парадигму, достаточно просто спросить себя - нафига? И честно и вдумчиво ответить.