Сходила вчера на спектакль в Учебный театр ГИТИС по билетам
москультуры.
Крутяк! Вот он - плюс бытия гуманитарием - ты пишешь тексты, а тебя за это водят в театр бесплатно. И, поговорив немного с народом, я поняла, что так уже давно делают очень многие. С «профессиональной точки зрения» (предвижу гомерический хохот) это удручает.
В чём смысл, получается, всей моей деятельности, если хорошие театральные условия для студентов уже организованы? Причём, ведь выбор богатый. Во-первых, правда, можно каждый день ходить на разные спектакли. Во-вторых - в разные театры! Понятно теперь, откуда такое лёгкое отношение у людей. Однозначно, если бы узнала о такой возможности раньше, жизнь моя не так бы складывалась.
Даже как-то обидно, хотя по идее я радоваться должна.
Пока не понимаю, правда, где я должна пост-отчёт публиковать. Думала, что следует выслать его в само сообщество, но нет - там, оказывается, только админы публикуют новости. Видимо, вешать у себя. Жаль, что он портит единообразие журнала с этими его восторженными ссылочками. Но что поделаешь - таковы условия и они вполне справедливы.
Что касается самого спектакля... Он правда очень понравился, масса впечатлений. Но как-то грустно, что нельзя его хорошенько разложить или хотя бы обсудить. Прокомментируешь все интересные моменты - проспойлеришь весь сюжет! А сравнить впечатления можно только с теми людьми, которые сами были на спектакле.
Добавлю только, что главная героиня безумно раздражала всю дорогу и была в итоге жестоко наказана (хотя всё равно для неё всё закончилось хорошо, но это уже силами главного героя, он вообще прелесть!). В момент разочарования я её даже понимала: рушится мир иллюзий, мир стереотипов, да и просто разница между первым и вторым впечатлением огромна. Все эти стены хрустальные она сама воздвигала сознательно (похлеще Рапунцелей), но в чём-то (и я не про ненависть к быту, кстати) мы с этой Мелисандой похожи, кроме того, что она выдуманный герой, судьба которого зависит только от драматурга (Милн очень впечатлил, пойду ещё что-нибудь читать!)
Зал хохотал постоянно, вообще такая задорная атмосфера царила, крутяк) Как-то я привыкла к более спокойным реакциям, а тут прямо как в школе, когда смеёшься не из-за реплик или поведения, а потому, что на сцене твой одноклассник. Может, тут были однокурсники тех ребят, которые сегодня выступали? Хотя с чего бы им ржать, они же профессионалы. В смысле, уже почти =) А может ещё это специфика размещения - мы сидели на отдельно стоящих деревянных стульях, так что все устроились, как кто хотел. Кто-то сдвинулся в проход, кто-то менял местоположение по ходу спектакля. В общем, никаких пафосных мягких кресел, настраивающих на серьёзный лад.
Вообще думала, что никто не хочет идти на бедных студентов. Как иначе объяснить наличие двух свободных бесплатных мест? Так что отчасти меня сподвигла солидарность с молодыми артистами. Ну и любопытство, конечно, что и как. И далёкие от реальности (привет, Мелисанда!) идеи, что какие-нибудь актёры после спектакля пойдут домой прямо в толпе зрителей или готовы будут обсуждать спектакль с нами.. Или, не знаю, захотят всем составом не Вечер рока хддд В общем, ничего такого, разумеется, не было. А зрители - как раз - были. Полный зал!
Джейн и отец Мелисанды
А ещё я терпеть не могу уходить из театра праздным наблюдателем. Ладно ещё, если вас много и вы увлечены разговором. Ладно, если ты приходишь за порцией удовольствия, выходишь из состояния спектакля во время поклонов и идёшь дальше делать дела. Или там спать, тоже хорошо. Меня тянет за кулисы, и одного выступления недостаточно, оно только растравливает, хочется ещё доли искренности исполнителей, которой нет во время спектакля. Представляете - нет людей! Но почему я должна на неё рассчитывать? Ведь таких вживающихся в процесс, восторженных пруд пруди; если дать возможность всем ломануться во внутреннюю жизнь, мы задавим бедных актёров прямо в гримёрке! Законно. Даже можно обосновать негласный отказ: ты ведь не на театральный поступал, верно, зритель? Ведь в момент принятия решения определил свою сторону - зал.
И то верно, играть я не хотела. А сейчас вообще не знаю, чего хочу. Век бы слонялась по разным постановкам, но какая от этого польза человечеству? То есть, другими словами: что будет приносить мне средства на жизнь? Ладно, театры - бесплатно, но ведь до них надо ещё доехать. А ещё есть что-то периодически тоже нужно. Ну и прочее. Вот и встаёт вопрос ребром: зачем всё?
Стать литературным критиком? Выше об этом всё сказано, критические статьи тогда интересно читать, когда тебе материал хорошо знаком и ты ищешь ответы на вопросы, поставленные увиденным. Но это тексты для такого малого количества людей!
А если писать о впечатлениях, рекламные постики, отзывы... Так ты в них всего не вместишь. До разбора и не дойдёшь. Да и вообще, в конце концов, что такое разбор? Почему одни люди берут на себя смелость что-либо вещать, подчёркивают очевидное, вчитывают, что хотят, приправляют терминами, потому что больше их деть некуда... Какое право критик имеет на критику? Право образования - а настолько ли оно хорошо? Право смелого - но кто тогда тебе, смелому, будет платить, скажи спасибо, что не бьют! Всегда есть люди умнее, начитаннее - хотя бы в силу возраста! А ты почему-то поднимаешь это знамя - брошенное за ненадобностью.
Ничего не знаю. Завлит - самая стабильная околотеатральная должность, но как, кааааак, можно добраться до неё?
А ведь ему в самом деле надо шастать по чужим театрам - смотреть, кто где что и как уже ставит. Впечатления писать для себя. Или подрабатывать критиком, собственно, на одной критике и не прокормишься, а эти две специальности хорошо стыкуются. А если сотрудничать с разными театрами, так иметь возможность везде тусить с актёрами, попадать на постпремьерные банкеты и всё такое.
Но может и это всё дым. Может, сидит бедный этот человек целыми днями в офисных помещениях театра. И читает пьесы с экрана или отбадывается от графоманов. Или выполняет миллион других поручений не по специальности, потому что дирекция театра экономит на людях, а к нему отношение как к нахлебнику, «ведь режиссёр и сам себе может пьесу найти!».
А ещё подумалась тут спасительная мысль: тебе ведь нечего терять, шла бы после бакалавриата в театральный хоть на критика, хоть на завлита - на вечернее отделение, чтобы совмещать с полноценной работой. И сразу раздумалась - ведь это уже второе высшее, а значит никто тебя туда не возьмёт вот так запросто. Конечно, за эти два года ещё миллион раз могут отчислить и - ух ты! - не будет и первого, делай, что хочешь, но это как-то совсем уж... радикально что ли.
UPD. А вт это снова вдохновляет:
http://www.teatr.ru/Послушайте только:
Новый печатный журнал «Театральная афиша столицы» выходит с января 2019 года. В журнале рассказывается о театральных событиях, публикуется репертуар московских театров с аннотациями и фотографиями, а также рецензии лучших московских театральных критиков, интервью с актерами, режиссерами и директорами театров и статьи об актерах, режиссерах и театрах.
Это звучит как жизнь.
А ещё я поняла, что сегодня четверг. Благословенный день! Правда, в двенадцать мы встречаемся с Л., но может он выделит на комнату, официальный статус и деньги на афиши! (UPD: нет, не бывать этому...)