Да-да, это те, которые «я вообще могу отсюда улететь в любой момент». Межгородские захожане. Коллеги и частые гости студии. Близкие наблюдатели. Друзья.
Состоялся!
Расскажу-ка сейчас, а то ведь опять надолго задолжаю!
Сперва о формате - я очень - ну просто до невозможности - довольна тем, что получилось! Это изменённый под наши представления о прекрасном формат 32 АвгустА, который в оригинале выглядит так:
Техника 7+6
Должна была примениться в ЦАПе 21.12.00, но не сложилось.
Разработана для совместных концертов, с участием 3-5 человек. Вариант для четырёх участников.
Концерт делится на 4 части (четыре автора). В каждой четвертинке есть лидер-ведущий и отвечающие. Лидер выходит первым, поёт песню и говорит разные слова за жизнь. Трое отвечающих выходят по очереди, отвечая ему одной песней. При этом важное условие: лидер трепется, остальные только поют и молча уходят. Схема, например, такая:
(четвертинка Авилова)
Авилов: Мужской романс
Белый: Морское наваждение
Авилов: Черная гвардия
Карпов: Туркменская девочка
Авилов: Гриппозная
Городецкий: Три шага
Авилов: Меня позвали как-то...
Белый: 32 августа...
и так далее...
В каждой четверти получается по времени, что лидер поет 7 песен, и ответов на неё получает 6 (то есть два прогона отвечающих). Поэтому получилось название «7+6». Можно рассчитать таким образом концерт для трёх и пяти человек, но там будут уже другие цифры.
Следите за руками, что с ним происходит дальше.
Во-первых, мы относительно сразу поняли, что (7+6)х4 - это 52 песни, как минимум 156 минут без учёта трёпа и перемещений. И такой концерт, конечно, отвечает склонностям к монументализму, присущим некоторым из нас, но всё-таки зрителей тоже иногда надо жалеть...
Поэтому решили, что в прогоне будет только по одному ответу с брата. Получился формат 4+3, который куда проще запихивается в два отделения, но, вот беда, они оказываются чуть-чуть короче желаемого.
(Подвесим эту проблему на секунду, чтобы отвлечься на второе, более существенное изменение).
Итак, во-вторых, мы ввели темы. Каждый участник перед началом концерта написал по три бумажки, которые торжественно отправились в шляпу и по ходу дела вытаскивались из неё. «Разные слова за жизнь» таким образом обретают отчасти непредсказуемый характер, потому что наболтать нужно чего-то в режиме стремительности. Хотя всегда остаётся шанс, что хозяину цепочки попадётся его же тема. Но мне вот, например, не попалась - и я рада, конечно. Что нового можно сказать по своей - чужие всегда интереснее!
Да, фактически мы вытащили «Шляпу» сразу на сцену, с той существенной разницей, что хозяин цепочки обладает правом голоса, которого в обыкновенных Шляпе-Вешалке нет. И это по-прежнему концерт на живую нитку, а не срежессированный спектакль.
Возвращаемся к проблеме хронометража - чтобы добить объём концерта до разумного и постепенно ввести слушателей в курс дела (и ввестись самим) открывали концерт мы тоже цепочкой по теме. Но не полной (с основным ведущим), а обыкновенной, шляпной. Все сказали короткое приветственное слово, спели по песенке, потом началась основная часть.
Аналогичным мыслилось и завершение концерта - сначала думали, что финальная цепочка будет обобщающей, без темы, но в итоге вытянули бумажку и на неё. Ну, просто потому, что можем =)
Таков был план - 4х3 + две полуцепочки; два отделения, все счастливы...
Третье существенное изменение настигло нас внезапно, когда оказалось, что Лёши Богданова не будет - и отдуваться нам втроём. Четыре-на-три быстро превратились в три-на-два, а два небольших отделения - в одно громадное.
(«Одно отделение - два часа, какой кошмар!» - воскликнул Макс Розеншток со свойственной ему искренностью.)
Потому что, да, мы-таки решили, что второе нам необходимо, чтобы немного реабилитироваться! Оно было устроено максимально просто: каждый вышел и спел ещё по три песни. Блоки, на мой взгляд, получились крепкими и убедительными - именно это и нужно было. Показать, что мы, вообще-то, не всегда путаем аккорды, забываем куплеты и бросаем песни в состоянии «это был эпиграф» =)
Но со всеми этими нюансами, к которым я вернусь ровно после этой радостной оговорки, - мне очень, оччень, просто невероятно понравилась получившаяся схема! Хочу-хочу-хочу ещё с ней поиграться!
О конкретной реализации (и подводных камнях).
Первое, о чём нужно задуматься тому, кто захочет эту штуку провести, - как расположить поющих. На сцене Межгорода было два стула, типа для ведущего и отвечающего. И две стойки под голосовые микрофоны. И пюпитр. И люди вокруг. В общем, перемещения, пусть и минимизированные, занимали много времени и задеваний всего на свете.
В идеале всех выступающих надо строго разместить на фиксированных местах. Максимум - выделить место ведущего. Здесь переход должен занять не очень много времени.
В какой-то момент Васе понадобился синтезатор - его тоже пришлось выволакивать и устанавливать во время концерта. Все такие вещи имеет смысл предугадывать (но, опять-таки, для нашей площадки вариант «поставить всё сразу» не подходил, места мало).
Второе (пожалуй, это тоже подпункт к формату, но пусть останется тут)... Тридцать второе - если вдруг кто не знает - творческая ассоциация авторов. Даже композиторы не в счёт. И все их техники и форматы, соответственно, по умолчанию рассчитаны на то, что петься будут только собственные песни (и даже форматы-исключения построены именно на этой игре). А, раз так, то не нужно думать о том, чтобы называть поэта и композитора. Но исполнители с этой проблемой - как бы, не ломая действа, правильно объявить поёмое, - сталкиваются регулярно. В той же Вешалке. (Там это решается следующим образом: выходные данные печатаются в программке, доступной зрителям. Я, правда, всё равно объявляю, никто ж не будет читать...)
Я вот что думаю: хотя права голоса у отвечающих нет, надо дать им чёткое разрешение (и указание!) коротко представлять авторов песни, потому что, если соблюсти единство стиля, то баг станет фичей.
Третье - уже не техническое. Подготовиться к такому концерту невозможно. Нет, ладно, возможно - повторить вееееееееесь свой репертуар. Или жёстко ограничивать себя во время: «Да, хочу спеть эту, да, идеально подходит другая, но лучше за уши притяну ту, которую хорошо знаю, потому что я всё ещё на сцене и мне нельзя лажать очень уж явно».
Я поступала то так, то этак - потому что в начале вылетела из подходящей, но не повторённой песни решительно, этот шлейф ошибок ещё долгое время тянулся. И в какой-то момент просто начинаешь отметать первые ассоциации, чтобы не провалиться совсем уж.
Но тут какая штука... Если петь только песни, в которых абсолютно уверен, то, значит, во-первых, действительно ломать естественный ход разговора, а, во-вторых, - не выдавать ничего нового, держаться в рамках активного словаря, который и так уже пет-перепет. Пожалуй, такая перспектива нравится мне ещё меньше, чем лажание.
Спасает от ошибок в исполнении тот самый трёп. Нужно быть готовым делиться мыслями или быстро их вырабатывать.
Проблема сегодняшнего дня - уползающая гитара. Инструмент всё же должен быть либо свой у каждого (это, если место позволяет, в этот раз мы заранее договорились, что у нас будут две дежурных гитары), либо под рукой надо держать хороший и удобный тюнер. Их сейчас очень много разных, не всегда можно сходу въехать, как какой работает. Короче, думать об этом тоже.
Но главное мы сегодня доказали - это перспективная метода, давайте, господа-организаторы, использовать!
О нашем концерте.
Тему приветственной цепочки вытягивала я - на правах единственной опоздавшей х)
И она, тема эта, была прекрасна - «конфликт поколений».
Попыталась было спеть на неё «Прометея», но случайно улетела с первого куплета на последний - и уже не выкарабкалась оттуда. Вспомнила ближе к концу - и так обидно стало, там же прямая цитата прям-таки из Тургенева!
Мы слишком привыкли радостно жить,
Дерзко петь, говорить красиво...
О, вот и ещё один косяк всплыл - программу таких вечеров надо сразу, как в Шляпе, фиксировать. Потом, если мы её восстановим, довешу в полном виде.
(Забавный эффект сейчас словила - так как сидела то с одной стороны от сцены, то с другой, вспоминаю с разных ракурсов будто бы два разных концерта!)
Первая полная цепочка принадлежала Жене. Поговорили про понятие «дома». Здесь много Печкина, идея обретения дома как безопасного пространства (человека, воспоминания, ...), поминание лунного Чебыкина всуе - и жизнеутверждающая Умка.
Ведущим второй цепочки был Вася, ему досталась чудесная тема «Мой ум сдох» - и он открыл её псоевской «Бабушка сказала».
А почему веселие пропало?
Причина удивительно простая:
Вчера твоя мне бабушка сказала
Что у меня чего-то не хватает
Вчера твоя мне бабушка сказала
Что у меня чего-то не хватает.
Это было невероятно смешно, потому что буквально днём раньше слушала я пересказ рассказа Зюскинда
«Тяга к глубине» с тем же сюжетом. Всё время очень тяжело отделять частные контексты от общих.
В общем, спела на это «Кольцо», Вася пересел обратно за гитару и выдал какого-то красивого Медведева.
Тут, кстати, ещё одна деталь. Мы одновременно отвечаем как бы и на генеральную тему, но и на песню-то тоже! Вопрос приоритетов - мне важнее ответить на последнюю прозвучавшую реплику; я готова уходить от темы, если разговор так развивается. Так бы и сформулировала: отвечайте поющему, а, если не можете подхватить его развитие мысли, развернитесь обратно от неё к исходной теме. Но не в обратном порядке.
Вообще в этой цепочке как-то собрались все будущие и прозвучавшие прежде мотивы. Очень красиво получилось. Ещё и с карповскими «Весной и дураком».
Я вытянула тему, которая уже сама по себе была, хе, в тему - «грустный праздник». И как-то сама собой цепочка получилась дуловской. Её я даже воссоздам сейчас целиком, наверное:
- Трёп-трёп-трёп
- Лучшие дни - ст. Натана Злотникова, муз. Александра Дулова
- Сказочные деньки - ст. и муз. Олега Медведева
- Античная ваза - ст. Александра Кушнера, муз. Александра Дулова
- Пять лет назад - ст. и муз. Константин Арбенин
- Ну пожалуйста - ст. Вероники Тушновой, муз. Александра Дулова
Вот тут вам и «дом», и «чего-то не хватает», и конфликт поколений.
А завершающая цепочка была про желание быть зверем - тоже прекрасно вписывается в этот ряд. И здесь-таки Вася спел Чебыкина (про жабу), а Женя актуализировал Веню, поэтому я тоже закрылась «Сендеем» - у него «были дома, но не все» - «мой ум сдох!».
После антракта Женя попел себя («Напомни мне моё имя», «Резюме» и относительно малоизвестная «Песня, которой»), Вася немного себя, немного Городницкого - потому что тут зал наконец-то тоже активизировался и начал вбрасывать заявки и вопросы задавать, а у меня получилась странная связка из «Колыбельной для Герды», «Верблюда» («ну дела, - подумал лось, - не хотелось, а пришлось!») и - внезапно - «Забытой колыбельной»!
...А потоооом, потом нас окормили тортами! И посиделки продолжились в неожиданном формате «вы играйте - в микрофон и с подключкой - мы поджемим!». Александр Захаров сел за бас, Митя Андронов - за клавишные, а все желающие по очереди пели что-нибудь, во что можно быстро въехать. Было очень клёво!
Какая-то классика, ещё Аня Ежова, трухановский «Пожарный пруд», Старостин. «Зелёная карета»! И Вася с «Болотом»! И снова отходной Веня...
В общем, восторг чистой воды!
А ещё неожиданные люди пришли. Агитбригадские Алёна с Настей - и Аня с Вероникой из Гитарного клуба РЭУ! Им я правда очень изумилась! «Откуда?» - спрашиваю, а они смеются: «Представляешь, прочитали-увидели! Хотели прийти, давно не слушали!».
Вот так вот - сначала бродишь печально по странным рокерским квартирникам, а потом как вылавливаешь оттуда классных людей, которые сами без предупреждения приходят на экспериментальные форматы... Осмысленность, хххе!
Нет, правда, замечательный концерт получился. (И был Борис Ашкинадзе - а, значит, однажды выловлю фоточки!).
Ну и хочу сохранить тут для истории два поста героической Ксюши.
Зазывательный был таким:
В ближайший понедельник (6.02) в студии
«Межгород» соберутся классные ребята, чтобы спеть такое среднее между квартирником и концертом. Мы только-только два раза как попробовали делать «концерты в тапочках» в стенах нашей комнатки, и получившийся формат очень мне симпатичен, если честно: вроде и сцена есть, микрофоны стоят, даже софиты светят, но при этом всё такое игрушечное, что одомашненность выступлений прямо таки бросается в глаза. Собрания эти не только не претендуют на пафосную сценичность, но даже, можно сказать, борются с излишней изысканностью и дистанцией, как бы заявляя, что о самом важном можно говорить с техническим комфортом (звуковая аппаратура), но очень просто, без наносных концертностей: когда зрители и выступающие находятся близко друг к другу, иногда даже меняются местами. Такой формат очень распологает, как по мне, к правильному песенному общению.
6 февраля к нам в гости придут яркие ребята с разными взглядами на песенный жанр: Аля Коленбет,
Женя Шеянов,
Лёша Богданов и
Вася Зубарев . Все они бывали замечены в сочинении своих стихов и песен, это увлечённые музыканты и друзья студии «Межгород». Мне всегда искренне интересно услышать, что и как они споют, а на этот раз будет свежее сочетание - в таком составе белый свет их ещё не слыхивал.
А отчётный - и тут сразу обо всех трёх тапочковых концертах - вот:
В январе в Межгороде прошла серия «концертов в тапочках» - мы обзавелись микроскопической сценой, минимальной аппаратурой, пригласили зрителей и устроили три встречи, каждая из которых произошла в своём формате и характере. Возможно, этот формат, застрявший где-то между концертами и квартирниками станет нашей новой традицией?..
Первый концерт-разговор, который устроили для нас Маша Жданова и Полина Шкирёва, запомнился встречей двух разных взглядов на жанр АП: условно захотелось разделить подход девушек на поэтически-ориентированный и музыкально-ориентированный, хотя, конечно, все подобные разделения обычно не более, чем почва для споров на несвежую тему «что такое авторская песня». Так или иначе, разговор получился разноплановым и живым, он дал уверенный старт нашей затее.
Второй концерт под названием «Игра в слова» стал центральным событием исполнительской жизни нашей студии в январе: классический формат мини-сольников позволил участникам, на мой взгляд, высказаться связно и свежо (как по форме, так и по содержанию). С удовольствием бы переслушала подобный концерт в развёрнутом формате в более официальном зале или на фестивальной сцене, - надеюсь, нам удастся такое устроить.
• Алиса Вернигор дебютировала с блоком современных авторов (Е. Исакевич, Е. Фролова, П. Фахртдинов и др.). Для Алисы это был смелый шаг к тому, чтобы довериться слушателям и рассказать, как важны выбранные песни, которые она проживает сейчас.
• Вова Хачатуров приятно удивил цельной композицией, посвященной дуракам. В ней было место для совершенно разных интонаций: радости, иронии, боли - песни от лица харАктерных персонажей или о них (безумная Маша, Иван-дурак и пр.) удаются Вове ярко, отдельно хочется отметить то, как классно звучали стихи внутри этого блока.
• Гоша Гурьев спел диалог с самим собой, по сути также представив блок современных авторов (Н. Дорофеев, А. Степанов, К. Полтева и др.).
• Даша Вавулинская рассказала сказку, которая оказалась близка и понятна многим в зале - песни А. Ежовой, А. Щербины, Е. Болдыревой и др. прозвучали с новыми смысловыми акцентами в контексте объединившего их сюжета.
Третий концерт получился по образу и подобию одного из форматов, придуманных славной творческой ассоциацией «32 августа» - мы попросили ребят хитрым образом выстроить ассоциативные цепочки из песен по заданным в процессе концерта темам. Для выступающих это создало определённую сложность: содержание песенной цепочки заранее предугадать нельзя, нужно быстро реагировать, выстраивая диалог в рамках заданной темы.
По первоначальной задумке этот концерт должен был открывать для наших слушателей другой Межгород, в котором есть свои друзья-соратники, свои яркие авторы. Кажется, идея раскрылась не полностью, но, будем надеяться, у нас ещё будет возможность более полного знакомства с ребятами. Спасибо выступавшим Але Коленбет, Васе Зубареву и Жене Шеянову за смелость пробовать новое на сцене, - темы выпали, как мне кажется, чудесные: начали с конфликта поколений, затем пели о доме, или о том, как «ум сдох», прозвучали песни о грустном празднике и о зверях... Думаю, из-за свежести формата первому отделению немного не хватило общей динамики, зато это поправили небольшим вторым отделением (в нём звучали в основном авторские композиции).
Впечатления от нашего тройного эксперимента самые яркие. Шалость, однозначно, удалась, несмотря даже на то, что два из трёх концертов прошли в неполном составе. Отдельно хочется поблагодарить зрителей, поддержавших наших ребят: на каждом из концертов собиралась доброжелательная публика, причём от встрече к встрече состав довольно сильно менялся, но всегда удивительно соответствовал характеру происходящего на сцене. И какие у нас классные и разные получились постконцертные посиделки!.. Спасибо за техническую поддержку Саше Захарову, Дане Афонину, Алисе Вернигор и Даше Вавулинской, спасибо за съёмку первого концерта Антону Шиловскому, спасибо за чудные фотоотчёты Маше Ждановой и Боре Ашкинадзе. Пока мы не наладили многие процессы, в том числе видеосъёмку всех наших мероприятий, но тем ценнее становится ваше пристутствие у нас в гостях...
У меня, кстати, тут странные впечатления - я правда рада, что съёмки не было. Это жадность какая-то включилась - но захотелось вдруг, чтобы такое живое действо не фиксировалось. Не из-за косяков, а из-за той атмосферы игры и доверительности, которую не хочется выдавать на незнакомую аудиторию.
Но вот вживую повторить - с новыми темами, с работой над ошибками, в разных удвительных составах - хочется очень даже!
Встречные спасибы дорогим братьям по сцене - и волшебной Ксюше, пошедшей на все сопутствующие риски и устроившей этот праздник жизни!
Наконец, коротко о Даше - её потрясающую сказку непременно нужно будет показать на большую аудиторию. Она пошла другим путём - срежессировала выступление; вышла настоящая-взрослая-серьёзная программа.
И Вова с его историей о дураках тоже был прекрасен. Если Алиса с Гошей выдали концертные блоки - классные, но привычные - то Вова с Дашей шагнули за пределы формата. Это были красивые и сильные шаги. Тут - правда - только и оставалось, что жалеть об отсутствии полноценной видеосъёмки.
Концерт Маши и Полины я, к стыду своему, ещё не посмотрела - но непременно доберусь - потому что его-то записи есть.
Такая вот фантастическая межгородская зима.
Впереди ещё один полуэкспериментальный концерт. И начавшаяся история с Большим Секретом. И ряд других мероприятий. Вон, Коган уже на этой неделе...
Такая жизнь бурлит, о какой когда-то и мечтать не могла.
...Всё меня старое наблюдение не отпускает - ещё в ноябре обещанное. Но фиксировать этот нескончаемый карнавал действительно не успеваю. Обидно - потом забудется, а кто будет писать историю нашего поколения, если не мы сами?..