Душам старых кукол...

Oct 16, 2009 14:40



Многие из вас, вероятно, знают, что в Японии существует поверье: любая вещь, прожившая слишком долго, может обрести независимую душу и стать "о-баке" или "бакемоно" - чудовищем. Иногда безобидным, чаще - опасным для человека. Потому от старых вещей надо регулярно и аккуратно избавляться.

А как быть с теми предметами и вещами, которые особенно близки к человеку?

Куклы... Что может быть ближе душе маленького человечка (понятно, кроме матери)? С куклами мы разговариваем, даем им имена, наделяем их характером и привычками... Надо ли удивляться, что дети искренне считают кукол живыми? Да и если совсем уж честно, многие взрослые считают также.

Ребенок вырос и старые куклы уже не интересны. Но душа-то у  куклы уже есть! И если кукла обидится, что ее старый друг и хозяин пренебрегает ею, то может случиться всякое. Лучше уж обойтись с куклой достойно, с уважением к ее пусть и маленькой, но душе.

На северо-западе Киото, в одном из старейших и известнейших районов Киото - Нишиджине, есть маленький буддийский храм Хокё-джи, основанный в 1384 году как младший храм Кеиаи-джи - буддийского монастыря, имевшего серьезное влияние на столичную религиозную жизнь в конце 13го века (до нашего времени не дошел, разрушен в 16ом веке).



Вид на храм Хокё-джи через храмовые ворота.

Храм Хокё-джи и женский монастырь при нем был основан по духовному завещанию Мугаи Нёдаи (дата рождения неизвестна, год смерти - 1298), одной из ближайших последовательниц китайского монаха Wuxue Zuyuan (извините, как это транскрибировать в русский, я не знаю), основателя Энгаку-джи - одного из крупнейших храмовых комплексов японского дзен-буддизма и буддийской школы того же названия.

Реальной основательницей храма Хокё-джи была шестая настоятельница Кеиаи-джи, Карин-но-Мия Эгон, дочь императора Когон. Она же стала и первой настоятельницей нового монастыря, придав ему статус "императорского".

В 1644 году очередной настоятельницей монастыря стала Кёгон Ришо Зенни, дочь императора Гомизуно-о. Монастырь официально получил статус "монзеки" и неофициально - прозвище "Додо-гошо" - дворец Додо. 
С тех времен и до 1868 года в монастыре почти постоянно обитал кто-то из женской части императорской семьи. Благородные дамы приносили с собой в монастырь предметы личного пользования, мебель, книги и свитки, произведенные лучшими мастерами. Принцессы и в монастыре продолжали оставаться принцессами.

Неудивительно, что среди прочих полезных и/или приятных для дам предметов оказались и куклы. Именно в эти времена и была положена традиция благодарственного поминовения старых кукол и ритуальное захоронение их на территории храма. Храм получил свое второе имя - Нингё-дера ("Храм Кукол"), которое сейчас, пожалуй, даже более известно, чем настоящее.

Принцессы же и бывшие императрицы начали собирать коллекцию редких кукол. Сейчас это одна из богатейших и интереснейших коллекций кукол в Японии. С 1957 года коллекция два раза в году открывается для свободного посещения. У кого есть возможность - настоятельно рекомендую. Весь март - лучшая коллекция Хина-нингё (кукол для Фестиваля Девочек). В ноябре, весь месяц - сборная экспозиция кукол за весь период существования. Там есть совершенно уникальные экземпяры. Да и просто интересно.

Традиция поминовения старых кукол дожила и до наших дней.

Ежегодно 14 октября в храме Нингё-дера проходит церемония прощания со старыми куклами.



Двор Нингё-дера. Все готово для церемонии.



Здесь принимают старые куклы, с которыми вы хотите попрощаться. Это должны быть именно куклы: имитации человека или животных. Просто игрушки не принимаются. Но куклы могут быть не только местного происхождения.



На отдельном участке аккуратно расставляют кукол для прощальной церемонии.



Памятник на могиле кукол. И подношения душам кукол: фрукты и сладости, рис и мочи.



Теперешние обитальницы монастыря выходят для проведения церемонии.



Монахини. Самая старшая по положению - слева. Крайняя справа - самая младшая и по возрасту, и по положению.



Почетная гостья церемонии - Кисараги-таю. Традиция приглашать лучших таю из Шимабары на эту церемонию началась тогда же, во времена Эдо-эры.

Вы хорошо оценили ситуацию? Императорский женский монастырь. Торжественная церемония. Таю - почетная гостья и участница церемонии. 
Это к вопросу о "падших женщинах" и отношении к ним в здешних краях.



Утро было жаркое...



Еще две гостьи церемонии. Изначально были представительницами императорского двора, придворными дамами. Сейчас - горожанки, исполняющие роли придворных дам.



Кисараги-таю открывает церемонию. Приготовленный ею заранее чай (держит на подставке дама в розовом кимоно) преподносится душам старых кукол вместе с прочими подношениями и цветами.







Первый раз имела возможность разглядеть детали костюма таю так близко и в подробностях. 
Это "митсуаши" - гэта для таю.



"Придворные дамы" подносят цветы душам старых кукол.



Шелка узорчатые.



Благодарение кукол.



После поднесения всех даров, монахини начали чтение поминальных сутр. Старшая из них отбивала ритм. К сожалению, не сильна в буддийской терминологии, как называется эта штука, по которой она ритмично постукивала (на большой подушке), не знаю. Звук получался мягкий и глухой: пум-пум-пум. На маленькой подушке - разновидность гонга. Им отмечалось завершение определенного цикла. У гонга звук соответствующий названию - звонкий и ясный.



Чтение сутр. 
Не знаю, есть ли какая разница, но церемония в целом сильно напоминала прощание с человеком. Под чтение сутр все присутствующие гости церемонии в строгом порядке по одному подходили к памятнику кукол и сыпали щепотку благовоний на курильницу.



В центре - курильница для поминальных благовоний. Справа от нее - маленькая коробочка с собственно благовониями. А слева на красной подставке - чашка чая, приготовленного таю для душ кукол. И цветы.



Младшая из монахинь читает сутры.



Солнце слишком печет...



Почетные гостьи церемонии.



Монахини и прочие гости. Большинство из этих мужчин - представители разных контор, производящих кукол. В первом ряду в центре, рядом с самой младшей из монахинь, сидит председатель "Кйо-нингё" - крупнейшей организации производителей кукол в Киото. По его собственным словам, сейчас ему 85 лет и 50 из них он отдал куклам.



Таю отправляется возжигать благовония душам кукол.



Честно говоря, не знала, что митсуаши настолько маленькие. Как вообще в этом можно ходить?!



Поклон.



Щепотку благовоний душам старых кукол...









И "придворные дамы" прощаются с куклами.



После гостей воскурить благовония душам старых кукол могли все желающие. В том числе и бывшие владельцы этих кукол.



Официальная часть церемонии прощания закончилась. Первыми покидают двор храма монахини. Перед уходом - благодарственный поклон старым куклам.



После монахинь двор покидает таю. Также прощальный поклон куклам.



"Придворные дамы" прощаются с куклами. 
За ними двор покинули и все остальные почетные гости. Публика переместилась во внутренний зал храма, где церемония продолжилась неофициальной частью - танцами и музыкой.



"Придворные дамы" в ожидании зрелищ.



Таю на почетном месте, ближе всего к алтарю.



Зал храма и гости. В центре стоит маленький столик со стулом для того старого председателя производителей кукол Киото. За этим столиком он толканул речь минут на десять, рассказав о своей интересной жизни в этом бизнесе и о своих коллегах, также присутствующих на церемонии.

После речи был исполнен танец бугаку "Рйо-о". 


Рйо-о - "золотой лев".



Музыкальное сопровождение танца - оркестр придворной музыки, три вида флейт и два вида ударных.



Костюм полностью идентичен таковому же у " Синего дракона", который танцевал на очередную годовщину смерти Тойотоми Хидейоши в храме Тойокуни-джинджя. Отличается только цветовой гаммой и маской.



Такой вот красавчег. 
Запись танца Золотого льва лежит на ЮТубе вот тут: http://www.youtube.com/watch?v=dS8OIROp1Bk . Утверждается, что танец дошел без изменений с 5го века и до наших дней. Проникнитесь духом полутора тысячелетий!





Таю внимательно наблюдает за танцем Золотого льва.



Трогательно: таю поправляет завернувшийся краешек шлейфа Золотого льва.



Оркестр придворной музыки покидает зал. 
Все ждала, когда таю улыбнется, показав зубки. Ей по статусу положено "охагуро" - черненые зубы. И насколько я знаю, она аккуратно придерживается всех статусных "правильностей". Но в этот раз она ни разу не улыбнулась широко. 
И апплодировала таю очень аккуратно, скорее, делая намек на реальные аплодисменты. Видимо, берегла руки, чтоб не покраснели.



Таю выходит на сцену.

Танец таю можно посмотреть на ЮТубе вот здесь: http://www.youtube.com/watch?v=YQITxeEdo-k . Добавлю только несколько фоток, которые кое-как получились одновременно с записью видео.



Поклон алтарю, где стоит статуя "Каннон с зеркалом", по преданию, попавшая в рыбацкие сети в море около города Исэ. Именно эта статуя и дала название храму: "Хокё-джи" значит "Храм Драгоценного Зеркала".









Завершающий поклон.



Церемония закончилась. Гости покидают зал и храм.



Красотка в придворном наряде.

На постаменте памятника куклам во дворе храма Хокё-джи выбита поэма Мишанокоджи Санеатсу: 
"Ах, кукла!
Кто сделал тебя... Кто тебя любил... 
Я не знаю. 
Но пусть эта любовь 
Станет залогом твоей Нирваны..."



Осторожно: очень много фоток!

Previous post Next post
Up