Многие из вас, вероятно, знают, что в Японии существует поверье: любая вещь, прожившая слишком долго, может обрести независимую душу и стать "о-баке" или "бакемоно" - чудовищем. Иногда безобидным, чаще - опасным для человека. Потому от старых вещей надо регулярно и аккуратно избавляться.
А как быть с теми предметами и вещами, которые особенно близки к человеку?
Куклы... Что может быть ближе душе маленького человечка (понятно, кроме матери)? С куклами мы разговариваем, даем им имена, наделяем их характером и привычками... Надо ли удивляться, что дети искренне считают кукол живыми? Да и если совсем уж честно, многие взрослые считают также.
Ребенок вырос и старые куклы уже не интересны. Но душа-то у куклы уже есть! И если кукла обидится, что ее старый друг и хозяин пренебрегает ею, то может случиться всякое. Лучше уж обойтись с куклой достойно, с уважением к ее пусть и маленькой, но душе.
На северо-западе Киото, в одном из старейших и известнейших районов Киото - Нишиджине, есть маленький буддийский храм
Хокё-джи, основанный в 1384 году как младший храм Кеиаи-джи - буддийского монастыря, имевшего серьезное влияние на столичную религиозную жизнь в конце 13го века (до нашего времени не дошел, разрушен в 16ом веке).
Вид на храм Хокё-джи через храмовые ворота.
Храм Хокё-джи и женский монастырь при нем был основан по духовному завещанию Мугаи Нёдаи (дата рождения неизвестна, год смерти - 1298), одной из ближайших последовательниц китайского монаха Wuxue Zuyuan (извините, как это транскрибировать в русский, я не знаю), основателя
Энгаку-джи - одного из крупнейших храмовых комплексов японского дзен-буддизма и буддийской школы того же названия.
Реальной основательницей храма Хокё-джи была шестая настоятельница Кеиаи-джи, Карин-но-Мия Эгон, дочь императора Когон. Она же стала и первой настоятельницей нового монастыря, придав ему статус "императорского".
В 1644 году очередной настоятельницей монастыря стала Кёгон Ришо Зенни, дочь императора Гомизуно-о. Монастырь официально получил статус "монзеки" и неофициально - прозвище "Додо-гошо" - дворец Додо.
С тех времен и до 1868 года в монастыре почти постоянно обитал кто-то из женской части императорской семьи. Благородные дамы приносили с собой в монастырь предметы личного пользования, мебель, книги и свитки, произведенные лучшими мастерами. Принцессы и в монастыре продолжали оставаться принцессами.
Неудивительно, что среди прочих полезных и/или приятных для дам предметов оказались и куклы. Именно в эти времена и была положена традиция благодарственного поминовения старых кукол и ритуальное захоронение их на территории храма. Храм получил свое второе имя - Нингё-дера ("Храм Кукол"), которое сейчас, пожалуй, даже более известно, чем настоящее.
Принцессы же и бывшие императрицы начали собирать коллекцию редких кукол. Сейчас это одна из богатейших и интереснейших коллекций кукол в Японии. С 1957 года коллекция два раза в году открывается для свободного посещения. У кого есть возможность - настоятельно рекомендую. Весь март - лучшая коллекция Хина-нингё (кукол для Фестиваля Девочек). В ноябре, весь месяц - сборная экспозиция кукол за весь период существования. Там есть совершенно уникальные экземпяры. Да и просто интересно.
Традиция поминовения старых кукол дожила и до наших дней.
Ежегодно 14 октября в храме Нингё-дера проходит церемония прощания со старыми куклами.
Двор Нингё-дера. Все готово для церемонии.
Здесь принимают старые куклы, с которыми вы хотите попрощаться. Это должны быть именно куклы: имитации человека или животных. Просто игрушки не принимаются. Но куклы могут быть не только местного происхождения.
На отдельном участке аккуратно расставляют кукол для прощальной церемонии.
Памятник на могиле кукол. И подношения душам кукол: фрукты и сладости, рис и мочи.
Теперешние обитальницы монастыря выходят для проведения церемонии.
Монахини. Самая старшая по положению - слева. Крайняя справа - самая младшая и по возрасту, и по положению.
Почетная гостья церемонии - Кисараги-таю. Традиция приглашать лучших таю из Шимабары на эту церемонию началась тогда же, во времена Эдо-эры.
Вы хорошо оценили ситуацию? Императорский женский монастырь. Торжественная церемония. Таю - почетная гостья и участница церемонии.
Это к вопросу о "падших женщинах" и отношении к ним в здешних краях.
Утро было жаркое...
Еще две гостьи церемонии. Изначально были представительницами императорского двора, придворными дамами. Сейчас - горожанки, исполняющие роли придворных дам.
Кисараги-таю открывает церемонию. Приготовленный ею заранее чай (держит на подставке дама в розовом кимоно) преподносится душам старых кукол вместе с прочими подношениями и цветами.
Первый раз имела возможность разглядеть детали костюма таю так близко и в подробностях.
Это "митсуаши" - гэта для таю.
"Придворные дамы" подносят цветы душам старых кукол.
Шелка узорчатые.
Благодарение кукол.
После поднесения всех даров, монахини начали чтение поминальных сутр. Старшая из них отбивала ритм. К сожалению, не сильна в буддийской терминологии, как называется эта штука, по которой она ритмично постукивала (на большой подушке), не знаю. Звук получался мягкий и глухой: пум-пум-пум. На маленькой подушке - разновидность гонга. Им отмечалось завершение определенного цикла. У гонга звук соответствующий названию - звонкий и ясный.
Чтение сутр.
Не знаю, есть ли какая разница, но церемония в целом сильно напоминала прощание с человеком. Под чтение сутр все присутствующие гости церемонии в строгом порядке по одному подходили к памятнику кукол и сыпали щепотку благовоний на курильницу.
В центре - курильница для поминальных благовоний. Справа от нее - маленькая коробочка с собственно благовониями. А слева на красной подставке - чашка чая, приготовленного таю для душ кукол. И цветы.
Младшая из монахинь читает сутры.
Солнце слишком печет...
Почетные гостьи церемонии.
Монахини и прочие гости. Большинство из этих мужчин - представители разных контор, производящих кукол. В первом ряду в центре, рядом с самой младшей из монахинь, сидит председатель "Кйо-нингё" - крупнейшей организации производителей кукол в Киото. По его собственным словам, сейчас ему 85 лет и 50 из них он отдал куклам.
Таю отправляется возжигать благовония душам кукол.
Честно говоря, не знала, что митсуаши настолько маленькие. Как вообще в этом можно ходить?!
Поклон.
Щепотку благовоний душам старых кукол...
И "придворные дамы" прощаются с куклами.
После гостей воскурить благовония душам старых кукол могли все желающие. В том числе и бывшие владельцы этих кукол.
Официальная часть церемонии прощания закончилась. Первыми покидают двор храма монахини. Перед уходом - благодарственный поклон старым куклам.
После монахинь двор покидает таю. Также прощальный поклон куклам.
"Придворные дамы" прощаются с куклами.
За ними двор покинули и все остальные почетные гости. Публика переместилась во внутренний зал храма, где церемония продолжилась неофициальной частью - танцами и музыкой.
"Придворные дамы" в ожидании зрелищ.
Таю на почетном месте, ближе всего к алтарю.
Зал храма и гости. В центре стоит маленький столик со стулом для того старого председателя производителей кукол Киото. За этим столиком он толканул речь минут на десять, рассказав о своей интересной жизни в этом бизнесе и о своих коллегах, также присутствующих на церемонии.
После речи был исполнен танец бугаку "Рйо-о".
Рйо-о - "золотой лев".
Музыкальное сопровождение танца - оркестр придворной музыки, три вида флейт и два вида ударных.
Костюм полностью идентичен таковому же у "
Синего дракона", который танцевал на очередную годовщину смерти Тойотоми Хидейоши в храме Тойокуни-джинджя. Отличается только цветовой гаммой и маской.
Такой вот красавчег.
Запись танца Золотого льва лежит на ЮТубе вот тут:
http://www.youtube.com/watch?v=dS8OIROp1Bk . Утверждается, что танец дошел без изменений с 5го века и до наших дней. Проникнитесь духом полутора тысячелетий!
Таю внимательно наблюдает за танцем Золотого льва.
Трогательно: таю поправляет завернувшийся краешек шлейфа Золотого льва.
Оркестр придворной музыки покидает зал.
Все ждала, когда таю улыбнется, показав зубки. Ей по статусу положено "охагуро" - черненые зубы. И насколько я знаю, она аккуратно придерживается всех статусных "правильностей". Но в этот раз она ни разу не улыбнулась широко.
И апплодировала таю очень аккуратно, скорее, делая намек на реальные аплодисменты. Видимо, берегла руки, чтоб не покраснели.
Таю выходит на сцену.
Танец таю можно посмотреть на ЮТубе вот здесь:
http://www.youtube.com/watch?v=YQITxeEdo-k . Добавлю только несколько фоток, которые кое-как получились одновременно с записью видео.
Поклон алтарю, где стоит статуя "Каннон с зеркалом", по преданию, попавшая в рыбацкие сети в море около города Исэ. Именно эта статуя и дала название храму: "Хокё-джи" значит "Храм Драгоценного Зеркала".
Завершающий поклон.
Церемония закончилась. Гости покидают зал и храм.
Красотка в придворном наряде.
На постаменте памятника куклам во дворе храма Хокё-джи выбита поэма Мишанокоджи Санеатсу:
"Ах, кукла!
Кто сделал тебя... Кто тебя любил...
Я не знаю.
Но пусть эта любовь
Станет залогом твоей Нирваны..."
Осторожно: очень много фоток!