День пятый, и очередное изменение программы. Едем в монастырь Дрепунг. На разных языках название монастыря звучит по-разному, но перевод один, «куча риса». Как только мои спутники, Иоги, закончили утренние медитации на крыше нашего отеля, так и в путь.
На темном склоне горы, побеленные монастырские здания, издали кому-то покажутся как куча риса, а мне видится как снег. Дрепунг находится в 8 километрах, северо - западнее Лхасы.
Когда-то, крупнейший в Тибете и важнейший центр политической и духовной жизни страны, монастырь, сейчас пытается оправиться от сокрушительного присоединения к Китаю. В этом монастыре, в знаменитом буддийском университете, обучались многие буддисты из краёв России. Здесь получил образование и Агван Доржиев.
В монастыре практикуется медитация сострадания, наиболее трудная из практик медитации.
Религия вообще не поддерживается в Китае, а ламаизм Тибета особенно. В связи с этим, нынешний Далай-лама XIV, даже обращался ко всем буддистам, воздержаться от термина «ламаизм» в отношении религии Тибета. Сейчас деятельность монастырей в Тибете контролируется государством. Для того чтобы уйти в монастырскую общину нужно подать заявку и получить разрешение от властей. В монастырях много детей, на них тоже нужно разрешение. В своё время в России, при запрете принимать в монастыри детей, было разрушено буддийское образование. Ведь оно начинается с пяти лет и может продлиться на многие годы, особенно если учиться на доктора-эмчи. Старый монах берет ребенка под свою опеку. Разрешение получить трудно.
В монастырях живут разные монахи. «Гейне» - начальный послушник. Монахам «гейду» жениться нельзя. Монах «Гелсу», ушедший в монастырь, имеющий семью. В Тибете сохранилась практика, когда в монастырь можно уйти на срок, на сезон и вернуться обратно. «Напери», монахиня женского монастыря. Монастыри на 95 % содержатся за счет пожертвований, в том числе животными, маслом, за счет родственников монахов.
При монастырях есть магазины. Только дворцовый комплекс Потала находится на 100% содержании государства и является государственным музеем. Да ещё монастырь Ташинпуло, резиденция Панчен-Ламы, финансируется на 50%.
Дрепунг расположен на крутом склоне горы, осмотр начали с наскальных изображений.
Делать наскальные изображения, гравировку на камне и вывешивать флаги - в традиции буддизма. На глыбах гор цветные изображения основателя монастыря, Чже Цхонкапы. Это он сам, «в минуту гнева», поставил эти три скалы.
В стороне, отдельное скромное здание, дворец Ганден-пходранг.
Это историческая резиденция Далай-лам - первый дворец фактически первого Далай-ламы, Далай-ламы II.
Титул Далай-ламы I присвоен его учителю, посмертно, за заслуги ученика. Вот такая история.
За воротами стены, узкие улочки. Подъемы крутые, переходящие в лестницы.
На крышах зданий сверкают медью и позолотой символы веры. Над окнами и дверными проемами колышутся пологи с нанесенными на них благими знаками. Паломники с термосами снуют от одной священной постройки к другой, подливая и подкладывая масло в светильники.
...
На площади перед очередным храмом врыт громадный столб. И тогда, и в последствии, эти столбы вызывают недоумение и вопрос. Откуда здесь столь мощные стволы, которые и в лесистой России удивят. Ведь в Тибете нет даже кустов на дрова, одна трава и камни. Это главная площадь у павильона «Чокень». Во всех тибетских монастырях дворы и площади используется для проведения ритуалов, праздневств, церемониальных танцев и для диспутов.
С террасы площади, открылась панорама прилегающей долины.
Постояла на краю террасы, впитывая видимое, сменила фото пленку и направилась узкими улочками вверх.
По пути заглянула на монастырскую кухню, слева от павильона. Знаменитая гигантская монастырская кухня Дрепунга! Полумрак и безлюдье. Запах дыма и еще чего-то. Громадный котел с крышкой, вделанный в очаг. Вдоль стен кухонная утварь, и какие-то запасы. Улочка привела в закрытый дворик.
В традиционном Тибете, Дрепунг известен великолепными росписями и фресками. Захотелось отдохнуть и записать впечатления. Путевого дневника на месте не оказалось, я его потеряла. Спокойно, восстанавливая предыдущий путь, вспомнила, что положила дневник на балку у балюстрады террасы, когда меняла пленку.
Постаралась вернуться не заблудившись, но на ожидаемом месте дневника не нашла.
Стояла на балюстраде, в размышлении о случившемся. И, страстно желая вернуть путевой дневник, обратила внимание на высокое крыльцо храма перед площадью. На левом крыле верхней площадке крыльца несколько монахов сидели, за каким то делом.
Поднялась по ступеням наверх, оказалось, монахи чистили и крошили в котел картошку. Рядом с ними на доске лежал мой дневник. Завороженная, я достала 10 юаней. Глядя на монахов, поклонилась сердечно в их сторону, и обменяла дневник на деньги. Меня проводил доброжелательный взгляд, но к деньгам особого интереса никто не проявил. Благое Пожертвование.
Спутников нигде не было видно, но я знала, что они пошли искать место для медитации.
На всякий случай я поспешила вниз, на выход. На встречу встретились паломники с жертвенным бараном, а у выхода одолели попрошайки. Дети, знаками и протягивая грязные плошки, просили воды. Кто выдержит? Принялась разливать воду. В итоге просто отдала бутылку. Вышла за ворота, и там, моих спутников нет. Через некоторое время я поняла, что автобуса нет, меня бросили.
Продолжение в
http://alla-kot.livejournal.com/22702.html