Что делать в чужих горах, со своим русским языком и с бесполезным мобильником в руке, когда кинули спутники? У меня был Питерский номер мобильного телефона сопровождающего группу,
но в Китае она купила китайскую симку. В порядке первоочередных действий, в экстремальной ситуации позвонила в Питер. Попросила Татьяну связаться с фирмой и сообщить обо мне.
Успокоившись, обратила внимание, что к воротам этого отдаленного монастыря периодически подъезжают такси с пассажирами. Когда подъехало очередное такси, я вступила в переговоры,
на пальцах и подручных средств. Водитель согласился ехать в Лхасу, за 25 юаней. Движение пальцами понимают все.
Основные сигналы тибетских участников дорожного движения, это гудок или свисток, иногда сигналы рукой. Применение сигналов «поворотниками», не заметила.
Удивили светофоры, очень крупные и снабженные стрелкой. Висят достаточно высоко над дорогой, чтобы быть четко видными. Дороги в 4 полосы и дополнительно, карманы для велосипедистов и рикш. Движение машин, мотоциклистов, велосипедистов и пешеходов - виртуозно. Удивительно, что никто никого не задавил, и нет Гаишников.
Я вышла из такси у Поталы, там где вход для иностранцев, сбоку. Нашего автобуса нет, они опять изменили маршрут. Посмотрев дневник, уточнила что по программе ещё должен быть парк и дворец «Норбу Лингка». По карте и по солнцу, направляюсь к нему пешком, разглядывая город. На первых этажах зданий, магазины и мелкие производства. Ступеней у дверей в магазины нет. Зато есть обязательный высокий, на ширину стены, порог, который приходится перешагивать как бревно. Вспомнилось слышанное когда-то, «не стой на пороге». Жалюзи ворот мастерских подняты и производство на виду. Вот, прямо на улице, разместились чистильщики кальмаров.
Пока шла по карте, определилась с масштабом. Идти надо далеко, опять села в такси. Проблем с такси нет никаких. Просто, как в кино. Поднимаешь руку, «такси», и оно выезжает из-за угла. Таксисты сами высматривают пассажиров.
У входа в парк нашего автобуса не было видно. Может быть, они вошли через другой вход, решила я и пошла пешком, обходить квартал парка и немного ошиблась. Карта на китайском, я потом поняла её нелепицу, мне никто по ней не смог бы помочь. Тибетцы говорят только по-тибетски, а им навязывают китайский. Вышла на следующую улицу, тротуар которой был сплошь занят сувенирами. Продавцы как-то взбодрились при виде иностранки. А я, скрываясь от зноя, просто села под забором. Молодой житель города, сочувственно указывая на жару, завязал беседу. Немного поболтали, на пальцах. Пожалела, что подручных средств, для беседы, маловато с собой. Решила вернуться в отель, там хоть прохладно и можно отдохнуть на кровати. Высотная Акклиматизация.
Тут меня застал звонок Азы, сопровождающего. Видимо связь Питер-Лхасса, сработала. Где Вы?
Приезжайте на такси в Джокханг.
Слово Джокханг все таксисты и пешеходы понимают.
Храм Джокханг (Jhokang) в Лхасе является одним из самых почитаемых храмов тибетского буддизма и местом паломничества верующих.
Около храма большие курильницы благовоний и каменный монумент, с 822 года. Надписи на тибетском и на китайском языках, содержат бессрочный договор, о дружественности, мире и о границах двух могущественных государств Китай и Тибет.
Мои Иоги, медитировали за углом постройки. Вышли и удивились, «А, а Вы как здесь?».
Гиды нам дали время на осмотр, панорамы города с крыши Джокханга и других построек храма.
Позолоченные крыши (шкатулки) над ритуальными помещениями и где находятся святыни.
Резные карнизы, символы веры, Чжалцаны и колесо с оленями из желтого металла и многие позолоченные.
На чжалцанах гневное лицо духа защитника. Он борется с загрязнениями душ верующих и отгоняет злых духов.
Храм многоэтажный, по краю внутренних дворов проходят балконы.
Сверху, заметили, на балюстраде нижнего этажа китайские монахи, паломники в желтых одеждах, позируют для фото. Щелкнули и мы их.
С крыши Джокханга видна Красная гора в центре города и громадный дворец Далай-Лам «Потала», на ней.
Потом спустились вниз для осмотра знаменитой и священной статуи Будды-Джово. Это первая статуя Будды привезенная в Тибет ещё в X веке. С фасадной стороны статуя богато украшена драгоценностями и тканями. Поклонение происходило обходом вокруг статуи по узкому проходу в котором стояло несколько монахов, при исполнении. Один, для увеличения пропускной способности, пихал нерасторопных паломников. Второй отгребал от статуи кучи жертвенных шарфов. Третий следил за процессом подливания масла в огонь. Четвертый контролировал процесс прикладывания религиозных паломников к статуе и собирал деньги пожертвований. Тесно, быстро, душно, без трепета перед святыней.
После обхода еще ряда молельных павильонов вышли на площадь перед храмом.
До прихода автобуса мы все отправились на базар, тут же. Покупать молитвенные флажки, для вывешивания на перевале Коры. И я купила комплект флажков, фотопленку и яблоки. Но яблоки оказались Гран Смит, разочарована. Что я ожидала на высоте 3600, конечно яблочки аборигенки, но улыбнулась. А флажки, такие. На шнурок нашиты цветные лоскуты. На каждом лоскуте оттиск клише, разный. В Тибете издревле и до сих пор используют вырезное клише для печатания. Оттиски посвящены разным святым, Буддам, бодхисатвам и учителям.
Мне нравится зеленый, на нём Зеленая Тара. Она спустила ногу с лотосового трона, готовая в любое мгновенье прийти на помощь. И ещё мне нравится синий флажок. На нём Падмасамхава. Тот, что принес в Тибет буддизм, победив духов религии Бон. Он много над этим потрудился, я вижу в этом некий компромисс. Как христианство совмещало свои праздники с древними верованиями народов, так Падмасамхава нашел много возможностей поведать о буддизме не споря с Бон-по.
Рисунок и мантра на тибетском. Я немного усовершенствовала своё подношение. Выпорола наиболее понравившиеся флажки и привязала к оставшимся, ленты. Я везла с собой в горы две ленты.
Красную, за всех тех, кого я когда-либо знала.
Синюю тем, кого с нами нет, я ехала к ним. 30 июля 2006 года.
Продолжение в
http://alla-kot.livejournal.com/25499.html