С утра, едем во дворец «Потала», на Красной горе. Высота дворца 119 метров, можно сказать, небоскрёб, хотя и 13 этажей, но это ещё и на горе.
В плане здание 350 на 270 метров, но кажется шире и похож на
дирижабль плывущий над городом. Площадь помещений, говорят 130 тысяч квадратных метров, а по количеству комнат точных сведений нет и у самих китайцев. Красная гора, это гора Путо (вторая, первая в Индии) место обитания Авалокитешвары (говорят как то останавливался он на ней передохнуть). Путо, по тибетски Потала. Сама Красная гора, это остаток от древнего вулкана.
Дворцовый комплекс Потала состоит из Красного дворца, Белых дворцов и множества всяких построек и пристроек на территории, огороженной мощным каменным забором.
Громада Красного дворца выделяется на вершине, как рубка посредине белоснежного корабля. Большая белая стена здания, под Красным дворцом, используется для вывешивания громадного религиозного ковра «Тханки», во всю стену, в дни религиозного праздника.
Каменная стена забора скрывает дворцовый парк со стороны площади и карабкается по склонам на хребты, где к небу, а где к стенам дворца.
Для иностранцев отдельный, боковой вход.
За ограду и вверх, метров 100 по наружным пандусам и лестницам к правому крылу последних этажей дворца.
На территории, за оградой, есть отдельно стоящие здания, постройки и пристройки. К ним тоже ведут лестницы с каменными парапетами, ответвлениями от основной широкой, словно ветки мощного дерева.
Неуловимо, с какого поворота, по лестнице поднимались и иностранцы, и местные жители вместе. Мы шли медленно, с остановками и через силу, высотная акклиматизация продолжалась. С высоты дворцового крыльца гора Чакпори, с металлической вышкой, была хорошо видна.
В белых зданиях дворца, жилые помещения.
Входы снаружи завешены черными пологами.
За пологом скрывались громадные, красного цвета, деревянные двустворчатые ворота с металлическими кованными накладками. Вот такие входы в традиции Тибета. Красные, с ручкой-молотком в форме кольца, на круглой тарелке накладки. С шарфом, завязанном на ручке и спускающимся вниз длинными концами. Резные, с орнаментом обрамления. А что самое интересное, везде на входе приходится перешагивать, через балку. По лестнице направо, через ворота и внутренние помещения, поднялись вверх ещё на три этажа и вышли на первую кровлю.
Отсюда города не было видно, потому что по всему периметру этой части кровли расположены помещения и галереи.
С кровли, вход в Белый дворец или Потранг Карпо (Potrang Karpo). Лестница крутая и, впечатление такое, что раньше была лестница как на сеновал, а сейчас ее чуть облагородили перильцами и ступенями в самом низу. Во-первых, потому что если лестницу убрать, то будет видно, что вход на уровне второго этажа. А во-вторых, и сейчас подниматься надо, сначала на каменное крылечко, а потом сразу с него прямо по деревянной лестнице. Лестниц две. По одной организован подъем, по другой спуск. Круто, перила отполированы тысячами рук.
Потранг Карпо, или белый дворец (Potrang Karpo), этот большой восточный дворец использовался для официальных церемоний. Кажется что белое, как цвет, присутствует только снаружи, на стенах здания, в остальном только яркие огненные и живые цвета. Внутреннее убранство выдержано в стиле азиатское барокко.
Внутренняя колоннада нашего отеля - лишь робкое подражательство.
Внутри Трон, ступы, статуи воплощений и несколько личных покоев Далай Ламы.
В личных помещениях, хотя и исключительная отделка и бесценные предметы, чувствуется скромность. Восточные низкие места для сидений, столики в виде сундучков, голые, хотя и изукрашенные стены. Трон совсем не такой как в нашем представлении.
На высоком постаменте просторное сидение с низкой оградкой и с высокой спинкой. Далай Лама сидел на нём высоко над всеми, на подушках, скрестив ноги.
В Красном дворце, культовые помещения и там хранятся Мемориальные ступы. Ступы, это почти то, что увидели на въезде в город, только без ворот. Все из золота и драгоценностей, внутри останки Далай Лам. Они все здесь, каждый в своей ступе. Там же, на 4-м этаже Красного дворца находится ступа Далая Пятого, высотой 14,85 м.
Представьте, с пятиэтажное здание, усеченная пирамида из чистого золота, с ажурной скругленной спинкой трона у верхней площадки. Доступ в помещения Поталы очень ограничен. Краткое посещение столь исключительного места и невозможность фотографировать во внутри, оставляет впечатление, фантастического сна. Всё ошеломляет. Потом, встречая где-либо изображения, вспоминаешь, что это не просто видела а проходила мимо.
В туристическом павильоне книжно-печатные издания, на которые при покупке, при желании поставят Красную печать Поталы. Продавались книги и о самой Потале.
Красочные издания, но на русском языке ничего нет.
Пользуясь случаем, все посетили дворцовый туалет, на крыше. Примерно такие-же, показывают на экскурсиях в средневековых замках-крепостях. Только этот супер общий. У двери дежурит тибетка, на дверном проеме национальная шерстяная шторка. Помещение, метров 20 кв. со скромным оконным проёмом. По центру, в плоском полу этого просторного помещения два отверстия, как бы пробитые ломом, на дружественном расстоянии друг от друга. Хочешь чужой зад рассматривай, хочешь свой покажи. Все сели задом к шторе. Я глянула в дырку и отшатнулась.
А если что уронить в дырку, например очки с носа, так побежишь на отметку 3600
в парк.
С другой части крыши спуск, и открылась панорама на северную часть города
в обрамлении гор.
С близкого расстояния видны вертикальные стены. Они чуть наклонные, сужающиеся наверху, как все тибетские постройки. (Да Египетские храмы имеют такие же пилоны).
На освещенном склоне северных гор отлично видны постройки монастыря Сера.
Новые здания улиц скрывают старые кварталы в глубине.
Выход из дворца организован по северным пандусам со стороны парка.
Сам парк был закрыт на ремонт.
Ремонтируются и балюстрады спусков, на подмостях одни девушки. Все работы выполняются в ручную.
Даже раствор делается тут же, на рогожном мешке смешивая смесь потряхиванием мешка.
Наложенный на парапет раствор прихлопывался тряпкой, при необходимости увлажнялся водой из бутылки, не иначе как по древней технологии.
Каменная дорожка, спускаясь, незаметно вела к выходу.
На склонах горы соседствует старое и новое. Ступы, скульптуры, каменные плиты с тибетскими письменами мантр и антенны спутниковой связи.
Выход на западной стороне Красной горы, как раз напротив городских ворот и горы Чакпори, у подножия которой толпились тибетские паломники.
Наша группа пошла обходом Коры, вокруг дворцово-паркового комплекса, и на шопинг.
Я потратилась накануне и вынуждена была воздержаться от трат.
Посидела в автобусе с девочками, с которыми познакомилась. Танзи-Тёма, дочка водителя Кама. Тя-Тинь, дочка гида Чамба. Им по 9 лет.
Продолжение в
http://alla-kot.livejournal.com/26039.html