Проезжая турецкий город Конья, заехали в один из странных и удивительных музеев мира. Хотя, как музей он сравнительно молодой. Мавзолей, Мавланы Руми, преобразован в музей в 1927. Сейчас это целый музейный комплекс, но по всему видно, что это место никогда не оставалось без внимания.
Музей - могила - памятник, к которому не зарастает народная тропа с 13 века.
Музей занимает большую территорию, примыкающую к мечети, и кажется, что это во дворе мечети, но нет, это наоборот
мечеть примкнула к саду роз. Да и все постройки, возникли вокруг одного, самого старого здания. Это небольшое, восьми купольное здание над которым взметнулась зеленого цвета башня, остатки торговой гостиницы.
С первых шагов, удивило всё!
Попав в среду паломников, и сам ощущаешь паломником, даже когда еще не знаешь святыни.
Хотя это музей, а не мечеть, многие паломники совершают ритуальное омовение у фонтана во дворе. На входе выдали бахилы, а до недавнего времени все здесь разувались.
Именно в этом месте я сильно ощутила силу народных традиций и общечеловеческих ценностей. Сейчас, мы можем прикоснуться к ним, только благодаря силе и вере последователей и простых людей. Кто сходу может похвастать что знает кто такой, и кем был, Мавлана́ Джалал ад-Ди́н Мухамма́д Руми́?!.
Если не знать историю жизни Мевляна Руми, всё здесь загадочно.
Вход в мавзолей, через «серебрянную дверь», торжественного вида, типа триумфальной арки. Султанский подарок. За дверью, склеп. Это не просто семейный склеп, а место упокоения членов семьи (кроме отлученных), друзей, единомышленников и последователей (последний саргофаг помещен в 1921г), одного человека - Мевляны Руми. Даже его отец, довольно известный и уважаемый человек, был помещен в этот мавзолей только после Руми.
Всё здание состоит из нескольких построек. Войдя, мы попали в узкое и длинное помещение, перекрытое купольными сводами по высоким аркам. Как бы два пролета, проход по левому. Паломники шли по дорожке, справа и слева от которой были возвышения типа тротуара, с низенькими ограждениями. На этих возвышениях, как на платформе, довольно плотными рядами стояли каменные саркофаги.
На первый взгляд, я бы сказала, что они все похожи на футляр бабушкиной швейной машинки. Только они были большие, и один конец был явно выше другого. Все саркофаги были укрыты, вернее на них были надеты, точно подогнанные по размеру, тканевые чехлы с искусной вышивкой.
В размещении и в оформлении захоронений соблюдена некая иерархия и всё здесь имело смысл и значение. Почти на всех саркофагах, за исключением нескольких, были разные, особенные, тюрбаны. Центральная часть, высокий войлочный колпак, торчит как палец, а поверх, где голова, красивым коконом намотана ткань.
Возложенные на высокую часть саркофага, все колпаки имели видимый наклон в сторону уклона. От тюрбана, по гребню саркофага лежала разглаженная ленточка, как хвостик. Никогда не слышала о такой детали тюрбана.
В помещениях было необыкновенное, разное, освещение. Висели разные люстры и отдельные светильники, как большие лампады, но они не горели. Был день, свет проникал от небольших глубоких окон, на уровне первого этажа и выше. В тех местах, где не было окон, саркофаги имели подсветку снизу, со стороны глухих стен и от ограды. Каменные стены и потолки были выбелены и от того, помещение казалось большим и светлым.
Окна имели деревянные ставни. Я заметила, что в помещении было несколько закрытых окон. Как оказалось, это не окна, а двери. Так оформлены проемы в другие помещения - в мавзолеи, пристроенные к зданию снаружи. Окна и эти проемы, имеют красочное стильное обрамление, как врата.
Но что было самое потрясающее, удивительное и невиданное до сих пор, так это настенные граффити арабскими письменами, невиданных размеров. К тому же это были надписи абсолютно симметричного вида. Ну, как я бы написала печатными буквами слово «шалаш». Я попыталась перевести их, это оказались имена. Имена бога из Корана, а как известно, это перечисление добродетелей.
Дорожка шла прямо до середины и еще немного, и поворачиваясь налево, создала некую площадь перед особенной могилой, которая занимала целый квадрат купольного пространства. Обыкновенный купол, над этой могилой был заменен, на пирамидальный. В центре,пирамидальный купол, уходил вверх трубой.
На стержне, между колон в ряд, висело несколько светильников лампадами. Разные, и как у гроба господня в Йерусалиме. Задняя стена, колонны и полуколонны снизу до верху украшены арабскими письменами.
Здесь чувствовалось благоговение и совсем не чувствовалось кладбищенское уныние.
>
«HAZARETI MEVLANA» написано на табличке и мы понимаем что здесь пророк, Мевлана. Около могилы, по сторонам, стояли хрустальные подсвечники. Меня не столько удивило богато изукрашенное место, как сама могила, укрытая особенным покрывалом.
Могила возвышалась темной, загадочной пирамидой внушительных размеров. Если не спешить, то можно понять что на двухступенчатом постаменте стоят рядом два саркофага. Саркофаги и ступени помоста укрыты большим ковром, сотканным из тяжелых хлопковых и серебряных нитей, с богатой ручной вышивкой. Его расправленные по четырем углам складки и создали образ большой пирамиды.
На высокой стороне, чуть наклонившись, стояли два одинаковых тюрбана, скрывая один другого. На высокие, солнечно желтые колпаки, намотаны тюрбаны из одинаковой ткани зеленого цвета.
Точно такой же тюрбан как на могиле Мевланы, только колпак чуть ниже, лежит на одном из ближних саркофагов. От соседних саркофагов он отличается большими размерами и чехлом. Это могила золотых дел мастера Саляхаддина, последней радости поэта.
Дорожка дошла до михраба и свернула налево в музей,
а в конце помещения, среди традиционных саркофагов есть ещё один, особенный. Он был скрыт от входа и от взгляда с дорожки. Он стоял за колонной опоры свода и потому не сразу виден. Да мы бы его и не увидели, если бы гид, не говорил нам о нем заранее.
Без покрывала, из темного резного дерева и на вид, в два раза выше остальных. Одна вертикальная стенка, в торце у изголовья, поднималась над верхней крышкой саркофага, как спинка кровати.
Каждая дощечка саркофага покрыта резьбой из узора или текста. Его тюрбан рядом. Этот саркофаг скрывает мощи отца Мевланы. Из-за его такого, необыкновенного размера, он как бы стоит, написано немало легенд, которые берут свое начало от одной.
«Однажды, папа Мевляны сидел в обществе со своими друзьями и стариками. Вдруг в эту комнату заходит Мевляна и он, папа, поднимается при виде сына. Все спрашивают его, «почему», а он отвечает «Весь мир хочет видеть и слушать Мевляна. Он святой, я простой. Он мой сын, но я все равно я должен святому человеку в знак благодарности показать своё уважение».
Вокруг здания музея, розовый сад, просто могилы и закрытые персональные склепы, похожие на часовни. Те, которые прижались к мавзолею, имеют выход прямо в мавзолей, теперь я знаю. Я вышла из музея и обошла вокруг.
На восточной стороне, среди могильных столбиков с арабскими письменами лежит громадный камень. Громадный, похожий на пулю или на гирю, великий золотник. Около камня, как около скамейки, натоптано. Присела и я. Пожалуй, это самая лучшая точка, взглянуть на бирюзовый купол, что над самой могилой Руми, поближе .
Конусообразный купол и высокий барабан, на котором он находится, не гладкие, а имеют скругленные выпуклости. На невысоком многогранном основании, как бы стоят в круг, глазурованные колонны, тесно прижавшись друг к другу. На самом верху колонн синяя полоса с арабскими письменами на ней, каймой подпирает зонтик купола. Конусный купол и впрямь выглядит нарядным зонтиком или развивающейся юбкой, своей волнообразной поверхностью и скругленными карнизами над колоннами. Барабан и купол облицованы очень красивой керамикой, цвет которой слегка изменяется от освещенности от зеленого до бирюзового. Он виден издалека и стал одним из символов Коньи.
«Грехи наши тяжкие, куда мы торопимся», подумала я присев. Мевлана нашел свое спокойствие в этом розовом саду. «После смерти не ищите могилу на земле. Наша могила в душе у просветленных», говорил Руми. Вот так, поселился в моей душе этот удивительный человек, живший в 13 веке. Поэтому, вернувшись домой я накинулась на чтение, читать- читать. Кто это, что в нём?.