«Gonbad Soltanieh», громадное здание башней, равносторонним восьмиугольником в плане. Каждый из восьми фасадов в верхней части имеет трех арочную галерею и пару минаретов симметрично расположенных в углах кровли галереи.
Внутри, в центральном зале, реставрационные леса до самого верха. Они мешают восприятию задуманного в целом.
Интерьер богато украшен, но снимки общего плана не выразительные, краски со временем поблекли.
Центральный зал в плане так же равносторонний восьмиугольник. Каждая из восьми стен внутреннего фасада представляет собой отдельный портал, стоящий узкой вертикалью от пола до основания купола. (Высокие входные порталы Иранских мечетей, со стоящими на них парой минаретов, каждый раз будут напоминать о порталах этого зала в Сольтание).
В углах между порталами располагаются основания мощных колонн поддерживающих 200 тонный купол. Площадь сечения каждой такой колонны в основании составляет 50 кв.м. Интересно, что Дом Купол не имеет фундаментов как таковых, а построен на 11 метровой подушке уплотненного песка.
Восемь порталов, 30-метровой высоты, составлены
по периметру зала, «плечом к плечу». В каждом портале вырезана арка, на всю высоту. В глубине каждой арки, на задней стене вырезаны ещё две арки одна над другой. Аайван, с проходом на первом этаже и арка галереи второго этажа.
Все элементы здания гармонично собраны в единый ансамбль, наполненный величием и спокойствием. Многочисленные ленточные вставки бордюрами с надписями, цветочные и звездчатые орнаменты покрывают все здание внутри.
Три южных портала, у входа в пристройку Торбат Khaled, особенные.
В отделке преобладают голубое, красное и письмена. Необыкновенная роспись, буквы и орнаменты будто выплывают из глубины камня.
Между верхними росписями и нижними панелями на одной высоте, проходит широкий бордюр красного орнамента и такого же цвета письмена на белом, красивой каллиграфией.
Арка айвана словно шатр из накинутых ковров. На задней стенке и на своде, большие круглые орнаментальные розетки. Бордюры каллиграфического квадратного письма Куфи обводят контуры большой и малых арок выписывая бессчетно Аллах велик.
В украшении нижних панелей, на высоту 3.4 метра, и рядовых порталов использованы поливные плитки бирюзового цвета. Чередованием расположением плиток и кирпичей на плоскости выложены орнаменты и письмена сакральным шрифтом «квадратным куфи».
Откосы арок и панно на задних стенках айванов декорированы объемной гипсовой штукатуркой (стукко) в виде рельефных геометрических форм и розеток. Работа выполнена в трудоемкой и кропотливой технике перенесения рисунков в натуральную величину с бумаги на стены и изготовление деталей мозаики по лекалам с рисунка. Впоследствии, эта техника нашла свое развитие в изготовлении витражей.
В этом виде отделки интересны несколько моментов. Основной мотив орнамента стены выложен из толстых кусочков белых плиток с использованием фигурных вставок плиток с резьбой. Между белыми плитками, для образования фона и объемного выделения орнамента, для задника вырезаны и вставлены тонкие глазурованные плитки синего цвета. Так, что кажется , будто это белая лепка по синей глазурованной стене. В этих орнаментах особо выделяются большие розетки. Причудливые вензеля и снежинки, которые составлены многократным повторением по кругу начертанием имен патриархов ислама.
На втором этаже отделка богаче и разнообразнее. Находясь на большой высоте и в глубине, ниши галереи позволительно отличаются от единого стиля центрального зала.
Проход на галерею второго этажа по двум винтовым лестницам, расположенным в угловых пристройках к восьмиграннику.
Реставрационные расчистки более поздних штукатурок открыли рисунки оригинальных мозаик, пригодных для восстановления.
На галерее сохранились большие участки стен древнейшей кладки из кирпича сырца. Укладка столь плотная, что кажется это просто рисунок на стене. Кирпичи в ряду отделяются друга от друга резными знаками. Это не тычки-ложки, сырцовый кирпич квадратный как плитка. Из этих кирпичей, и стены, и полы, и ступени, и покрытия кровель. На кровле мы видели кирпичи со следами рук, которыми они были сформированы. Считается, что резанные знаки на стенах, это оттиски клейм мастеров строителей.
Мотивы терракотовых росписей торжественных южных арок, повторяются в отделке малых арок галерей, но здесь орнаменты и детали рисунка ковров мельче и насыщеннее.
В свою очередь, некоторые мотивы декоративного убранства потолков на внутренней галерее второго этажа затем встречаются на внешней галерее третьего этажа.
С галереи второго этажа винтовая лестница поднимается выше и выходит не на галерею третьего этажа, а на кровлю двухэтажной угловой пристройки. Небольшой полукупол, сразу над ступенями, и переход по крыше на галерею на фасаде. Из восьми лоджий галереи пока были доступны пять, остальные в реставрации. С кровли можно было лучше рассмотреть фасады внешних лоджий и карнизы, которые имели удивительную облицовку поливными плитками. Плоское, составленное из плиток разных оттенков синего цвета, виделось объемным даже вблизи.
Наружная галерея имеет 8 лоджий, каждая из которых состоит из трех не равных арок и сводов. Архитектурно планировочное решение лоджий, прямоугольник и пара квадратов, определило декоративное убранство сводов галереи.
Квадратный ромб платком на боковых сводах и 6-8-мигранная розетка в прямоугольнике. Их красочный рисунок виден даже с земли через арки лоджий, так как основной цвет мозаик красный.
В шестиграннике вписан шестигранник, в который вписана шестиконечная звезда. В центре взрывом разлетелась «иранеска» (кругло симметричный рисунок расходящийся из центра круга во все стороны - иранский орнаментальный прием создания розеток и декорации круглых сводов ). Оттенки темного и светлого поля шестигранников зрительно передвигают панели по глубине. Рисунок розетки центрального свода и боковых платков выполнены в едином стиле.
Привлек внимание, особый вензель в одной из ромашек на своде. Свидетельство поклонения одному лишь Аллаху. Этот вензель, в разных размерах, в отделке сводов встречается довольно часто в разных местах.
Каждая из восьми лоджий имеет свою тему оформления потолков. Северная лоджия над главным входом в Дом Купол, в центральной розетке несет монгольский знак дома.
Три перекрещенных пластины составляют шести лучевую звезду. Звезда как бы тиснута дважды в тело свода и в глубине получилась остроконечная звезда. Пропорции в размерах ширины и длин таковы, что звезда оказалась в окружении одинаковых шестигранников. Все плоскости декорированы многолучевыми розетками и бесконечными линиями переплетений орнаментов. И все это мозаики и вставки резных деталей. Интересно, что на внешнем поле розетки сохранились два варианта мозаик. Первоначальные мозаики темные, а со светлым фоном отремонтированные в древности места.
Северо-восточная лоджия украшена раскрытым зонтиком. Складки покрытия так естественны, что удивляет отсутствие свисающего с центра стержня.
В центральном круге выложен сложный знак в 8 лучевой звезде с письменами как на резных розетках на стенах внутри Дома. Поле зонтика выложено орнаментом «иранеска». Детали мозаики столь точны, что рисунок не нарушен ни в одном месте складок зонтика. По периметру многогранника зонта единой лентой проходит бордюр с резной надписью.
Своды восточной лоджии сильно повреждены в результате землетрясения и до реставрационных работ скрыты щитами.
Формула веры «шахада» в центральном квадрате и восемь раз по кругу, имя пророка Мухаммеда.
В отделке малых сводов юго-восточной лоджии присутствуют зеленые оттенки, а большой пролет отделан плитками красных тонов. В центре мозаики розетка шестигранником с письменами.
Лоджия с видом на мекку, самая величественная в отделке. 12 лепестковая розетка с именем пророка Мухаммеда в центре розетки.
«Мухаммед», каллиграфически выведено в центре розетки имя пророка.
Всё это не раскраски, а плитки, поливные и резные, готовые фигурные и вырезанные по месту с высочайшей точностью.
Вобрав и использовав все самое лучшее и передовое в своё время, Мавзолей Олджайту хана стал по праву энциклопедией архитектурного декора и образцом для подражания и копирования.
Схема декора с потолков галереи Солтание, крупный медальон меж двух ромбов, потом встречаются в декоративных рисунках и в орнаментах, в коврах на стенах и на потолках, во многих дворцах последующих столетий.
Высокие, узкие порталы, с парой не менее высоких минаретов водруженных по углам верха стены, украшенные мозаиками и письменами только с фасада, стоят у входов на территорию Персидских мечетей, словно декорации или некое напоминание. Рисунок такого портала выложен изразцами на фасаде башни гробницы шейха Сефи ад-Дина в Ардебили.
http://alla-kot.livejournal.com/89668.html Схема Иранского портала всегда одна и копирует внутренние фасады Дома Купола в Сольтание. Высокий, узкий айван нишей, с верхним полу сводом сталактитами и двух этажная разрезка фасада. Насквозь прорезанное арочное окно второго этажа в обрамлении двух меньших по размеру ниш. Первый этаж портала толще и в нем прорезан глубокий проем входа.
Минаретики, перешли в детали украшений, кровель, ворот и фасадов многих зданий. В европейских зданиях они видны в пинаклях и башенках на контрфорсах, в парных пирамидках на верху лицевых фасадов, в малых барабанах куполов соборов.
В «Gonbad Soltanieh» (купол Солтание), впервые ярко проявились новые технические и художественные приемы и техники:
Двухслойный купол, сотовые своды, полукупол и проемы в айване.
Композиция с большим количеством минаретов.
Использование цветного убранства снаружи зданий, на стенах, на минаретах, на куполе.(Мавзолей Сефи в Ардебиле, Голубая мечеть в Тебризе)
Узорная кладка из глазурованных и неглазурованных кирпичей, резная керамическая мозаика, украшение стены плитками расписной майолики.
Украшение поверхностей несколькими разными способами. Отделка и выделение панелями нижних частей стен, кирпичом, штукатуркой, облицовками, кафелем, терракотовыми плитками.
Создание рисунков и орнаментов за счет просчитанной раскладки кирпичей в кладке. Использование чередование поливных плиток и кирпича контрастных цветов для создания орнаментов и надписей.
Использование растворов и кирпичей контрастных цветов.
Отделка стен и потолков лепным и цветным гипсом, раскраска терракотой, вставки каллиграфических надписей рельефной резьбой по стукко, создание мозаик из цветных изразцов, создание розеток типа «иранеска».
Совместная работа резчиков по гипсу и каллиграфов привела к возникновению комбинированной разновидности искусства резьбы - резные надписи на гипсе, создание которых привело к развитию самостоятельного вида искусства, искусства каллиграфии.
И все это мы встретим еще не раз, наблюдая дальнейшее развитие и совершенствование мастерства.
Начало в
http://alla-kot.livejournal.com/90155.html