На пороге весна и потянуло в дорогу, скучаю, вспоминаю.
Иранский Азербайджан. Северо-западные районы Ирана - исконные места компактного проживания азербайджанцев. Иранский Азербайджан занимает гораздо более обширную территорию, чем кавказский Азербайджан. Это, территории современных иранских провинций, Зенджан, Западный Азербайджан, Восточный Азербайджан и Ардебиль.
В аэропорту Тебриза нас ожидал белый микроавтобус. Водитель, сам местный, бывший дальнобойщик. Выбираясь из города, мы нигде не стояли на светофорах. Тебриз весь в зелени, и мы там чувствовали себя хорошо, не смотря на высокогорье.
Дорожное движение в Иране организовано транспортными развязками и разворотами, без прямых левых поворотов. Полосы встречного движения везде на трассах, где возможно, разграничены ограждениями или газоном на высоком поребрике.
Повсеместно удивляло широкое использование грузовиков с платформами без бортов. На них в Иране перевозят всё что угодно, просто закрепив груз лентами и сеткой. Что интересно, на дорогах в основном встречается транспорт двух видов. Это, или очень крупно тоннажная тяжелая техника (такие громадные самосвалы, что кажется, где то рядом передвигают горы) или совсем небольшие семейные машинки типа газельки или каблучка.
Маленькие грузовички созданы на основе Иранской легковушки «zamyad». Казалось, на ее базе есть все виды машин. Представь «каблучок», переоборудованный под самосвал, фургон или под пожарную машину. А уж как загружают их, так выше крыши.
Частенько, наблюдалась такая картина. Догоняем трейлер, странно узкий и загружен вертикально как шкаф, колеса в присядку. А это та же легковушка трудится, а не трейлер!!
Из Тебриза основное направление дорог
запад-восток. Наш путь лежал на восток, через Ардебиль. Долгая дорога, с утра и почти до двух часов после полудня, пролегала по гористой местности. Не в горах, а скорее в высокогорье. Выше 1300 метров над уровнем моря, это порой чувствовалось, особенно на перевалах.
На протяжении пути, окружающая местность заметно менялась. В отдалении на склонах стали встречаться выгороженные валунами классики загонов. У сельских поселений, высились квадратные пирамиды из сушеного сена. При этом не было понятно, где это косилось, потому что пригодных лугов нигде не было видно. Однако щетина высохших травинок у дорог напоминала, что зеленый сезон все же бывает.
Прямо у дороги, на площадке близ голого поля, расположились пчеловоды со стопками ульев. И потом, не раз встречая улья в таких же пустынных местах и у дорог, удивляло, где здесь кормятся пчелы и что это за мед. Оказывается пчеловодство в Иране мобильно. Ульи не держат в одном саду или на приусадебной лужайке, а перемещают с плантаций на плантации по мере цветения и необходимости опыления растений и садов.
На равнинных территориях сплошные поля, сразу от дорог всё что можно, распахано и засажено. Осенью особой зелени не наблюдалось, но прямоугольники полей отличались по цвету даже в своей охристой палитре. Такие лоскутные одеялки были видны с самолета над Ираном. На некоторых полях шла уборка, вручную. Столбики наполненных мешков, выстроенных ровными рядами, живо напомнил нашу пору сбора картофеля. Но здесь было сухо, без грязи и без дождей.
Здесь же у дороги впервые повстречалось удивительное хозяйство. Мотель на Иранский лад. Чайные павильоны ровными рядами прятались в тенистом саду за оградой. Небольшие прямоугольные беседки с крышей и на ножках, с приподнятым над землей полом, словно диванчик с ограждением. В Бендер-Энзиле нам удалось, с подобной, познакомиться поближе. Попили чайку, забравшись всей группой в такой домик босиком.
Поля разбегались по протяженным склонам, а городки тянулись к дороге. На въезде в поселение над дорогой часто встречался знак, ворота и сверху птичка. Это стилизованные на современный лад «ворота Корана», а птичкой нам виделась раскрытая книга.
Вдоль дорог наблюдалось массовое строительство. В основном, метало -каркасное, с заполнением стен блоками. Мощная техника грызет под застройку холмы. Здесь не любят строить на склонах, а выравнивают основание под все здание. Думаю, это как то связано с сейсмичностью региона. Все придорожные поселения похожи как один типом - «всё у дороги». Торговля с асфальта, магазинчики, обслуживание автомобилей, производство и продажа стройматериалов, продажа животных.
Ритм движения на дорогах спокойный. Скорости по полосам 100, 120. Отдых и маршрут водителей отслеживается специальной полицией. У водителя есть некий журнал, узкий как чековая книжка, с которым он ходит отмечаться, практически каждый час, в пункты отметки расположенные вдоль трасс.
На дорогах много полос рифленого асфальта и «лежачих полицейских» (иранских «дастандоз»). В переводе, что-то вроде «сбивающая рука…». Дастандоз, уложенные часто-часто и рифленка асфальта по кромке дороги, заранее предупреждают водителя об опасных участках и не дают заснуть. Монотонность пути, из-за протяженности дорог и пустынности пейзажей, особенны опасны. Пешеходные переходы организованы в основном над дорогами.
В Ардебиле нас встретила современная и выразительная архитектура. Дома с индивидуальными фасадами и с живыми окнами. Трех дней Иранских пейзажей с глухими стенами хватило, что бы соскучиться по домам с обыкновенными европейскими окнами, за которыми представляются жилые квартиры.
В городе есть вода. Река «Баликлу Чей» (почти как ру чей) и соленое озеро «Шорабил». Его почистили, разбавили пресной водой и запустили форель. Берега озера благоустраиваются, работает станция прогулочных лодок, построен и расширяется парк отдыха. С набережной открывается вид на новостройки на противоположном берегу. Между оградой набережной и кромкой воды широкая песчаная полоса. Однако не вериться, что здесь может быть пляж. Скорее всего, уровень воды в отдельные сезоны, настолько изменяется.
Хотя в Ардебильском парке, как в любом европейском, есть аттракционы и прогулочные набережные, это Иранский парк. Кругом удобные подъезды для автомобилей, всюду беседки и травянистые лужайки для пикника. В парке имеется белокаменная стойка с рядом раковин с кранами воды как на кухне. Вдоль дорожек расставлены мангалы для жаркого на углях. Видимо это чисто восточная традиция и тяга к природе, на пикник, на любование видами. Помниться, там прямо на газоне, нам был устроен пикник с арбузом и дыней.
Мангалы не железные, а керамические, неглубокой прямоугольной ванной на подставке, на удобной высоте. В днище мангала имеется аккуратное отверстие для уборки и слива воды.
Современные города не заинтересованы в дорогах проходящих через город и вокруг Ардебиля проложено кольцо объездных трасс. У транспортных развязок дорог и на перекрестках городских проспектов установлены самые разнообразные, скульптуры и композиции. Но что бы это ни было, от фруктовой корзины до бойца с оружием, в каждой заложен патриотический смысл. Даже композиции клумб в геометрии знаков.
В Ардебиле, мы немного заплутали и закружили на одной из площадей. Необычная скульптура в центре газона привлекла всеобщее внимание. Объезжая не раз по кругу, мы гадали, что там фигура человека держит в руке? Оказалось, у него нет одной руки, зато выросло крыло. На одном из указателей наконец прочли - «Площадь инвалидов войны». Почитание павших на войне, в Иране, имеет глубокие религиозные корни. В традиции персов, причислять инвалидов войны к наполовину ангелам. Согласно исламским представлениям, кто отдал жизнь за Бога и Родину, это святые мученики, им место в раю. Погибшие воины становятся ангелами и так они живы.
И верно не зря, во многих странах и в России, люди часто приходят к могилам воинов, чтобы ощутить живое и священное дыхание героев.
В Ардебиле, нас поселили в современный отель, Laleh Hotel, в новом районе не доезжая города. В местечке с названием Sarein, открыты термальные источники и поэтому там строятся новые отели. В самом же Ардебиле туризм не настолько не развит, поэтому и с отелями сложнее.
Территории действующих отелей выглядят зелеными оазисами среди голой земли неухоженных мест. Это родные просторы удивляют повсеместно заросшими кустарниками и некошеными травами, а в Иране, где нет воды, там всюду песчаного цвета земля и пыль.
В номере отеля, на полке в шкафу имеется полный комплект для намаза. Книга Коран и три гобеленовых коврика с красивыми религиозными картинами.
У окна на потолке в номере отеля прикреплен небольшой, но заметный треугольник с острием направленным за окно. В верхней части треугольника изображен черный куб Каабы под расшитым покрывалом. Ниже крупная арабская надпись «кибла». Кибла - метка для исполнения намаза, направление на Мекку.
Наше направление, на восток!