Алла Кечеджан(c)
Сейчас все ломают голову над тем как адаптировать телевизионный контент к Интернету, - сказал как-то в
интервью Антон Никитин,
Тем более что Газпром-медиа завершает сделку по приобретению отечественного видеохостинга Rutube. На базе Rutube планируется создать первое полноценное Интернет-телевидение. Уже заявлено, что основным поставщиком контента для него станут принадлежащие Газпрому телеканалы.
Возникает очень серьезный вопрос. Будут ли нарезки традиционных телепрограмм востребованы в Интернете? Другими словами, надо ли приспосабливать телевизионный контент к Интернет - контенту?
Кто будет потребителем этого контента?
Я бы рассматривала использование телевизионного контента для трансляции в Интернете как временный переходный этап в зарождающейся истории Интернет-вещания. Этот временный этап может продлиться несколько лет до осознания рынком необходимости появления и собственно появления компаний - производителей контента для Интернет-телевидения.
Интересен опыт известного блогера и Интернет-деятеля Алексея Халецкого, который эмпирическим путем выяснил, что rutube в его нынешнем виде
мертво для авторского телевидения.
Остается открытым вопрос, что будут смотреть в Интернете, как изменится форма подачи видеоматериала?
Попытаюсь упорядочить прогнозы относительно контента Интернет-телевидения. Очевидно изменятся два параметра: хронометраж сюжетов и интерактивность аудитории. Это потребует не просто более качественного контента, но и полностью изменит жанровую форму.
Вероятно, по качеству и экспрессивности содержание передач будет сближаться с рекламой. По сути в Интернет-вещании будет меньше слов и больше смысла, который обращен не к логике, а к интуиции человека. Иррациональность, будет вытеснять аналитику, все больше влияя непосредственно на чувства и подсознательные мотивы зрителя, будить, а не усыплять, ставить вопросы, а не навязывать стереотипные ответы.
Например, условно, весь художественный фильм «Утомленные солнцем-2» уместится в эпизод, о котором на днях Михалков рассказывал в утреннем эфире «Вестей». «Идут трое по дороге. Один отошел по малой нужде, возвращается, а товарищей уже нет в живых. Или, наклонился
человек, чтобы убить комара, а в этот момент в него стреляли..
Кто его спас? Комар? Кто всем этим управляет?» Или - вот этот эпизод. Девочка бежит за
собачкой, а в это время ... Сюжет? Сюжет. Все составляющие художественного фильма налицо, но действие сжимается до 2-3-х минут, а, может, и нескольких секунд.
Как следствие такого сжатия - многосерийность и большая связанность контента. Какой пример можно привести? Возьмем очевидный: когда реклама органично вплетается в чужой контент. Несмотря на то, что многие испытывают раздражение от рекламы, нельзя не признать, что иногда реклама становится полноценной частью фильма. Это происходит в умело состыкованных точках пересечения смыслов. Насколько я знаю, главный редактор «Эха» Алексей Венедиктов относится к рекламе как к информационному сообщению. Тот же Алексей Алексеевич всегда учил информационщиков делать логичные переходы-связки(подводки-отводки) как внутри новостей так и между программами.
И как противоположный связности фактор - дискретность, которая обеспечивается неограниченным количеством ретрансляций отдельных частей Интернет-вещания. Именно в этой части реализуются пока все видеопроекты в Интернете.
Эхо уже сейчас плотно обосновалось на rutube, не потому что принадлежит Газпрому, а понимая, что будущее в Интернете принадлежит видео. Более того, все СМИ нынче переживают вынужденное переформатирование, потому что именно за последние три года произошел давно ожидаемый революционный переход от средств массовой информации к средствам массовой коммуникации.
Смогут ли нынешние режиссеры, операторы, журналисты перестроить свое мышление с традиционно эпопейного на сверхмалые формы, дополненные самим зрителем?
Коллективная рефлексия становится частью фильма или передачи,
Подразумевая большую вовлеченность не только рядового зрителя, но и
профессионалов
Непомерно растянутое во времени ток-шоу Гордона «Закрытый просмотр» - с натяжкой можно назвать прообразом виртуального ток-шоу. Это отнюдь не образец, просто удобный материал для сравнения имеющихся традиционных форм(которые считаются передовыми)
Будем показывать непомерно длинный фильм Звягинцева «Изгнание»
Фильм может быть схематизирован до нескольких ключевых эпизодов
1. Сообщение мужу о беременности. Ребенок не твой
2. Мучительное решение мужа об аборте. Совет с братом. Любовник
3. Собственно изгнание. Смерть жены
4. Развязка. Нет никакого любовника. Ребенок всегда принадлежит Богу В этом смысле он не от мужа.
Заранее прошу прощения у известного кинокритика Антона Долина, тем более мы с ним хорошо знакомы, равно как и у Виты Рамм, которая может прочесть эту запись. Моя схематизация не относится к данному фильму и не имеет целью принизить художественные достоинства всех культурных реминисценций режиссера-постмодерниста. Это всего лишь мои фантазии на тему будущего кино(не всего, а - части) в Интернете, зритель которого хорошо считывает библейский и другие контексты, не переставая быть при этом любителем безопасно прожить трагедию чужой жизни в кино.
Ниже сравнительная таблица
Передача Гордона по 1 каналу "Закрытый просмотр" и ее Виртуальный вариант
ТВВиртуально1.Мнение экспертов до просмотра х/ф в студии: Стоит не стоит смотреть? - 30 минут1.Организованное обсуждение в ожидании появления фильма с привлечением экспертов и режиссера(несколько недель)2.Коллективный просмотр х/ф в студии и по ТВ - около 3-х часов 2.Коллективный дистанционный просмотр - не более 5-ти минут эпизод - не более 30 минут3.Обсуждение. Мнение экспертов и зрителей в студии. Телезрители пассивно смотрят обсуждение - около 30 минут 3.Интерактивное обсуждение с помощью не только текстовых, но и on-line видеосообщений. Преимущественно реальные впечатления, а не оценка и критика
К последующим трансляциям прикручивают наиболее удачные обсуждения, которые по времени могут превышать сами эпизоды и становятся частью восприятия фильма новыми зрителями. У фильма появляется коллективный автор
Очень важно: чье-то восприятие может быть ценнее самого фильма для другого зрителя
Вероятно, где-то параллельно зрителю будет предложено посмотреть полную версию фильма, и Интернет еще какое-то время останется рекламной площадкой для промоутинга традиционного кино и телеканалов.
Кто сейчас производит контент для Интернет ТВ?
(продолжение - на следующей неделе)