Демпинг на бирже рабочей силы (не путать с рыночной экономикой) - это целеустремлённое снижение цен на свои услуги для повышения собственных шансов на победу в тендере.
Фрилансеры, работающие на биржах, часто сталкиваются с подобной проблемой. Исполнитель должен самостоятельно рекламировать свои услуги, причём рекламировать ярко, но не слишком броско, показывая себя как профессионала, но не как выскочку. Борьба за заказчика в данном случае часто напоминает настоящую битву, когда каждый участник пользуется своими конкретными методами, причём далеко не всегда легальными и честными по отношению к другим участникам.
Как показывает практика, люди, которые только начинают карьеру на этом поприще, просто оставляющие заявки на предложения о работе, редко получают долгожданный заказ, если они не красиво, а главное, правдиво, описывать свои способности. Как правило, новички этого не умеют, они ещё не знают, чем заинтересовать заказчика (за опытных мастеров говорят полученные рекомендации и отзывы, доказывающие их профессионализм). Вот почему новички так часто пользуются демпингом.
Многие фрилансеры-любители считают, что, если они максимально снизят цены на свои услуги, заказчик заинтересуется ими быстрее, по принципу «что дешевле, то и возьму». На самом деле, эти люди очень ошибаются. Большая часть работодателей прекрасно усвоили на практике другую, более значимую истину - бесплатный сыр бывает только в мышеловке. И уж, конечно, работа за бесценок вряд ли будет по-настоящему качественной. Так что, сталкиваясь с опытным заказчиком, фрилансеры, прибегающие к усиленному демпингу, подобным образом лишь уменьшают свои шансы на победу.
Конечно, бывают и исключения - когда работодатель в проекте указывает, что его интересуют ТОЛЬКО предложения от новичков, и что он собирается выбрать того, кто запросит САМУЮ маленькую плату за свой труд. Но, прежде чем соглашаться и идти на поводу у таких работодателей, подумайте - действительно ли стоит продавать себя за бесценок? Может, лучше подождать, пока вами не заинтересуется тот, кто будет действительно уважать ваш труд и будет согласен соответствующе его оплачивать?
В противовес демпингу более опытные фрилансеры прибегают к другим уловкам. Собственный профессионализм, например, можно выразить через
резюме и портфолио. Сама заявка на проект должна быть интересной и, если так можно выразиться, увлекательной. Она должна заинтересовывать заказчика. Подумайте сами - если вы не можете продать себя, как вы можете продать товар клиента?
Тщательно читайте всё, что указывает клиент. Если вы не будете копировать во все появившиеся заявки штампованные фразы, вы лишь увеличите свои шансы. Если хотите, чтобы заказчик уделил время вашей заявке, прежде всего, уделите время описанию его проекта. Составьте на него грамотной и УНИКАЛЬНЫЙ ответ, который покажет, что вы внимательно ознакомились со всеми требованиями и проанализировали свои шансы, после чего убедились, что полностью им соответствуете.
При необходимости, напишите клиенту личное письмо (если в проекте он категорически не просит этого не делать). Задайте ему любой интересующий вас вопрос, покажите свою заинтересованность в проекте. Только помните, что вопрос этот должен быть по теме и ответ на него не должен содержаться в самом предложении. Тогда клиент поймёт, что вы не прочитали толком все его требования. А значит, не стоит и ему утруждать себя лишними объяснениями. Расспросите о важных для вас деталях, как будто он уже обратился к вам, и вы решаете, как лучше выполнить свою работу. Объясните, что вы к любому делу подходите основательно, а потому с самого начала выясняете всю необходимую информацию. Это будет лишь дополнительным плюсом, характеризующим вас как специалиста своей области.
Алла Закурдаева.