На тринадцатый день, долгий путь из Шираза на юг, в Керман, с остановкой в Сервестане. Там мы осмотрим
Дворец времен Сасанидов.
Период династии Сасанидов интересен не только тем, что после долгих лет эллинизации возвращено былое величие Персии, а и тем, что сама персидская культура не только возродилась, но и обогатилась новыми достижениями. Разрастание империи в ходе завоеваний и как следствие вливание в её состав новых культур, объясняет возникновение в этот период синтеза новых веяний и достижений других народов с местными традициями. Многие страны оказали своё воздействие на строительное искусство персов. Однако, в искусстве и в архитектуре проявилась чисто персидская самобытность.
При Сасанидах велось активное строительство, возводились грандиозные сооружения. Дамбы, арки, защитные сооружения, города крепости и стены типа «китайской стены». (Одна из таких построенных стен охраняла северные границы Персии. И сейчас сохранились ее следы и отдельные части. Хотела бы я на них посмотреть. Только представить, стена проходила на Кавказе, в районе Дербента, заходя в Каспийское море 500 метров. Далее, она выходила на другом берегу, в Средней Азии. Эта, так называемая, «Великая Горганская стена», протянулась почти на 200 километров).
Ранний выезд. Сразу за городом, пустынный пейзаж и дорога прильнула к озеру Махарлу. По центру озера плоскость рыжая от песка нанесенного ветрами. По озеру проложены дамбы дорог и разбиты квадраты для сбора соли.
Когда-то это и было озеро, наверняка большое и глубокое, а сегодня оно настолько высохло и обмелело, что в нем не только не водится рыба, а вот так открытым способом добывается соль.
Склад соли на вид просто как песчаный карьер.
Среди пустыни тянется пара дорог, то приближаясь, то отдаляясь за холмы. При такой монотонности пейзажей безопасней ехать по дороге одностороннего движения, подальше от встречки.
Ни кедров, ни кипарисов здесь мы не видели, но видимо это место плодородно влагой, так как дальше пошли фруктовые плантации.
На подъезде к Сервестану сады приблизились к дороге и показался огненные факелы на концах труб нефтепромысла.
Сервестанский дворец эпохи Сасанидов, на Иранской карте обозначен как «Khavaran Palace», так как фактически находится близ дороги на Хаваран в отдалении от Сервестана. Возвышаясь над огромной пустынной равниной, он смотрится скорее одиноко,чем величественно.
Дворец, как считается, был построен сасанидским правителем Бахрамом V в 420-438 гг. Применение к этому сооружению термина “дворец” отчасти вводит в заблуждение, потому что истинная функция данного памятника до сих пор остаётся исследователям непонятной.
Комплекс построен из нарубленных кубиками камней на растворе, купола и своды из кирпича. Почти квадратный в плане (36,4 x 41,75 м.), дворец составлен из нескольких объемов, вокруг внутреннего открытого двора. Во двор ведет освещенный проем в середине северного (северо-западного) фасада.
Ориентация дворца в целом, углами по сторонам света, как у Ахменидских построек. Пожалуй мудро, персы молились на солнечный юг, но полуденное солнце на прямом фасаде ни к чему.
Самое северное, кругло-купольное здание на углу построено по типу зороастрийского храма огня, «Чортак».
На большом кубе меньший по размеру куб с куполом на верху. Такое пирамидальное построение позволяет получить внутри здания больше света. Здание, как бы отстоит от других. Квадратный зал с высокими дверными проемами, симметрично прорезанными по четырем сторонам. Привлек внимание ритм проемов по вертикали - дверь, окно, окошко, меняющееся как на кубе «Заратушры». Такой же ритм проемов мы увидим и в постройках древнего поселения зороастрийцев, в Абъяне.
Такие, четырех столбчатые конструкции на квадратном основании, с куполом по кругу образованному перекрытием углов тромпами, для культовых зданий возводились в Персии примерно с третьего века. Если в этом зале действительно был алтарь для огня, то купол мог и быть с раскрытым центральным кругом как под открытым небом.
Вход в храм видимо был оформлен колоннами с аркой айваном, расположенной в свободном на сегодня пространстве внешнего объема. На земле сохранились каменные основания с полукругами для колонн. В карманах айвана скрывались боковые проходы в здание. Масштаб здания Чортака по ширине отчеркивает от дворца анфиладу помещений.
Боковые проходы вдоль стен пронизывают все помещения анфилады насквозь, из конца в конец.
За купольным залом, колонный зал, переходящий в помещение у южного фасада. Два ряда колонн в зале, справа и слева вдоль стен сформировали узкие галереи проходов. Это характерная черта отмеченная исследователями в Сасанидских дворцах.
Круглые колонны несли на себе выступающие участки связанных стен, на которые опирались большие арки зала.
Такая система контрфорсов вдоль стен зала, для того чтобы погашать распор арки свода, была придумана именно при правлении сасанидов. В последствии это решение широко распространилось в готике, выйдя на фасады при уменьшении толщины стен.
Аркады, по хрупким на вид колоннам, закрепились в мавританском стиле.
Пожалуй, это был самый красивый зал дворца. В простенках стен между колоннами сохранились декоративные ниши.
Обходя дворец внутри, а затем снаружи вокруг, пыталась представить каким он мог быть, вот с юга и в целом.
На одной из 3D реконструкции вид дворца с юга представлен так, с чем я не совсем согласна. Я бы оставила лишь центральную арку айвана. Громадную, чуть растопыренную по низу, как в Ктесифоне.
Парадный фасад на юго-востоке. Перед ним вполне мог быть сад и водоем.
Эти колонны на фасаде, сдвинутые и начинающиеся не с опоры внизу, а как бы выходящие из середины стены, я вспомнила потом, будучи в Пятничная мечети города Наин, 960 года постройки.
Громадный купол на большой высоте над квадратным залом внушительных размеров.
Во дворце ведутся «реставрационные» работы. И пусть специалисты спорят о точностях воссоздания, а мне нравится эта забота о памятнике. Все постройки мира со временем ремонтируются, перестраиваются или исчезают. Этот дворец, один из немногих памятников Сасанидов, хорошеет на глазах.
Главный зал весь в лесах, но света достаточно. Видна изящная линия арки, особенная вертикаль проемов (дверь, окно, окошко). Под окном заметны следы штукатурки и кусочек былой отделки горизонтальным валиком и зубчиками уложенных кирпичей. Из двери выход в открытый двор.
Во двор выходят двери практически из всех пристроек.
Небольшая жилая пристройка конструктивно похожа на большой парадный зал наличием парных колонн вдоль стен, но она значительно меньше по размерам.
С западной стороны дворца по видимому находилась еще пристройка к жилым помещениям. Сохранилась одна из дверей выходящая на ту сторону, следы стен пристройки и ряд хозяйственных ниш в стене.
Жилой корпус во дворе вполне мог быть двухэтажным. Сохранившийся этаж значительно ниже парадных залов, над руинами высоко торчат кирпичные останцы.
Сервестан, показался тихим сельскохозяйственным городком. Центральная улица имени Имама Кхомейни когда то была сквозной трассой вдоль которой и вырос город, сейчас спошь из магазинчиков и мастерских. Мы заехали по делу, а оказались в гостях в частном доме. Попали просто и неожиданно..
Перед выездом в пустыню водитель решил заменить пару колес. Интересно, что водитель спросил разрешения у группы, не будем ли мы возражать. О нет, все поняли, что в пустыне не шутят.
За мастерской сзади оказался хозяйский дом и дворик между ними. за глухой оградой двора скрывался сад фруктовых деревьев и небольшой склад товаров и шин, замотанных в зеркальную светоотражающую упаковку. На крыльце остановилось множество пар обуви. Но ним можно пересчитав узнать, сколько жителей сейчас в домике.
Все вышли и сбились группой в тенечке проулка. Смотреть особо нечего плотные глухие заборы как в промзоне.
Здесь нас и высмотрел из машины, проезжавший по проспекту житель города. Подъехал и пригласил в гости к себе домой. " Гость любимец бога" пригласить в дом гостя - это благое богоугодное дело.
Тут же была найдена вторая легковушка и нас доставили к обыкновенным воротам в такой же глухой стене.
Дом традиционный, но не типовой. Строили сами, с привлечением дизайнера. За воротами, тесное пространство до крыльца, достаточное разве что загнать машину. Это гостевая половина дома.
Крылечко, в духе Персидской традиции - глубокая веранда на высокой платформе. Симметрия фасада под балконом сохранена. На крыльцо выходит две двери и широкое окно гостиной. На втором этаже личные комнаты и несколько спален.
Все сбросили на крыльце обувки и прошли вовнутрь.
Первая на входе гостиная. Большая просторная комната полностью устелена коврами. Впрочем, в остальных комнатах так же, не считая кухни. Полы и стены на высоту около метра, облицованы плитками. Стены выше панелей и потолки выбелены. Личные комнаты, примыкающие к гостиной, молельная и детская, имели обыкновенные двери, а в остальном были открытые проемы, декорированные фигурным силуэтом.
В комнате у окна стояли три гостевых диванчика и маленький журнальный столик. Вдоль остальных свободных стен стояли одинакового размера, плотно набитые подушки вроде диванных. На каждой подушке красовался уголок накинутой ажурной салфетки. В общем, такой стиль иранского дома.
Панно в большой нише оказалось декоративной шторой. Когда ее подняли, то проем оказался одновременно и барной стойкой, и окном на кухню.
Кроме окна с улицы в гостиной имеется световой фонарь. Свет в шахту проникает с крыши. Здесь устроен небольшой «зимний садик» и в него выходят окна глухих комнат. Старые иранские дома имеют оранжереи. Этот дом временно сдавался внаем и садик за это время немного поредел.
Одно окно из детской. В ней пусто и игрушки. Второе окно из комнаты для гостей.
К гостиной примыкает еще одна комната, молельная. Ковры, подушки, набор предметов для намаза, сориентированный уже на стрелку, и на стенах красивые письмена в рамках.
Изречения из Корана, свадебное фото.
Одна каллиграфическая надпись в рамке, особенная, это личное. Это стихи хозяина дома обращенные к жене.
«Никогда не видел красивее( ум) глаз чем на твоем лице.
Никто не заменит тебя в моем сердце.
Я тебя люблю»