От сарая до дворца. Отель «Зейн-нуд-Дин»

Jun 30, 2015 11:20

Второе место по значимости для человечества, после культового сооружения, я отдам караван сараям. Им дано родиться только в таких исключительных местах как пути, проложенные на бескрайних просторах диких и опасных мест. Исторические тексты говорят о том, караван-сараи начались в Иране, во времена Ахаменидов 2500 лет назад. Это они создали тротуары, мощеные дороги, верстовые столбы, придорожные станции приюта и смены лошадей.

Начиналось это так. Древние государства обустраивались целыми сетями дорожных путей. Развитие дорог было изначально обусловлено военными целями: для срочного донесения информации, быстрого реагирования, для захвата новых территорий и удержания уже завоеванных владений. В Ахеменидской империи при Дарии I (522-486 до н. э.) была построена царская дорога длиной 2698 км из Эфеса в Сарды и в Сузы (столицу государства Персов). Историк Геродот называет 111 похожих сооружений, которые были построены на всем протяжении этой дороги. На ней были установлены дорожные столбы с указанием расстояний, станции (караван-сараи ) на расстоянии дневного перехода с гостиницами, конюшнями для смены лошадей, продовольственными складами и гарнизонами. Основные караван-сараи строились на расстоянии дневного перехода. Это позволяло караванам двигаться с большей скоростью, меньше уставая. Таким образом, путь из Суз в Сарды преодолевался за три месяца.

Но это ещё не шёлковый путь, он сформировался много позднее, во II веке до н. э. (Название «шёлковый путь» было дано лишь в 1877 году немецким историком К. Рихтгофеном.) Расцвет Великого Шелкового пути пришелся на I-III века, уже нашей эры. Тогда, в период правления Аршакидов осуществлялась всесторонняя поддержка продвижения караванов по стране. В стране развивалась внутренняя и внешняя торговля, и эта торговля давала Персии значительный доход в виде платы с купцов и от различных налогов. Как следствие, развитие торговых путей в Иране приобрела огромное значение, и на всем протяжении Шелкового пути, встречались многочисленные караван-сараи.
По мнению многих исследователей, строительство караван-сараев стало большим прорывом для иранской архитектуры, так как нигде в мире архитектура караван-сараев не получила такого развития и такого многообразия, как в Иране. В тесной связи с караван сараями строились и развивались многие общественные сооружения. Ни один город не обходится без базара, а там где базар, там и караван сарай, и мечеть, и водохранилища, и бани и город. Город в городе и, это не отель примкнул к базару, а базар и администрация возникли при караван-сарае. Родившись, караван сараи и их сеть стали развиваться своим путем. Возникая не только на дорогах и перегонах торговых путей, но и в городах в составе базаров. «Золотой эрой» строительства караван-сараев в Иране стал период правления Сефевидов, когда Международная торговля на Шелковом пути в это время шла полным ходом. Движение путешествующих по дорогам страны увеличивалось. С приходом ислама увеличились паломнические поездки.

Караван-сараи подразделялись на, внутригородские и вне городов.
Вне городов, караван-сараи были больше, имели укрепленные башни и закрытые загоны для животных. Какие либо услуги можно было получить только в караван-сарае. Сегодня, в районе Каппадокии сохранился один из таких караван-сараев 13 века, стоящий на этой дороге http://alla-kot.livejournal.com/48314.html
В городах, караван-сараи примыкали к рынкам и поэтому были скорее гостиницами для временного проживания по торговым делам. Такие караван-сараи в большинстве сохранились как архитектурные памятники.


Паломники и странствующие могли найти приют в небольших караван-сараях, в городе. В Шуштар, мы останавливались на ночлег в таком небольшом традиционном караван-сарае ставшем отелем. Небольшой, прямоугольный двор сад с возвышенной площадкой и с бассейном фонтана посредине. Проживание самое разное, от ночлега под открытым небом во дворе до vip номеров. Двери номеров, состоящих просто из одной комнаты, прямо со двора.

Караван-сарай «Зейн-од-Дин» датируется 16 веком. Сегодня он расположен вблизи современной трассы номер 71, соединяющий города Йезд-Керман, а в древности главной дорогой могла быть эта тропа. Великий Шелковый Путь никогда не был единой магистралью. В его систему входило несколько ветвей караванных дорог, которые проходили через разные перевалы в горных хребтах, в обход пустынь. Не все караван-сараи стоят на Шелковом пути. Примечательно, что кроме основных дорог Великого шёлкового пути существовали и примыкавшие к ним караванные тропы.


Во время поездки по Ирану мы видели в отдалении от дорог большие руины подобных крепостей городов и караван-сараев. В период Сефевидов в Иране, караван-сараи были построены на практических вдоль всех торговых дорог. Многие из этих зданий были построены в период правления Шаха Аббаса I (1587-1629) и Шаха Аббаса II (1642-1666) для развития торговли. Четыреста лет лет назад Шах Аббас, приказал построить 999 таких крепостей. Большинство из них были прямоугольными, но два из них были построены в виде круглых крепостей.


Караван-сарай Zeinodin является одним из тех 999, построенных по указанию Шаха Аббаса. Это один из сохранившихся всего лишь двух караван-сараев круглых в плане. Вторая его особенность в том, что это пример придорожного караван сарая в пустыне, а не в городе. После восстановления и небольшой реставрации, караван-сарай «Зейн-нуд-Дин» стал туристическим объектом. В 2006 году ЮНЕСКО отметило его, за прекрасную реставрацию здания и восстановление внутреннего декора в стиле периода Сефевидов.


Круглый, как бублик с дыркой в небо посрединке, караван-сарай с наружи укреплен выступающими сторожевыми башнями. Их ритм и количество рисуют в плане шести спицевое колесо. Пара прямых, тесно сдвинутых башен, грозно охраняют входные ворота между ними.


Въездные деревянные ворота караван-сарая с традиционно разными стучалками снаружи. Колечко и молоток.



Изнутри, видны мощные запоры ворот и необыкновенная конструкция калитки. Дверка состоит из двух половинок по высоте. Как будто нижняя, для проскакивания собаки, а верхняя для, поздороваться с лошадью. Улыбаюсь, около иранских жилищ скорее увидишь козла, чем собаку.



За входными воротами, некое фойе, темное и прохладное. Особенно, это чувствуется в первые минуты, войдя с раскаленной улицы и пока не привыкнут глаза. Напротив входа, меж створок приоткрытых дверей виден кусочек внутреннего двора. Скупой свет проникает в холл через небольшое отверстие в куполе над ним. В такой обстановке легко можно представить, что сейчас и попадешь в приключение 1000 и одна ночь. И может совсем не зря, велено выстроить 999 караванов (так много), а не одну тысячу.


Здание выстроено из земляного кирпича. Кирпичной раскладкой искусно выложены орнаменты простых линий штрихов. С наружи фасады золотисто-коричневого цвета, оштукатурены глиной с соломой и они сливаются по тону с окружающим пустынным пейзажем.


У самых ворот тамбур, на размер выдвинутых башен, а дальше круглое фойе. Крытый холл довольно просторный, в нем достаточно места для целого каравана. Чтобы их можно было собрать перед выходом или разгрузить ценный груз, попав во внутрь. Здесь же размещалась охрана.



Комплекс караван -сарая «Зейн-нуд-Дин» состоит из двух кругов помещений. Во внешнем круге помещений, примыкающих к наружным стенам, находились загоны для животных. От холла входных ворот, направо и налево уходит изогнутый по кругу коридор, замкнутый в единое кольцо.
Сегодня, внутри стены справа и слева, оборудованы длинные узкие номера.


За плотными шторками, словно кабинки физиопроцедур поликлиники, на двух этажах деревянных нар, стоящих вдоль обоих стен коридора спрятаны «отдельные номера» отеля.


На второй этаж, подъем по отдельной лесенке. Круто!


Отдельный, отделенный, номер скромен, но колоритен. Матрасы уложены на плоскости покрытые ковром.



В номере есть все восточные удобства. Персидские ковры, вешалка для одежды и сумочка для пижамы…



Есть также и трехместный номер. Освещение, из коридора, под сводами потолка, но в некоторые номера выпадает отдельный светильник.



На случай холода или зимы, в проходах установлены калориферы с выхлопными трубами выходящими на крышу.


Выход на крышу один, из внутреннего двора.. Думаю, в реальности их было больше, это же дом крепость. Каждый караван-сарай имел внутреннюю охрану. Кроме того имелась охрана сопровождения караванов, которая курировала свой участок туда-сюда от одного караван-сарая до следующего.


Стены и башни имели парапет с заглубленными нишами, для удобства защиты и обороны. Сегодня они выглядят привлекательными диванчиками для отдыха на природе, вот бы только к ним добавить подушки сидушки.


Поверхность кровли и куполов на крыше в сплошную выстелены квадратами охристых кирпичей.


Внутренний двор окружен высокими, на два этажа, арками с тканевыми шторами в них. Для дополнительной прохлады, двор по периметру затенен деревянными решетками, нависающими с крыши.
Во внутреннем дворе караван сараев находился колодец, комнаты для проживания и складские помещения для товара. В одноэтажном помещении номеров, кладовая располагалась у задней стенки комнаты. Удобнее оказались двухэтажные номера.


Дверь на задней стенке неглубокого айвана ведет в номер, где на первом этаже размещались склады, а на втором этаже располагались жилые помещения. Из одного айвана могут вести две двери, в два помещения и ход на верх. Освещенная солнцем лестница ведет на крышу.


В этих пустынных местах особенные звездные ночи. Можно разглядывать небо во дворе или с крыши при тихой погоде. На Зейн-о-дин за несколько долларов можно заказать лекцию о звездном небе от местного астронома и посмотреть на небо в телескоп..


Просторный двор, под которым был водоем. Сейчас здесь представлен двор-сад и площадка для шоу. В одном из айванов проход в ресторан.


Днем ресторан с полным набором для чаепития в режиме самообслуживания.


На стенах и в нишах застаренные предметы. На видном месте опять парный амулет, но не подкова. Ромб, в раскраске словно воздушный змей, с висюльками по нижнему краю, очень-очень древний символ из народа.


В отеле есть сувенирный магазинчик изделий народных промыслов и общая гостиная в традиционном стиле. При общей экзотике представленного древнего быта, в отеле есть все современные удобства, в отдельном блоке. Здание может вместить от 60 до 80 туристов.
Зейн-од-Дин не типичный отель, а Караван-сарай в пустыне и в нем и не должно быть удобств, с точки зрения обычного стандарта. Сам по себе опыт пребывание здесь в условиях близком к оригиналу и есть то, романтическое и сказочное, что никогда не забывается.

караван сарай, История, Иран

Previous post Next post
Up