«Если в мирской обители и есть что-то, что может относиться к райской, то это лишь названия».
Ибн ‘Аббас.
В Средние века в Европе считалось, что любой земной сад - это отражение сада райского, Эдема.
В европейских языках, слова, paradeisos, paradisus, paradis, paradise, paradiso, парадиз и т.д. означает исключительно 'рай'.
Однако слово pairidaeza, взятое греками от персов означает совсем иное место.
Недалеко от шоссе, на пути между Арг-е Бам и Керман, в окружении гор и обширных пространств бурой бесплодной земли находится Bagh-e Shahzadeh Mahan.
Shahzadeh, «сад принца», огромный прямоугольник зелени окруженный высокой саманной стеной, которая скрывает от внешних взоров и от пустыни.
А не взглянуть ли на это с высоты птичьего полёта..?
Эдакий Картуш,
407 метров в длину и 120 метров в ширину. Вода, источник жизненной силы сада, поступает от гор юга. Хранится в обширном водоеме за пределами сада, там где стена делает полукруг. Поток проходит через сад многочисленными рукавами и каскадами. Сбежавшая вода из сада вытекает парой каналов, давая влагу и тень простым путникам.
Сколько раз мы наблюдали иранский пикник у дороги, где есть хоть травинка, хоть деревце, любая влага. Для нас это было чудным, потому что нам трудно их понять.
Понимаем ли мы воду, так как они, сами живя в краю рек, озер и морей.
Понимаем ли мы зелень растений, так как они, сами живя среди плодородных полей и лесов.
Продвигаясь по Ирану, с севера на юг, мы посетили множество садов, раз от раза запоминая особенности Персидского сада. Но только сад Принца в пустыне Кермана дал ключ к пониманию сада как Рая.
Сад имеет в ограде несколько входов. Парадные ворота, расположены в торцевой стене северной части сада. Крыльцо и летний павильон над входом в сад, весьма примечательны с архитектурной точки зрения.
Симметрия, ступенчатый подъем, аркады, облицовки фасадов кафелем и кирпичами в стиле эпохи Каджаров. Первый этаж глухой, как продолжение стены, а над ним легкая изящная «штучка». Открытый ветрам и пронизанный светом павильон с аркадами на стройных парных колоннах.
В арочных нишах первого этажа мозаики деревьев. Стилизованное дерево жизни и персидский кипарис.
Сам вход на удивление низкий, пещеркой. Как для пешехода, должного склонить голову при входе. Вот свет в конце тоннеля и гость перенесен из раскаленной каменистой пустыни в сад, наполненный спокойной безмятежностью и безопасностью оазиса. Это ощущение появляется с самого порога.
Сад поделен вдоль на три части на всю длину. Центральная треть, главная, торжественная и осевая. На этой оси выстроен центральный канал и два павильона по его концами. Входной и главный.
Сад расположен на естественном склоне, с разницей по высоте около 20 метров, что и определило характер сада. Вода поступает в сад на верхнем конце и сбегает вниз, обходя все уголки. По центральному каналу вода падает восемью каскадами. На двух концах пути воды, у главного входа и у верхнего павильона, есть бассейн, который собирает и перераспределяет впоследствии воду.
Нижний бассейн водного каскада, такой же как другие в саду. Ванна фонтана в центре стоит в ванне переливного бассейна. Когда фонтан выключен, на глади воды образуется зеркало.
К входному павильону, справа и слева, примыкают два блока хозяйственных помещений.
В конце сада, в его верхней части, находится двухэтажное здание которое построено в качестве летней резиденции принца шаха. Перед зданием расположен верхний бассейн, из которого начинается каскад центрального канала.
Ограда на верхнем конце сада описывает полукруг за дворцом наследного принца. Дорожка вдоль ограды приведет нас к истоку..
Это оказалось так просто как в «садоводстве». Просто дырка в подкопе под оградой и сразу от ограды, канавками, выкопанными в земле, ручей делиться на два рукава для сада. Интересно было видеть, в царском саду, «плоскостной полив». Это персидское открытие, которое применяется до сих пор в Иране. В городах мы видели деревья и кустарники, высаженные по улицам в глубокие канавы, которые ночами наполнялись бегущей водой.
В тенистой зелени, позади белого дворца, совсем особая часть сада. Здесь почти нет посетителей, как и в квадрантах за деревьями главной аллеи. Кроны часто посаженных деревьев теряются в высоте. Если обратиться к философии персидского сада, то это место можно назвать сокровенным садом истины.
Длинный пейзаж главной аллеи, состоящий из деревьев огромных размеров, приобретает различные цвета в зависимости от освещенности и сезонов. Пронизанный солнцем сад всё же дает ощущение леса с обеих сторон. При кажущейся случайности, посадки в саду строго выверены по плотности, форме, вечнозеленые и декоративные, плодовые и ароматные. Все панорамы и виды, с площадок и из помещений, продуманы и выверены.
В «Персидском саду», цвета, запахи, звуки, формы и текстура перемешиваются, готовя место обострению чувств.
С этим однажды я столкнулась в замке Альгамбры.
Сады дворца Альгамбры в Испанском городе Гранада. Там, вдали на карнизе Хенералифе, у подножия кипарисовых свечек, где подстриженные кусты м перголы, есть сад, который задел и запомнился незабываемым запахом, составленным букетом как духи.
Это же повторилось и в саду Шахзаде, но здесь основным настройщиком был звук, но не фонтанов и каскадов, а журчание невидимых ручьев за парапетами. Уловив этот настрой, тут же забылось, что мы посреди пустыни, что где то нет ничего, даже тени.
Хотя известно, что Сад строился в конце 19 века, легенда о купце Махане здесь, вполне уместна.
И Нам, пришлось вернуться в свой Мир.
Персидское «pairidaeza», слово из Авесты, означает прекрасное место закрытой территории. Pairi» - вокруг, а daêzã - буквально - «построить из земли».
В Avesta, Ахура Мазда (Мудрый Господь Бог) описывает земное место (персидский рай), означающий «Сад», как модель счастливого и идеального состояния Мира, без врагов, без голода, без лишений, отгороженного вокруг земляной стеной.
Известно, что сад строился на протяжении сорока лет и остался незавершенным, из-за смерти последнего владельца.
Трудно сказать каков был первоначальный проект Сада, но сегодня кажется, как будто он должен иметь продолжение.
Скругленная в южной части и прямо отчеркнутая на севера, ограда восточной и западной стороны сада имеет продолжение. Небольшой, естественный уклон территории, ступенчато выровнен обширными площадками. Перед входным павильоном в Сад расположен бассейн с фонтаном. Вода из него переливается одним каскадом и расходится на два рукава, каналами вдоль оград.
По обе стороны вдоль оград, под деревьями, пущены каналы. В тенистых аллеях у воды расположились многочисленные отдыхающие. Они приехали семьями, поставили палатки, расстелили ковры, заваривают и пьют чай.
На склоне предгорья на севере, зеленый оазис города Махан. расположенный в Иране до шести километров к югу от города Махан, к юго-востоку от города Керман в провинции Керман. Он образует оазис в пустыне.
Здания и постройки сада Принца пострадали во время землетрясения в городе Бам в 2003 году.
Восстановленный после Бамского землетрясения, сад Баг-е Shahzadeh был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2011 году.