Продолжая
http://alla-kot.livejournal.com/90155.htmlНа третий день, это был вторник, у нас по программе переезд из столицы на север Ирана.
Выезд назначен на 6 утра, подъем еще раньше. Для ранних пташек и завтрак поскромнее, кекс и чай. В холл отеля мы спустились самыми первыми. Мне собираться, только подпоясаться, (у меня, напомню, пропал чемодан
http://alla-kot.livejournal.com/82500.html), а у моей компаньонки была лишь небольшая дорожная сумка.
В углу диванчика с утра раннего сидела худенькая девчушка. «Вы наверное мои», сказала она увидев нас. У нас не большая команда и довольно дисциплинированная, успокоили мы её и стали зазывно махать своим, спускающимся в холл.
По программе, у нас перелет в Тебриз, местными авиалиниями. До аэропорта добирались не долго. Проехали мимо башни «Азади» и чуть не проехали аэропорт, из-за заборов стройки. На повороте, пост охраны. Такси и легковые автомобили на территорию к аэропорту охрана пропускает, а автобусы не всякие. Но нашему микроавтобусу разрешили подъехать к зданию, что - бы мы не тащились с чемоданами по всей территории.
Аэропорт «Мехрабад» теперь, можно сказать в центре города. Закрывать не собираются, хотя новостройки приблизились вплотную. На летном поле обновляли покрытие полос.
Немного подождали в зале регистрации. Простой, высокий, немного со сквозняком. Собрав наши паспорта в стопку, наш гид зарегистрировала всех списком. Получив посадочные талоны, не разбирая по фамилиям, пошли на раздельный обыск. Девочки направо, мальчики прямо. На досмотре, мой рюкзак прогнали дважды, разглядывая фотоаппараты, но открывать не пришлось.
В зале вылета нас встретила, очередная патриотическая Инсталляция.
http://alla-kot.livejournal.com/85485.html Это были дни памяти жертв Ирако-Иранской войны.
Самолетик оказался не маленький и заполнен пассажирами.
В полете, при свете дня стало видно то, что пролетали ночью.
Всюду где ровно, плантации, поля полосатые как дерюжки. В рисунке дорог видны особенности пустынного ландшафта. Чирки дорог и гроздья жилых кварталов. Новые постройки выделяются желтизной, а со временем все становиться единым цветом с горами и с землей. В новых застройках появляется некая зелень, дань современности, а в основном здания на пустырях.
Трассы, Москва - Тегеран и Тегеран - Тебриз, почти совпадают. Такое впечатление, что мы огибаем горы, а не летим вдоль них. Но оказалось и то и другое верным. Наша трасса пролегла вдоль гор, плавно изогнутых вокруг Каспия. Горы всё севернее, все выше и вот уже в горах ночуют облака и видно что-то, похожее на снег.
Поля вскоре пропали, зато меж гор, рядом с руслами рек четко видны ленты петляющих автомобильных дорог. Видна прямая линия железнодорожного полотна. Редкая зелень наблюдается там, где скорее всего есть влага. На верхних плато тоже есть поля, но без видимой зелени.
На подлете к Тебризу стало больше зелени и облаков. Все достопримечательности пролетели по левому борту. Новые кварталы сверху мало чем отличаются от старых, разве что этажностью. Атак, то же тесно сдвинутые коробки с плоскими крышами.
Тебриз, современный, но
очень древний город. Некоторые исследователи даже считают, что именно на территории Тебриза мог находиться Эдем, в котором Бог создал Адама и Еву. К сожалению, расположение города в сейсмоопасной зоне не пощадило даже этот рай. Но, в Тебризе все ещё есть на что посмотреть. Множество музеев, дворцов, мечетей и, конечно - же, восточный базар.
Номером один был музей в бывшей мэрии. Здание было построено в 1934 году, специально для муниципалитета, а теперь в нем музей. Музей был открыт в 2006 год году, дата совпала со столетним юбилеем создания первого самоуправления (муниципалитета) в Тебризе. Здание занимает угол квартала на пересечении улиц у площади Саат. Три его изломанных фасада за оградой, не представляют ничего особенного. Зато в очертаниях плана здания, тебризцы видят орла, а квадратную башню с часами гордо именуют Биг- Беном.
Название музея, «Музей муниципалитета» , и это объяснило необычное собрание коллекции - о городе и городском хозяйстве.
На первом этаже при входе размещены экспонаты, предметы для извлечения звуков. Это не только музыкальные инструменты, а и патефоны, радио, телефон, башенные колокола и дверные стукалки. Откуда это пришло не известно, но получилась красивая пара. Женщины на входе стучат колечком, а мужчины молотком.
В отдельном зале, Представительские подарки. Сувениры, блюда, вазы. Ключи от Тебриза, от ворот и от мэрии (подарок мэра города Трабзона) . Второй этаж занимают залы каллиграфии и Иранские ковры.
Запрессованные рисунки и орнамент на дереве, искусство «шесс». Бисмилях (прославление бога) .
Ковры Тебризской школы - определенная палитра и рисунок. Представлены ковры огромного размера. Именно Тебризские мастера изготовили ковер для зала светильников мавзолея Сефи Ад-Дина в Ардебили.
http://alla-kot.livejournal.com/89668.html
Есть и современные шедевры в виде изображения на ковре достопримечательностей Тебриза. Цитадель, Эль-Голи, Голубая мечеть. Особенная работа, раскладной «Иконостас» в виде макета мэрии.
В подвале гордятся макетами, фотографиями и экспонатами с самым-самым и самым первым. Первая школа. Бюст Мирса Хасан Роштие, человека принесшего в Тебриз образование.
Один из самых первых инженерных проектов постройки дорог между двух городов.
Площадь Хасан-Паши, первая, не стихийная, а спланированная городская площадь, которая потом стала образцом для Исфаханских площадей.
Первый фонарь города. Пожарная станция и вспомогательное оборудование для пожаротушения. Конка, или по персидски, «Гонга».
Колокол 15 века, который упал с башни мэрии от удара русскими артиллеристами.
Фотографии городского моста, который построила на свои средства одна Старушка для перехода через реку.
Древняя карта Табриза, одна из первых городских карт. Работа Матракчи Насуха, XVI век. Это копия с оригинала, который хранится в Стамбуле во дворце Топкапы.
Архивные фото и рисунки цитадели Тебриза на руинах более древней постройки.
Это остатки 36 метровых в высоту стен большого незавершенного мавзолея 14-го века.
Первоначальные стены возведены между 1318-1339гг, во время правления Ильханов. При строительстве крыша мавзолея рухнула, строительство было остановлено и конструкции в таком виде простояли несколько столетий. Вокруг вскоре поднялись крепостные стены. Там находились, военный гарнизон и небольшой дворец. В начале 19 века, в период англо-персидской и русско-персидских войн, древние руины и цитадель использовалась для военных нужд, в качестве военного штаба и для размещения бараков для войск. Действовал литейный завод по изготовлению пушек для иранской армии.
Символом города Табриза является фасад«Ark Citadel», с внешней стороны, но во время нашего посещения он был не доступен. С 2013 года там во всю кипят стройки. Рядом с аркой построена и удлиняется мечеть «Imam Khomeini Mosalla».
В эпоху Пехлеви, до иранской революции в 1979 году, цитадели, которые построены в 19 веке при династии Каджаров, были уничтожены. Это разрушение было с целью, очистить оригинальную конструкцию Arg от более поздних объектов. Проектом реконструкции прилегающих территорий, Арг был включен в парк, "Меллат сад" (букв. парк народа).
То, что на сегодняшний день сохранено и показывают туристам, имеет множество названий; Арг(по перс. крепость), Арг-е Тебриз, также известно как Арг Цитадели, Arg -е Alishah, Арка Alishah и Масджид(мечеть) Alishah. Громада остатка внушительного здания впечатляет. От древнего куба мавзолея осталась только половинка. В 1990- 2000 годах, по проекту иранской Организации по культурному наследию, во время реконструкции площади и реставрации памятника архитектуры, парк и все постройки вокруг Арг, были удалены.
Толщина стен Арг, неимоверная, местами более 10,5 метров. По верху стен, снаружи идет охранный проход с бойницами. Внутренняя часть стен возвышается, как опоры для перекрытия 30 метрового пролета. Старые фотографии показывали, что в толщине стен были лестницы для подъёма на кровлю. Сейчас этот кусок стены снесен. Руинам придан благообразный вид.
Вскрыт первоначальный уровень земли у стен здания. Интересно, что пороги арок ворот находятся на значительной высоте от земли. Значит ли это, что на фасаде были лестницы?
Внутренняя стена представляет собой портал. Пара стрельчатых ворот в гигантской стене, между воротами симметричная кладка похожая на михраб. Довольно большие плоскости и глубокие ниши. Снаружи, ниша сформировала полукруглую башню между воротами.
Углубления в кладке большими планшетами и опоясывающим бордюром указывают предполагаемые места внутреннего декора стен.
Чем ближе подходишь к стенам тем меньше верится что это могла быть мечеть. Гигантские арки парных проемов больше напоминают триумфальные ворота, чем стену мечети. К тому же их расположение на одной стене с михрабом не совместимо.
По мере приближения к стенам, восприятие здания, в целом, меняется. Оно уже не кажется большим, а сам становишься мелким.
У портала два заглубленных бассейна неясного назначения. Перемычка между бассейнами отчеркивает середину. Прямоугольный бассейн рисует площадь недостающей части мавзолея, а бассейн внутри стен имеет полукруг фундаментом столба или центральной колонны.
Может последующие за нами туристы разгадают эту загадку реставраторов.