Русская живопись. Жанровые сцены - 3

Oct 11, 2009 11:00



Русская живопись. Жанровые сцены



Первый дебют. 1883. Малышев М.Г. (1852-1912)



Все в прошлом. 1889. Максимов В.М.
Максимов Василий Максимович (1844-1911)
Кто же, как не сын крестьянский, рано потерявший родителей, смог бы описать жизнь и нравы деревенской жизни, ее боли и проблемы. Естественно, что к знаниям и опыту необходим талант. Всем этим и владел Василий Максимович Максимов, который после окончания иконописной мастерской и обучения в Академии художеств (1863-1866) посвятил себя крестьянской теме. Свое кредо он изложил после отказа в Академии от выпускного конкурса на большую золотую медаль и потенциальную поездку за границу: «Мои убеждения меня заставляют не идти на конкурс. Я против заграничной поездки, потому что хочу изучать сначала Россию и бедную русскую деревню, которую у нас никто не знает, не знает деревенской нужды и горя». Его работы: Бабушкины сказки (1867), Сборы на гулянье (1869), Приход колдуна на крестьянскую свадьбу (1875), Семейный раздел (1876), Больной муж (1881) - лишь небольшая часть из выполненного художником по своей главной теме. Естественно, что В. Максимов - один из наиболее стойких и последовательных членов Товарищества передвижных художественных выставок. Его картины - желанные цели для собрания П.М. Третьякова. Не обойден художник и официальным признанием - в 1878 году ему присваивают звание академика. Картина Все в прошлом (настолько популярная с момента написания, что В.М. Максимов по просьбам и заказам неоднократно повторял ее) стоит в стороне от основного творческого направления художника. Но она чрезвычайно важна и для понимания последующей судьбы живописца, ибо к изменениям жизни в стране и в искусстве В.М. Максимов не приспособился (да, видимо, и не мог приспособиться). Он умер, истощенный нуждой, болезнями, отсутствием заказов. Как умирали некоторые герои его полотен. В них и остался для русского искусства наш замечательный, с обостренным отношением к жизни живописец.



Мальчик-механик. 1871. Максимов В.М.



Примерка ризы. 1878. Максимов В.М.



К родным. 1891. Пастернак Л. (1862-1945)



Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого. Неврев Н.В.
Неврев Николай Васильевич (1830-1904)
Есть в непростой творческой судьбе русского художника Николая Васильевича Неврева период его необычайно высокого нравственного взлета. В картине "Торг. Сцена из крепостного быта" из недавнего прошлого художник талантливо кистью выразил свое отношение к нравам современного ему общества. Написана картина, видимо, между годом отмены крепостного права (1861) и годом появления полотна перед зрителями (1866). Хотя кто знает: может быть, была написана много раньше и ждала своего дня?
Отнюдь не революционный сюжет. На лицах двух главных персонажей - продавца и покупателя - нет «радищевских» следов преступлений. Идет спокойное обсуждение сделки. Сделки о продаже человека. Возможно, показ этого будничного (или рутинного) для тех времен события и есть вершина гениальности обличения современного зла. Н. Неврев показывает продавца, имеющего интерес к литературе, живописи и даже к свободолюбивым идеям (на стене можно рассмотреть гравюру с изображением известного деятеля французской буржуазной революции Мирабо).
Картина получила широкое общественное звучание. И хотя власти все сделали для того, чтобы она не попала на Международную художественную выставку, российская общественность в лице Общества любителей художеств наградила Торг Н.В. Неврева первой премией. Очень скоро она попала и к П.М. Третьякову, приобретя тем самым еще большую известность и популярность.
Рожденный в московской купеческой семье Николай Неврев лишь в двадцать один год поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. По отзывам современников, после ухода из училища Н.В. Неврев рисует много портретов, не броских по колориту, но отличающихся правдивостью и элементами психологизма. Известно, что в 1859 году он получает звание классного художника. В 1866 году написан "Торг", пишутся "Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах многолетие" (1866) и "Воспитанница" (1867). В Протодиаконе хорошее знание купеческого быта позволило художнику создать яркую, реалистическую картину с большими вкраплениями сатиры и юмора (а этим реальная жизнь и отличается от конструкций). Картина Воспитанница выполнена явно в минорном ключе - описанная ситуация иного не позволяла.
В последующие годы художник имел постоянные заказы на портреты, исторические и бытовые картины, хотя свое главное предназначение перед обществом и искусством Н.В. Неврев выполнил в шестидесятые годы XIX века



Портрет М.С. Щепкина. 1862. Неврев Н.В.



Мочалов среди почитателей. 1888. Неврев Н.В.



Чаепитие. 1896(?) Наумов А.А. (1840-1895)



Дети в санях. 1870. Пелевин И.А.
Пелевин Иван Андреевич (1840-1917)
Стасов В.В., ведущий национальный художественный и музыкальный критик второй половины XIX века, оказал значительное влияние на развитие отечественного искусства. В своих оценках он бывал субъективен, часто резок, считая, что подобная позиция в большей степени соответствует становлению народности и реализма в русской художественной культуре. Так, в одной из своих статей он делает внушение ряду художников, среди которых находился и Иван Андреевич Пелевин, за то, что они «с легкостью перешли от сюжетов из действительной, современной жизни, им по натуре близких и известных, в изображении которых они проявили немало даровитости, к сюжетам историческим, к которым у них не было уже никакой способности…». Ко времени написания этих строк И.А. Пелевин, окончивший в 1862 году Академию художеств и получивший в 1869 году за свои жанровые картины звание академика, стал автором нескольких исторических картин, в числе которых Иван Грозный, посещающий юродивого Николу Салоса во Пскове (1877) и Боярин Троекуров читает царевне Софье указ Петра I о заточении ее в монастырь (1878). Видимо, «строгое предупреждение» подействовало - в последующие годы художник возвращается к написанию сцен народного быта. Известен И.А. Пелевин и как создатель мозаичных произведений для многих известных церквей Санкт-Петербурга



Первенец. 1888. Пелевин И.А.



Кормление ребенка. 1890. Пелевин И.А.



Чтение положения 19 февраля 1861 года. 1873. Мясоедов Г.Г.
Мясоедов Григорий Григорьевич (1834-1911)
Кому как не наблюдательному сыну мелкопоместного дворянина из Тульской губернии не знать быта крестьян - многие из них ведь сами вели жизнь, мало отличавшуюся от крестьянской. Видимо, знание этой жизни, сострадание к ней, впечатления от нее так запали в душу молодого художника Григория Григорьевича Мясоедова, что он даже после обучения в Академии художеств (1853-1862) и пенсионерской поездки по многим странам Европы (1863-1869) в своем последующем творчестве много внимания уделил крестьянской теме: Земство обедает (1872), Чтение манифеста 19 февраля 1861 года (1873), Опахивание (1876), Дорога во ржи (1881), Косцы (1887). Вообще же Г.Г. Мясоедов был художником широкого тематического диапазона и активным общественным деятелем. Он писал полотна на исторические темы - от полотна Бегство Григория Отрепьева (1862) до ряда картин, посвященных обороне Севастополя во время Крымской войны. Был известным пейзажистом - те же Косцы, Дорога во ржи и Зреющие нивы (1892), пейзажи Крыма и юга Украины. Наконец, писал портреты и многофигурные композиции с портретной проработкой многих известных в России личностей. Наверное, после знакомства с проблемой реализации своих произведений западноевропейскими художниками во время своей пенсионерской поездки Г.Г. Мясоедову пришла мысль о создании Товарищества передвижных художественных выставок. Именно он был автором первого устава и членом первого правления этого объединения. Творчество Г.Г. Мясоедова получило высокое официальное признание: он академик живописи с 1870 года, действительный член Академии художеств с 1884 года, работал преподавателем в Академии (1893-1902). Его авторитет настолько высок, что он приглашается в Комиссию по переработке устава Академии художеств. В нашем же представлении он остается крестьянским защитником и певцом крестьянского труда. А это актуально и сегодня, ибо земство продолжает обедать и в наше время.



Дорога во ржи. 1881. Мясоедов Г.Г.



Страдная пора (Косцы). 1887. Мясоедов Г.Г.



Охотники на привале. 1871. Перов В.Г.



Птицелов. 1870. Перов В.Г.
Перов Василий Григорьевич (1834-1882)
Появление широкого течения критического реализма в русской живописи было подготовлено в 1840- 1850-х годах частью российского общества, впитавшего прозу Н.В. Гоголя, поэзию Н.А. Некрасова, эстетические взгляды Н.Г. Чернышевского. Изобразительному искусству был необходим толчок, чтобы живописание быта обездоленных соотечественников было реализовано на полотнах. Таким толчком явилось творчество в его начальном периоде Василия Григорьевича Перова (при всей критической направленности некоторых картин П.А. Федотова он был все-таки той ласточкой, которая весны не сделала). Будущий художник Перов был побочным сыном тобольского прокурора Г.К. Криндера. Свою ставшую общественной фамилию он получил от прозвища, которым наградил его в детстве сельский дьячок за каллиграфический почерк. В 1853 году В. Перов поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, по прохождении основного курса которого он был отправлен в Академию художеств для участия в конкурсе на большую золотую медаль. Из своей пенсионерской поездки в Париж В. Перов возвращается раньше срока ее окончания - он органически может работать только на родине. Страдание и горе народные - главные темы его работ в 1860-е годы: Сельский крестный ход на Пасхе (1861), Проводы покойника (1865), «Тройка» (1866), Последний кабак у заставы (1868). Конец 1860 - начало 1870-х являют новый этап в творчестве В.Г. Перова. В своих жанровых картинах он постепенно отходит от критического начала, переходя к чисто бытовым сценам из жизни соотечественников. В это время им создаются Учитель рисования (1867), Птицелов (1870), Рыболов (1871), Охотники на привале (1871). Тогда же расцветает дар В. Перова как портретиста: портреты А.Н. Островского (1871), В.И. Даля (1872), М.П. Погодина (1872), Ф.М. Достоевского (1872) приносят художнику заслуженный успех. После 1875 года В.Г. Перов пишет, главным образом, картины на исторические и библейские темы. Всего за двадцать с небольшим лет живописец создал более 200 полотен, множество рисунков и акварелей. Замечательный живописец В.Г. Перов оказался превосходным педагогом и интересным автором художественных зарисовок. Среди его учеников цвет русской живописи конца XIX - начала XX века: А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, К.А. Коровин, М.В. Нестеров, А.П. Рябушкин. «Постоянное стремление к жизненной правде, полная мучительных сомнений, трудная внутренняя ломка, иногда тяжелое разочарование не покидало Перова до последнего времени. В этом заключается тайна обаяния, которое имел он», - написал о В.Г. Перове современник.



«Тройка». Ученики мастеровые везут воду. 1866. Перов В.Г.





Портреты художника А.К.Саврасова, историка М.П.Погодина
и писателя Ф.М.Достоевского Перов В.Г.



Выход из церкви в Пскове. 1864. Морозов А.И. (1835-1904)



Сельская бесплатная школа. 1865. Морозов А.И.



Отдых на сенокосе. 1861. Морозов А.И.



Пожар. 1891. Матвеев Н.С. (1855-1939)



Против воли постриженная. 1887. Матвеев Н.С.



Сумерки. 1891. Матвеев Н.С.



Елочный торг. Манизер Г.М. (1847-1925)



Сострунка медведя в лесу. 1907. Лебедев К.В. (1852-1916)



К сыну. 1894. Лебедев К.В.



Пляска. 1900. Лебедев К.В.



Пасха. 1842. Мохов М.А. (1819-1903)



Бабушка и внучка. Мохов М.А.



Возвращение из города. 1870. Корзухин А.И.



В монастырской гостинице. 1882. Корзухин А.И.



Девичник. 1889. Корзухин А.И.



Крестьянские девочки в лесу. 1877. Корзухин А.И.



Петрушка идёт. Корзухин А.И.



Разлука. 1872. Корзухин А.И.
Корзухин Алексей Иванович (1835-1894)
Родители Алексея Корзухина были горнозаводскими крестьянами или, что понятней, крепостными рабочими на одном из рудников Урала. Сын должен был в свое время оказаться на том же или другом руднике и повторить жизненный путь родителей. Так бы и случилось, если бы шестилетний мальчишка не выучился писать иконы и продавать их на базаре. Там его заприметил местный иконописец и взял к себе в ученики. Обратил внимание на талантливого мальчика и начальник уральских горных заводов С.Ф. Глинка. Он определил Алексея Корзухина в Горное училище, откуда все еще сын государевых крепостных отправляется в Петербург и поступает в 1858 году в Академию художеств. Пробивались, значит, в России одаренные юноши из крепостных в художники, архитекторы, инженеры. В 1861 году Алексей Корзухин за необычную для Академии картину Пьяный отец семейства получил малую золотую медаль - бытовые сюжеты стучались в Академию все активнее. В 1871 создается Товарищество передвижных художественных выставок. Среди членов-учредителей Товарищества числится и А.И. Корзухин, который с 1868 года является академиком Академии художеств (почетное звание ему было присуждено за картину Возвращение с сельской ярмарки). Свои картины, близкие по духу работам передвижников, он часто выставлял на академических выставках. В это время он пишет многофигурные бытовые сцены с тщательной проработкой композиции. При этом техника исполнения выгодно отличает картины А. Корзухина от произведений многих художников-жанристов. Хотя большинство картин по-прежнему посвящены сценам народной жизни, острых социальных вопросов они не поднимают (Возвращение из города, 1870; Разлука, 1872; Перед исповедью, 1877; В монастырской гостинице, 1882; Петрушка идет, 1888; Девичник, 1889). Картины Перед исповедью и В монастырской гостинице были замечены и приобретены П.М. Третьяковым, что означало приобщение их к числу наиболее значимых полотен национальной живописи. Современники тепло отзывались о художнике: «Всегда радушный, чуждый всякого чувства зависти к своим собратьям по искусству, он всегда готов был служить словом и делом на пользу каждого, кто приходил к нему. Алексей Иванович знал по горькому опыту, что такое жизнь… Единственной целью его жизни было искусство и работа».



Перед исповедью. 1877. Корзухин А.И.
Previous post Next post
Up