Алина. во-первых, убедительно! А во-вторых, давайте я Вас приглашу к нам на студенческий семинар в Болдино, что Вы вот это прекрасное студентам рассказали. Или не это, но текстологическое. А мы тем временем придумаем, как это оплатить и проч.
Там существенно, что набросок на след. листе - ямбический. Тем не менее, следует объяснить переключение персонажной схемы (от лирического "я" в наброске про девицу к "путнику"). Просто "возникает колокольчик" слабовато.
А другой, отдельный набросок "Сороки" смотри - там вот и колокольчик, и калитка-ворота
Стрекотунья белобока, Под калиткою моей Скачет пестрая сорока И пророчит мне гостей. [Колокольчик небывалый У меня звенит в ушах,] На заре алой, [Серебрится] снежный прах.
Насчет двух строк - погорячился. Но после "Жду девицы дорогой" стоит отчеркивание, которое говорит, что набросок про сороку закончен - и начался другой (аналогично см. на л, 122; кстати, про сороку - 121об.). А доработка сороки проходила уже на полях. Кстати, на л. 122 тоже ямбический набросок - про Дон.
Решусь сказать по теме поста: в мысли поэта возникает звук, ритм ("Моих ушей коснулся он, И их наполнил шум и звон..."), дальше его ведут ассоциации впечатлений настоящего момента (стрекот сороки, ее белизна, колокольчик) и воспоминаний (скрип полозьев, зимний колокольчик, белое поле, метель), а также внутренняя логика самого стиха - аллитерации, прежде всего. Фольклорные мотивы - не часть предварительного замысла (в лирике он вообще не имеет большого значения), а прикосновения к внутренним струнам, вызывающие звук. Всё болдинское у Пушкина пронизано отзвуками народной песни, а тематически может уходить куда угодно.
Comments 11
А во-вторых, давайте я Вас приглашу к нам на студенческий семинар в Болдино, что Вы вот это прекрасное студентам рассказали. Или не это, но текстологическое.
А мы тем временем придумаем, как это оплатить и проч.
Reply
как раз про это же написала Вам в фейсбуке в сообщениях, посмотрите, пожалуйста
Reply
Reply
показательно, что связь уже сложившихся Бесов с Метелью останется -- как раз через этот мотив ночной вьюги/метели.
Reply
Reply
Тем не менее, следует объяснить переключение персонажной схемы (от лирического "я" в наброске про девицу к "путнику"). Просто "возникает колокольчик" слабовато.
Reply
хорошо бы и генезис сороки понять -- может быть, там будет какой-то общий ключ
Reply
Reply
А другой, отдельный набросок "Сороки" смотри - там вот и колокольчик, и калитка-ворота
Стрекотунья белобока,
Под калиткою моей
Скачет пестрая сорока
И пророчит мне гостей.
[Колокольчик небывалый
У меня звенит в ушах,]
На заре алой,
[Серебрится] снежный прах.
Reply
Reply
Решусь сказать по теме поста:
в мысли поэта возникает звук, ритм ("Моих ушей коснулся он, И их наполнил шум и звон..."), дальше его ведут ассоциации впечатлений настоящего момента (стрекот сороки, ее белизна, колокольчик) и воспоминаний (скрип полозьев, зимний колокольчик, белое поле, метель), а также внутренняя логика самого стиха - аллитерации, прежде всего. Фольклорные мотивы - не часть предварительного замысла (в лирике он вообще не имеет большого значения), а прикосновения к внутренним струнам, вызывающие звук. Всё болдинское у Пушкина пронизано отзвуками народной песни, а тематически может уходить куда угодно.
Reply
Leave a comment