Символов русской культуры и России в целом, которые в мире узнают немедленно, не так много. Пусть даже некоторые из них нам не нравятся или кажутся неуместными. Медведи. Водка. Спутник. Икра. Автомат Калашникова. Балет. Балалайка.
Вот о месте балалайки в российско-американских отношениях сегодня и поговорим. И о том, кому мы обязаны этим местом.
Инструмент это не такой древний, как гусли, во всяком случае, первые дошедшие до нас упоминания о балалайке относятся к XVII веку. Еще в середине XIX века она была малоизвестна даже в самой России - никакого широкого распространения в народе (не говоря уж об образованных слоях общества) у балалайки не было. Новую жизнь инструменту дал помещик тверской губернии Василий Андреев, который в начале 1880-х заинтересовался балалайками, стал их разыскивать, потом усовершенствовать, и, наконец, пропагандировать.
Василий Васильевич Андреев (1861-1918)
Уже к концу XIX века Василий Андреев стал весьма известным человеком, а балалайка - модным инструментом.
В
интервью «Петербургской газете» в 1898 году Андреев утверждает, что в Петербурге уже насчитывается 20 тысяч любителей игры на балалайке. «Не только мужчины, но и дамы из высшего общества с большим увлечением играют на балалайке. Балалайки проникли в гимназии, лицей, правоведение, войска, везде образовываются кружки... Балалайка сделалась теперь излюбленным инструментом в нашем интеллигентном обществе... Но, конечно, на успех в интеллигентном обществе я смотрю как на нечто скоропреходящее. Балалайке место не здесь. А в народе, в который она и будет занесена через отслуживших свои сроки солдат, у которых теперь организовано правильное обучение игре на балалайках».
О солдатах надо сказать особо. Андреев добился, чтобы в армии было введено обучение игре на балалайке. Тысячи и тысячи мужчин возвращались из армии домой, научившись хорошо играть на этом инструменте. Андреев считал, что «музыка была до сих пор привилегией образованного общества, между тем значение ее в народе несомненно. Народ тоже имеет свои духовные запросы, и вот эти-то запросы оставались неудовлетворенными. Когда рабочий день кончен, что остается у труженика деревни или фабричного поселка? Только одно - беспросыпное пьянство. Взгляните теперь, как расцветают фабричные оркестры балалаечников и какой живой струей это музыкальное течение влилось в серую фабричную жизнь. Появились самоучки и таланты, явился дух соревнования. Фабричные оркестры пользуются большим успехом у местного населения, доказывая, что музыка так же отвечает запросам народа, как и интеллигенции». Сам он был возведен в должность «
заведующего преподаванием народной музыки в войсках гвардии».
Для энергии Василия Андреева логичен был и следующий шаг - популяризация балалайки за границей как образца русской народной культуры. 1908 - 1912 гг. - период блистательных гастролей по Европе и Америке: оркестр приглашают в Германию, пять раз в Англию, четвертый раз музыканты выступают в Париже и, наконец, - две поездки в США.
Во время триумфальных гастролей за океаном американские газеты писали: "Сотни людей стремились вчера раздобыть хотя бы входной билет, а накануне тысячи простояли весь вечер у касс". "Американцы говорили, что в русской народной музыке открылся им новый, неведомый мир звуков. Такую музыку мог создать только великий народ, великая нация", - писала одна из американских газет.
Триумф в Америке освещался и русской прессой. "Вот уже три недели, - сообщала одна из столичных газет, - как В.В. Андрееев с его оркестром чарует американскую публику. На его концерт нужно записываться за неделю вперед. Подобно балерине Павловой, он сразу завоевал себе почетное место на американской сцене". Официальная пресса России подчеркивала, что Андреев со своими товарищами не просто концертирует, но выполняет миссию большой государственной важности. Газеты писали: "Русский балет, русские оперные артисты, наконец, русский оркестр балалаечников сделали для России больше, чем вся русская дипломатия". "Сердечная, задушевная русская песня открыла тот уголок настоящих, искренних народных симпатий к нам, которых никогда не создадут самые хитроумные международные комбинации".
Именно с того времени балалайка становится в США символом русской культуры. Сегодня в Соединенных Штатах существует множество "Обществ балалайки" (Balalaika Societies), в которые вовлечены не только эмигранты из России, но и "коренные" американцы. Некоторые из них довольно старые, другие появились относительно недавно.
Вот, например, сайты
Washington Balalaika Society,
Atlanta Balalaika Society,
The Sierra Nevada Balalaika Society, и
множество других. В США к балалайке относятся совершенно серьезно. Существующий и сегодня в России оркестр имени В.В.Андреева был приглашен выступать на 100-летии Карнеги-Холла (напомню, что на открытии его выступал П.И.Чайковский).
Любопытно вот еще что. Фактическое изобретение заново "народного" инструмента было совершенно в духе изобретения национальных историй и прочего создания наций в XIX веке. Василий Андреев показал пример успешных действий в этом направлении.
Мемуарист косвенно подтверждает такие цели и пристрастия "отца балалайки": «Андреев был влюблен в Россию, в русский народ, в русское искусство. Он даже одевался летом в русский кафтан старинного покроя, накинутый на плечи, в русскую алую или белую рубаху с цветным шелковым пояском, и шаровары и высокие сапоги. На голове - шапки того фасона, который щеголи сейчас называют «опричник». В Марьинском парке он построил для себя по рисунку Рериха (а, может быть, Врубеля) «Избушку на курьих ножках» - очаровательное бревенчатое гнездышко. В этой избушке он любил принимать гостей. Стульев не было полагалось сидеть на лавках. Но Андреев не был «квасным патриотом и надутым поклонником стиля «рюс». Его «русский дух» был органичным и естественным выражением его влюбленности в Россию». (Надо при этом отметить, что в столице Андреев одевался подчеркнуто элегантно и по-европейски, Шаляпин часто говорил, что носить костюм он научился у Андреева).
Click to view
Источники:
В.М. Кузин. Роль народный музыкальной культуры в развитии дипломатии и демократии Иванов Г. Андреев Василий Васильевич.