Сегодня не только азиатские вузы, но и университеты России и Европы подстраиваются под успешную американскую систему, лидирующую в конкурентной борьбе за студентов и гранты. В то же время сравнение среднего образования в двух странах традиционно говорит о преимуществах российского над американским (об этом можно спорить, но как-нибудь в другой раз).
Однако так было не всегда. В середине позапрошлого века россияне, посещавшие Америку, уважительно относились к системе среднего образования в этой стране, зато высшее заслуживало лишь их снисходительного любопытства. Американцы же с почтением изучали опыт провинциальных университетов России.
Важным выводом из наблюдений русских путешественников, посетивших США накануне тамошней Гражданской войны, был демократизм американского общества, под которым они подразумевали, прежде всего, отсутствие сословных барьеров. Об этом, в частности, говорило, с их точки зрения, широкое распространение в Америке среднего образования при слабости высшего.
Так, путешествовавший по США Э. Циммерман писал, что в Соединённых Штатах «образование доступно для всякого, и кто здесь ничему не научится, тому остается винить самого себя. Если в Европе университеты и другие высшие учебные заведения, доступные исключительно для известного сословия, стоят выше американских отчасти не устроившихся еще университетов и коллегий; то из этого еще не следует, чтобы здесь вообще народное образование находилось на низшей степени; напротив в Европе оно нигде не разлито в массе народа в такой мере, как в Соединенных Штатах. Там образование составляет исключительное преимущество привилегированного класса; здесь это - общенародное достояние. Утвердительно можем сказать, что ни в многолюдных городах, ни в местах, отдаленных и разобщенных с миром цивилизации, не встречали мы необразованного природного Американца... Если поэтому Америка и не может еще меряться с Европой в отношении научных исследований, то в ней специалист ученый не отделяется от простого работника тою ненаполнимою пропастью, какая лежит между ученым и пролетарием образованнейших государств Европы» (Циммерман Э. Путешествие по Америке.).
Ещё один русский путешественник А. Лакиер обращал внимание на тот же парадокс, но объяснял его по-своему:
«Сравнительно с большим числом молодых людей, получающих образование в городских школах, в колледже (в Гарварде - а.) учится их немного: по отчету 1855 года всех undergraduates, то есть не имеющих еще ученой степени, было всего 339. Но об этом американец вовсе не сокрушается: он хлопочет о гражданах, образованных в такой мере, чтобы быть хорошими исполнителями воли народа, а ученые для него роскошь. Они необходимы для того, чтобы распространять просвещение, это будущие учители, образователи юношества, но большинство не доходит до университета, останавливается на средних школах, выносит из них округленное и совершенно достаточное для жизни образование, оставляя ученость немногим избранным. Такое воззрение на школы едва-ли не самое правильное, особенно в такой стране как Америка, где не должна и не может пропадать ни одна живая сила без пользы и значения» (Путешествие по Северо-Американским Штатам, Канаде и острову Кубе Александра Лакиера. С.-Петербург, 1859. Т. 1).
А.Б.Лакиер
«Высшего воспитания (образования. - а.) он (американец. - а.) не понимает и пока не видит в нем нужды, - отмечал в «Морском сборнике» посетивший США во второй половине 1850-х годов русский капитан И.А. Шестаков, - или лучше понимает, что каждый, будучи вскормлен с младенчества чувством человеческого достоинства, приобретет высшее воспитание по желанию; а низшее действительно в Штатах распространено без сравнения более, нежели где-либо».
И.А.Шестаков
Отношение американцев к образованию было предметом, привлекавшим интерес русского общества. В 1855 году Н. Ланге писал в консервативном журнале «Библиотека для чтения», что в Америке «собственно-ученое образование не соответствует европейскому, оно положительно ему уступает; образование же общенародное, изучение всего близко касающегося жизни практической, находится здесь на несравненно высшей степени, чем в самых образованных государствах Европы» (Ланге Н. Америка // Библиотека для чтения, журнал словесности, наук, художеств, промышленности, новостей и мод, издающийся под редакциею О.И. Сенковского и А.В. Старчевского. 1855).
Образование было излюбленной темой не только русских, посещавших Америку в тот период, но также и реформаторов русской школы. Американской системе образования посвятил серию статей в «Журнале для воспитания» великий русский педагог К. Ушинский. Он настаивал на более широком участии общества в формировании целей и форм народного образования, сетуя на то, что в России, где «правительство сделало .. более, чем где-нибудь для народного образования, … общество весьма мало отвечало этим усилиям правительства». (Ушинский К. Школьная реформа в Северной Америке // Журнал для воспитания. 1858.).
К.Д.Ушинский
В самом деле, это «непонимание» высшего образования вполне характеризовало американское общество первой половины XX века. Именно поэтому так восхищались высшим образованием в России те дипломаты и путешественники, которые давали себе труд заинтересоваться этим вопросом. Лишь позже, в 1860-1870-е гг. реформы высшей школы в США (связанные, в частности, с именами побывавших в России Э.Д.Уайта и Д.К. Гилмана) изменят ситуацию.
Со своей стороны, американские специалисты высоко оценивали российское образование и его способность воспринимать новое. Так, специальный журнал «American Annals of Education» ещё в 1839 году перепечатал доклад профессора Стоу о состоянии системы образования в России, сделанный им в законодательном собрании штата Огайо и впервые появившийся в форме брошюры за два года до этого. Американские читатели узнали из этого текста о шести российских университетах, о приходских школах и гимназиях, о периодическом журнале Министерства народного просвещения, в одном из выпусков которого автор обнаружил благосклонный отзыв министра (С.С. Уварова) о деятельности библейских обществ и, в частности, о распространении публикаций Американского трактатного общества в России (American Tract Society - евангелическое общество, распространявшее религиозную литературу). «Если Министр императора Николая показывает такую готовность получать хорошие вещи даже из демократической Америки, - отметил автор, - мы, безусловно, не будем такими ограниченными, чтобы отказываться от хорошей идеи только потому, что она впервые появилась в самодержавной России» (Education and Efforts for Education in Russia // American Annals of Education. 1839.).
Казанский университет
В 1858 году посланник Соединённых Штатов в России Томас Сеймур, посетивший перед возвращением на родину Казань, писал оттуда известному американскому специалисту в области образования Генри Бернарду: «Мой визит в Казанский университет был чрезвычайно интересным. … Меня представили библиотекарю м-ру Готвальду, который свободно говорит по-английски. Он также владеет немецким, французским, татарским и монгольским языками. Университетская библиотека состоит из 50,000 томов, многие из которых очень редкие и ценные издания. У нас есть и американские книги, сказал м-р Готвальд, и тут же добавил, с выражением удовольствия на лице, - у нас есть «Журнал Образования Бернарда» (Barnard’s Journal of Education)!»
И.Ф.ГотвальдАмериканский посланник отметил также наличие в Казани двух гимназий и двух школ для девочек, в которых большое внимание уделяется занятиям на свежем воздухе, «предоставляется достаточное количество пищи за их ежедневную плату, и требуется частое купание. Боюсь, что это последнее требование недостаточно уважается в школах у нас в стране. Я могу продолжать часами, рассказывая Вам, как сильно мне понравилось то, что я здесь увидел» (Т. Сеймур - Г. Бернарду, 13 сентября 1858 г. Казань, Россия).
Томас Г.Сеймур
Эти наблюдения могут послужить источником оптимизма для нас сегодня: в истории не бывает окончательных лидеров, а отставание в области образования может обернуться рывком - это касается и сегодняшней ситуации. Правда смотреть при этом надо на временной горизонт примерно в столетие.