Российско-американские сюжеты

Dec 18, 2010 20:17

Имя сегодняшнего героя - Николай Константинович Судзиловский (псевдоним Николас Руссель, 15 декабря 1850 - 30 апреля 1930). В энциклопедиях про него говорится - учёный этнограф, географ, химик и биолог; революционер-народник, один из первых участников хождения в народ. Деятель революционного движения в России, Швейцарии, Англии, Франции, Болгарии, США, Японии, Китая. Один из зачинателей социалистического движения Румынии, президент сената Гавайев.



Родился он 3 (15) декабря 1850 г. в семье секретаря могилевской палаты гражданского и уголовного суда Константина Судзиловского. Всего в семье Судзиловских было восемь детей. Как старший из них, Николай Константинович не только помогал матери по хозяйству, но и отцу по его работе.
Будучи ещё совсем подростком, Николай стал свидетелем жестокой расправы над участниками польского восстания в 1863-64 гг. Эти события оказали большое влияние на его дальнейшую судьбу и выбор жизненного пути.

Учеба в гимназии (1864-1868 гг.) не удовлетворила его, но в это время он знакомится с произведениями своих «учителей»: Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева и А.И.Герцена. В остальном же Судзиловский считал учебные заведения царской России «орудиями полицейской муштровки, инкубаторами чиновничества», где головы людей забивают различным «метафизическим, лингвистическим и теологическим» хламом.

Осенью 1868 г. в Петербурге возобновились студенческие волнения, вызванные изданием правила, ставящего студентов под усиленный контроль начальства и полиции. Вместе с выпускниками университета, Технологического института и Медико-хирургической академии первокурсник Николай Судзиловский организует сходки и участвует в выработке требований, которые будут отвергнуты властями.

5 июля 1869 г. Судзиловский был вынужден перевестись на медицинский факультет Киевского университета, так как проходить обучение участникам беспорядков в других вузах было запрещено (да и медицина привлекала его больше юриспруденции; вспомните Базарова из "Отцов и детей").

В 1873-1874 гг. он был одним из организаторов Киевской общины, социалистической студенческой организации. Участвовал в "хождении в народ", перебравшись для этого на Волгу (в Покровск).

В эти годы Судзиловский знакомится с Желябовым; устроившись фельдшером в тюремную больницу в Николаевск, Судзиловский пытался устроить побег заключенных. Когда его план был раскрыт, скрывается под документами немца-колониста. До конца жизни Судзиловский входил в число самых разыскиваемых государственных преступников Российской империи, хотя в возрасте 25 лет он бежал из России и больше никогда не возвращался на родину.

С 1875 Судзиловский в эмиграции в Лондоне. Работал в больнице святого Георгия.

Скитания по Европе подарили молодому человеку встречу с самим Карлом Марксом, после которой его решимость борьбы с царизмом ещё больше окрепла. Русские эмигранты предложили ему участвовать в подготовке восстания (1876 г.), которое организовывали болгарские революционеры. Николай принял предложение, взял себе псевдоним Николас Руссель, и его дом стал центром подготовки, через который шли поставки оружия и боеприпасов из разных стран. В те годы он сблизился с болгарским революционером Христо Ботевым. В 1876 под псевдонимом Николас Руссель принимал участие в апрельском восстании в Болгарии, жестоко подавленном турецкими войсками. С тех пор Николай Судзиловский носил новую фамилию - Руссель.

В отличие от многих революционеров, Судзиловский имел профессию, которой зарабатывал себе на жизнь - он был врачом. В 1877 г. в Бухарестском университете он даже защитил диссертацию «Об антисептическом методе, применяемом в хирургии», затем возглавил столичный госпиталь. Но его революционная сущность не менялась, и в 1879 г. Николай написал политический памфлет, виртуозно замаскированный под научный трактат. Был среди организаторов социалистического движения в Румынии. Вёл революционную пропаганду в русских войсках во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов.

В 1881 г. революционеры всей Европы готовились отметить 10-летие Парижской коммуны, полиция была начеку, и о легальной сходке не могло быть и речи. В России в результате теракта погиб император Александр II - это был повод для собрания русских эмигрантов-революционеров, якобы скорбевших по императору. Однако во время встречи кто-то из них умудрился водрузить красный флаг над придорожным трактиром, снимать который приехали жандармы. Судзиловского попросили покинуть Румынию…

О следующих годах жизни Судзиловского известно мало. Он переезжает из одной страны Европы в другую, некоторое время живет в Болгарии, а затем Греции.

В 1887 году Николай Судзиловский переезжает в Сан-Франциско. Тогда в Америке хорошо принимали европейских врачей, и Судзиловский, имевший диплом доктора медицины, легко открыл там собственное лечебное заведение. Его женой и помощником стала Леокадия Викентьевна Шебеко, получившая степень доктора Бернского университета (в Швейцарии они и познакомились). Близкая родственница ведущих чиновников империи (так, Вадим Николаевич Шебеко с февраля 1913 г. станет саратовским вице-губернатором; с октября 1913 г. гродненским губернатором, а с февраля 1916 г. московским градоначальником), она порвала со своей семьей, чтобы разделить судьбу политэмигранта.

Заработав известность как врач, Судзиловский, однако, не мог унять своего революционного темперамента. В репортаже "По Калифорнии", который сан-францискские газеты отказались печатать, он писал: "Штаты представляют государство, основанное на крайнем индивидуализме... Они - центр мира, и мир и человечество существуют для них лишь настолько, насколько они необходимы для их личного удовольствия и удовлетворения... Опираясь на всемогущество своих капиталов, как грецкая губка, как раковая опухоль, всасывают они в себя все жизненные соки из окружающей среды без пощады".

У Судзиловских лечился и русский консул в Сан-Франциско. По его предложению в 1889 году Николай Константинович обратился в Санкт-Петербург с просьбой выдать ему паспорт, что дало бы ему возможность жить под собственной фамилией в любой стране. "На эту просьбу, - вспоминал он позже, - я получил ответ, что по какому-то манифесту амнистии подлежат те из политических эмигрантов, которые выразили раскаяние, а так как в моем прошении никакого раскаяния не было, то в выдаче мне паспорта отказать".

Тут у него появился новый противник. В связи с переносом епархиального управления Русской православной церкви в Сан-Франциско в 1889 году сюда прибыл епископ Владимир. Существуют две версии дальнейших событий. По одной, Судзиловский "организовал кампанию травли православного епископа Владимира", по другой - тот в самом деле был виновен в растрате церковных денег, жестоком обращении с учениками местной семинарии и педофилии.

Скандал расколол небольшую русскую общину Сан-Франциско на два враждующих лагеря. Судзиловский направил собранные им материалы в адрес обер-прокурора Священного Синода К.П.Победоносцева, который был когда-то его профессором. В ответ в январе 1890 года епископ Владимир от имени православной церкви объявил Судзиловскому анафему и запретил православным прихожанам лечиться у него. Тогда Судзиловский подал на Владимира в гражданский суд с требованием возместить материальный ущерб, вызванный таким запретом.

В результате безобразного скандала страдала репутация церкви и самой русской общины. Сам Победоносцев прислал Судзиловскому телеграмму, сообщив об отзыве епископа.

Также Руссель установил контакты с русскими политэмигрантами, проживавшими в начале 1890-х гг. в США. В Сан-Франциско он общался и взаимодействовал со своим старым соратником Егором Егоровичем Лазаревым. При участии еще одного русского революционера из Нью-Йорка Л.Б. Гольденберга, они активно обсуждали идею организации регулярных побегов политзаключенных из Сибири в Северную Америку. Русселю, который уже имел к 1891 г. американский паспорт, отводилась важная роль посредника между российскими и американскими участниками операции. В 1891 году Судзиловский услышал много новостей о своих друзьях-революционерах, наполнивших в тот период сибирскую ссылку, от Дж.Кеннана, который приехал в Сан-Франциско читать лекции о каторге и ссылке в Сибири. Однако побеги из Сибири наладить так и не удалось.

В 1892 году Судзиловский устроился врачом на пароход, курирующий между Сан-Франциско и Гонолулу. В этот период он, похоже, переживает "кризис середины жизни", и хочет сменить место и образ жизни.

Ах если б мне крылья, крылья как у птицы,
Далеко, далеко полетел бы я...
В пустыне устроил бы гнездо себе!
И остался бы там отдыхать навеки!
(Стихотворение Судзиловского того периода)

В том же году Николай Константинович Судзиловский поселился на Гавайях. Отсюда он писал репортажи в русские журналы.

Помещая один из материалов серии "Писем с Сандвичевых островов" доктора Русселя, газета "Восточное обозрение" - орган русских ориенталистов - 18 апреля 1903 года писала: "Автор настоящих писем давно известен в русской современной литературе как знаток Америки... Поселившись окончательно на Сандвичевых (Гавайских) островах, он несколько лет тому назад своими статьями в "Книжках недели" вызвал среди русской читающей публики огромный интерес к этому заброшенному где-то среди Тихого океана небольшому и до того незнакомому нам архипелагу".

"Это тропическая страна без всяких неудобств тропических стран", - писал Н.К.Судзиловский. Здесь нет "каких бы то ни было крупных хищных зверей", "змей и пресмыкающихся вообще". "При таких условиях, - говорилось в статье, - по всем оврагам, лесам и трущобам можно прогуливаться с такой же безопасностью, как по собственному саду".

Вначале Судзиловские поселились на острове Оаху. Судзиловский некоторое время пребывает в роли плантатора, выращивая кофе, а заодно врачуя местных жителей, за что получил от них прозвище Каука Лукини -- "добрый доктор". Каука-Лукини, как достопримечательность острова, посещают иностранные путешественники; приезжает известный русский врач Сергей Сергеевич Боткин; рядом купил дом и поселился пасынок знаменитого романиста Стивенсона Ллойд Осборн, тоже писатель.

Авторитет Кауки Лукини, учившего население, как выживать, вести хозяйство, рос. Способствовало этому и то, что он, конечно же, выступал против американцев, грабивших и унижавших островитян. Откровенная эксплуатация американцами коренного населения возмущала доктора Русселя. Он, как прежде в России, стал организовывать среди туземцев-канаков, как еще назывались гавайцы, подобие революционных кружков, где разъяснял канакам творимое над ними беззаконие. По памяти, своими словами Николай Константинович пересказывал целые главы из книг Карла Маркса и статьи русских революционеров-народников.

Посчитав, что отдохнул достаточно, Судзиловский принимает участие в первых парламентских выборах Гавайской республики, становится сенатором.

В пику существующим на Гавайях отделениям американских республиканской и демократической партий, он создает партию "независимых", программа которых предусматривает независимость от США, освобождение бедных от налогов, реформу здравоохранения, упорядочение продажи спиртного, строительство консерватории. А в 1901 году проклятый церковью "нигилист и материалист" Николай Руссель становится первым президентом сената (спикером) Гавайев!


Законопроекты Русселя были направлены против спаивания туземцев, антисанитарии, против разбойничьей налоговой системы. Планами первого спикера предполагалось отменить смертную казнь, ввести бесплатное народное образование, намечалось открытие консерватории. Оценки его деятельности, как водится, полярно противоположны. Видимо, действительно, зацепил он многие интересы.

Доктор Руссель президентствовал в гавайском сенате до 1902 года. Против него плетут интриги и заговоры, и в конце концов он был вынужден сложить с себя полномочия и уехать в Китай.

Отойдя от политической жизни гавайцев, Руссель отправляется в Шанхай, чтобы организовать вооруженный отряд и освободить политкаторжан в Сибири. Конечно же, эта наивная идея не нашла нужной поддержки у русских эмигрантов, и от нее пришлось отказаться.
Когда началась война России и Японии, у Русселя родился новый план: не поехать ли на театр военных действий для распространения революционной пропаганды среди русских моряков. И он использовал эту возможность.

В Японии Судзиловский-Руссель прожил до 1930 года. Все время жизни за границей он мечтал о поездке в Россию, долго и трудно готовился к отъезду. Нахонец, восьмидесятилетним старцем решил он отправиться в дальний путь. Прервала поездку внезапная болезнь, воспаление легких. Смерть настигла Николая Константиновича 30 апреля 1930 года на вокзале в чужом китайском городе Чунцыне… Русская граница была уже совсем близко…
Спасибо Сергею Нехамкину за материалы, использованные для этого сюжета.

Источники: Геннадий Онуфриев. Николай Константинович Русссель-Судзиловский, 1850-1930. вики, Н.К. Судзиловский (Руссель) // Истории города Энгельса, список руководителей законодательных органов Гавайев, Иосько М. И. Николай Судзиловский-Руссель. Жизнь, революционная деятельность и мировоззрение. Минск, 1976.

российско-американские отношения, субботнее, Российско-американские отношения, Гавайи, Судзиловский

Previous post Next post
Up