Российско-американские сюжеты

Jan 15, 2011 23:59

Одним из самых любимых американцами президентов был Теодор Рузвельт. Среди множества его изображений тысячами размножен небольшой бюст, который считают "каноническим" скульптурным изображением президента.


Автор этого изображения никогда не видел Рузвельта - он лепил портрет по фотографиям и киноматериалам, а также посмертной маске. Этим автором был русский скульптор Глеб Владимирович Дерюжинский (1888-1975).



Глеб ДерюжинскийПотомок старинных дворянских фамилий родился в селе Отрадное Смоленской губернии. Потомок старых дворянских семей, он относился в России к тому кругу, который принято называть избранным. Все мужчины в семье Глеба Владимировича - потомственные юристы и видные общественные деятели. Отец и дядя, дед по материнской линии и брат деда были членами Правительствующего Сената.


Владимир Федорович Дерюжинский

Отец Глеба, юрист и публицист, автор многих книг, в том числе популярного учебника "Полицейское право", с 1895 года был редактором «Журнала Министерства Юстиции». После прихода к власти Временного правительства он входил в «Особую комиссию по составлению проекта основных законов», которая формировала программу державы на федеративных основаниях.
Известным государственным деятелем был и дядя - Николай Федорович Дерюжинский. Выпускник Московского университета, он вплоть до Февральской революции был членом Государственного Совета. Многие помнят знаменитое полотно И.Е.Репина «Торжественное заседание Государственного Совета», созданное художником к столетию этого важнейшего органа российской власти. Среди изображенных на картине чиновников - Н.Ф.Дерюжинский.

Еще ребенком Глеб пытался лепить: из свечного воска, из хлебного мякиша. Отец отдает мальчика в Гурьевскую гимназию, знаменитую своими демократическими традициями и в разные годы числящую среди своих выпускников Игоря Стравинского и Николая Гумилева. Глеб учился превосходно, много и жадно читал, память он имел удивительную, но самым любимым его занятием стали походы в Русский музей императора Александра, где он копировал фигуры и композиции. Интересно, что на незаурядные способности мальчика обратила внимание гувернантка-француженка, а не родители: увлечение искусством как возможной профессией в семье не поощрялось.

Мать Глеба Софья Антоновна, уступив просьбам сына и его домашней наставницы, подарила ему в день рождения билет на право обучения в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, имевшей к тому времени уже полувековую историю. Теперь каждый день после окончания классов в гимназии Дерюжинский на конке отправлялся на занятия в Рисовальную школу. Талант в соединении с трудолюбием не такой уж частый дар, чтобы на него не обратили внимания, и замечательный художник Н.К.Рерих, директор школы с 1906 года, предрек Глебу плодотворное будущее. Первая скульптура юного Дерюжинского - «Две борзые» - получила медаль и была рекомендована в Музей школы. Он был горд и счастлив. И тут возник семейный конфликт.

Отец отказался дать денег на отливку работы в бронзе. Он потребовал, чтобы Глеб, подчинившись семейной традиции, сразу после гимназии поступил на юридический факультет университета. К слову, брат Глеба, Борис, еще до революции семнадцатого года стал известным в Петербурге юристом. Владимир Федорович Дерюжинский заявлял: «Не хочу, чтобы мой сын перебивался с хлеба на квас, жизнь бедного художника не для него». Но юноша рано поверил в свое призвание и стоял на своем. В этот сложный момент ему помог Н.К.Рерих, решивший защитить талантливого ученика. Он посетил Владимира Федоровича и попытался уговорить его согласиться с решением сына. В результате горячего, как вспоминал Глеб Владимирович, спора Владимир Федорович пошел на компромисс. Было решено, что Глеб окончит юридический факультет и после, если желание сына не изменится, отец пошлет его во Францию учиться скульптуре.


Н.К.Рерих с сыновьями, 1914-1915 гг.
Дерюжинский окончил факультет одним из первых и получил предложение остаться при кафедре, но отклонил его, не колеблясь ни минуты. Как ни был огорчен отец, он сдержал слово, и Глеб Владимирович уехал в Париж.

Дерюжинский посещал еще известную студию Коларосси. А в Академии сам великий Роден обратил внимание на работу молодого скульптора и пригласил его в свою студию в Будо. Конечно, Глеб Владимирович очень волновался, но все же рискнул захватить фотографии своих работ. Посмотрев их, Роден одобрил свежесть и силу композиций. Вернувшись в Россию весной 1913 года, Дерюжинский поступил в Императорскую Академию художеств, где его первым учителем был Гуго Романович Залеман. Позднее он учился и у В.А.Беклемишева. Шесть дней в неделю, с десяти часов утра до десяти вечера, Глеб проводил в Академии: рисовал с натуры, лепил, формовал. «Отец давал мне на трамвай 5 копеек в день и 30 копеек на завтрак в столовой Академии, он также платил за материалы для скульптур, но на карманные расходы я не получал ни гроша, - рассказывал скульптор. - Он хотел убедиться, что, несмотря на материальные трудности, я останусь предан искусству».

В 1914 году, когда началась Первая мировая война, Дерюжинский был освобожден от воинской повинности. Его диагноз назывался тогда «сердечный невроз». Он продолжал учебу в Академии, принимая одновременно заказы на портреты: бюсты и статуэтки. В 1915-1916 годах он участвует в академических выставках. Фото бронзовой статуэтки «Графиня Сюзан де Робьен с борзой» помещают в журнале «Мир искусства». Он выставляется у передвижников, где его небольшие изящные бронзы «Конная статуэтка», «Гермес, изобретающий Кадуцей», «Поцелуй» имеют большой успех. Искусствоведы считают его работы «импрессионистскими». В январе 1917 года он участвует в выставке Общины художников, которая объединяла представителей самых разных направлений в искусстве.

Когда летом 1917 года А.Ф.Керенский стал премьером и военным министром, он позировал И.Е.Репину и Г.В.Дерюжинскому для двух портретов: живописного и скульптурного. Портрет кисти Репина хранился в архиве Керенского, в Техасе. О судьбе скульптурного портрета ничего не известно. Октябрьский переворот застал Глеба Дерюжинского в Академии. Он возвращался домой и, оказавшись вблизи Юсуповского дворца, на набережной Мойки, решил переждать беспорядки у Феликса Юсупова, давнего приятеля со времен еще совместной учебы в гимназии Гуревича. Князь собирался уезжать в Крым, в свое имение в Кореизе, где уже находились его родители и жена Ирина. Он уговаривал Глеба присоединиться к нему: «Переждем события, заодно сделаешь портреты, мой и Ирины». Глеб согласился, дома его охотно отпустили.


Феликс и Ирина Юсуповы
Дерюжинский приехал в Кореиз в неспокойное время, и все же юсуповское имение осталось в его памяти как одно из прекраснейших мест. Быстро устроили мастерскую, и Глеб Владимирович начал эскизы к портрету Ирины. Приехавший позже Феликс Юсупов привез из своей коллекции два полотна Рембрандта и взятый по просьбе вдовствующей императрицы портрет Александра III. Князь предложил Глебу скрыть Рембрандта новой живописью, чтобы вывезти картины из России. Затея удалась, и эти полотна находятся в Национальной галерее, в Вашингтоне.

Рядом с Кореизом с марта 1917 года во дворце Ай-Тодор проживали переехавшая из Киева вдовствующая императрица Мария Федоровна и две ее дочери, великие княгини Ксения и Ольга, с семьями. Члены бывшей императорской фамилии оказались по сути под домашним арестом. Рассказывая об этом, Глеб Владимирович вспоминал то, что говорила великая княгиня Ольга: «За три или четыре недели до Рождества 1917 года в Ай-Тодоре появился верзила в матросской форме. Это был некто Задорожный, председатель Севастопольского Совета. Он никогда не смотрел нам в глаза. Со временем он признался, что не мог глядеть в глаза людям, которых ему придется однажды расстрелять».


Вдовствующая императрица Мария Федоровна в Крыму 
Для Глеба Дерюжинского эта история продолжилась весьма драматично. После захвата Красной армией Ялты в юсуповское имение явились матросы, подчинявшиеся Ялтинскому Совету, конфисковали автомобиль и арестовали всех, в том числе и скульптора. И тут появился со своим отрядом комиссар Филипп Задорожный, который освободил Юсуповых и их гостя. Комиссар приказал не беспокоить «матушку государыню» и князей. Под охраной Задорожного жизнь в Кореизе текла почти нормально. Императрица Мария Федоровна была так тронута поведением Задорожного, что заказала Дерюжинскому его скульптурный портрет и во время сеансов посещала мастерскую. Глеб запомнил ее слова: «Забота о нас Задорожного и желание его охранить нас от жестокости революции приближают нас, людей, к Богу». Во время сеансов Глеб Владимирович много беседовал с Задорожным, который остался в его памяти как человек идеи, безусловно честный. Он пришел в революцию по убеждению и осуждал грабежи и неоправданные убийства. По окончании портрета вдовствующая императрица устроила у себя обед в честь Задорожного, почитая его за спасителя.

Скульптурный портрет комиссара очень удался художнику. В его архиве отыскалась фотография, на которой он снят во время сеанса. Что случилось потом с самим комиссаром и вылепленным с него бюстом - Глеб Владимирович не знал.



Г.Дерюжинский лепит портрет матроса-комиссара Ф.Задорожного. 1917. Крым. Дворец Ай-Тодор
Немцев в Ялте сменили французы. Глеб Владимирович успел высечь из мрамора портреты Феликса и Ирины Юсуповых, сделал немало набросков и скульптурных этюдов. Но становилось очевидным, что Россию придется покинуть. Вместе с Юсуповыми скульптор намеревался перебраться в Европу. И, вероятно, так оно и было бы: Юсуповы в апреле 1919 года отплыли из России в свите вдовствующей императрицы на британском крейсере «Марлборо» - не вмешайся страстная любовь Глеба Владимировича к античности. Его заинтересовали раскопки греческого порта Херсонес, и он отправился в Севастополь.

Города черноморского побережья в то время переходили из рук в руки, покидать Кореиз было опасно, но Глеб никогда ничего не боялся. В Херсонесе ему показали грот, где, по легенде, Ифигения была принесена в жертву ее отцом Агамемноном. Глеб Владимирович говорил, что впечатление от осмотра грота оказалось таким сильным, что позже отразилось в его скульптуре. Вернуться он не смог: наступление красноармейцев отрезало Кореиз от Севастополя. Глебу пришлось бежать в Новороссийск, где тогда находились войска Деникина. То, что в эти годы происходило в городах черноморского побережья, хорошо известно по книгам и документам. И в этом поистине Вавилонском столпотворении Дерюжинский сумел отыскать друзей, которые весной 1919 года устроили его гардемарином на судно «Владимир», идущее в США с грузом руды. Об Америке он многое знал от своего дяди, А.Ф.Дерюжинского, бывшего российского консула в Сан-Франциско.

На пропускном иммиграционном пункте Нью-Йорка, на Эллис-айленд Глеб рассказал, что его брат, Борис Дерюжинский, служил в Русской миссии в Копенгагене, и Америка приняла его. Когда иммиграционный судья, выдававший Дерюжинскому право на жительство, спросил, чем он собирается заниматься, тот без колебания ответил: «Я буду скульптором и очень скоро пришлю вам приглашение на мою выставку». Он сдержал свое слово: через два года в Нью-Йорке состоялась его первая выставка.

В начале 1920-х годов наступало время «американского индивидуализма». Лозунг «Упорный труд и опора на собственные силы», которыми жила страна, стал программой Глеба Дерюжинского. Он нашел поверившего в него Льва Шуматова, который дал ему деньги взаймы, и снял свою первую мастерскую. Еще в 1917 году группа уже добившихся признания художников выстроила на 67 Вест известное ныне здание - Hotel Des Artistes.


Лев Шуматов с супругой, Елизаветой Авиновой-ШуматовойСобственно, с самого начала это был не отель, а студии и роскошные квартиры, собранные под одной крышей и предназначенные для аренды, а позже - и продажи. Внизу располагалось Café des Artistes, возникшее отчасти как подражание европейским образцам, отчасти - по необходимости: в квартирах не было кухонь, где можно было приготовить обед. Конечно, это был не Монмартр, и все же сюда в большинстве приходили люди искусства, и свои первые американские знакомства Глеб Владимирович свел здесь.

Американская богема, которая сейчас осознается как интеллектуальная элита двадцатых годов, только начинала складываться. В большинстве это были люди, покинувшие родной Средний Запад в поисках образования и творческой среды. Уезжая из маленьких городков, они выбирали между Парижем и Нью-Йорком. У Глеба Владимировича не было выбора. Была мастерская на Коламбус-авеню (на этом месте позже возвели Линкольн-центр). В ней не было ни горячей воды, ни отопления. Зимой в умывальнике замерзала вода, но зато был яркий верхний свет и простор. Вообще степень благополучия Глеба Дерюжинского в то время можно определить по шутке Н.К.Рериха: «Глеб укрывается мрамором».

Здесь, в условиях «вечной мерзлоты», Дерюжинский и создал портрет 26-го президента страны Теодора Рузвельта. Эта скульптура стала и воплощением авторского уважения к Америке. Дерюжинский в юности много читал о Рузвельте, проникся к нему уважением, видел в нем труженика и идеалиста. Утверждаемые Рузвельтом общественные ценности - мужество, выносливость, честность, ответственность - были поддержаны его личными качествами.

Дерюжинский не застал Рузвельта в живых: он умер в самом начале 1919 года. Но Глеб Владимирович познакомился с его личным биографом, предоставившим ему для работы фото- и киноматериалы, и получил возможность детально изучить посмертную маску президента. В 1920 году портрет выставляется в одной из ведущих галерей Нью-Йорка и производит чрезвычайно сильное впечатление. Члены семьи Рузвельта, его друзья и сотрудники были поражены тем, насколько удалось Дерюжинскому передать не только внешнее сходство, но и духовный облик президента. Бронзовый оригинал был подарен Женской Ассоциации памяти Рузвельта, затем установлен в доме-музее, где родился президент. Ассоциация наградила Дерюжинского специальной медалью.

С этой работы начинается известность Дерюжинского в Америке. Глеб готовит работы для выставки, наверстывая время своих скитаний. В мастерскую приходят друзья, и прежние, еще по Петербургу, и новые, с которых скульптор лепит целую серию замечательных портретов. В Hotel Des Artistes снимает комнаты Н.К.Рерих, принявший предложение Чикагского института искусств провести выставочное турне по Америке. Глеб Владимирович упоминает в своих записях, что уже лепил Рериха в России, с которым у него еще в Рисовальной школе установились дружеские отношения. Теперь он решил сделать «американский» портрет художника. Сохранилось небольшое описание, которое он дал своей работе: «Я делал только его голову с характерной бородкой. Это лицо легко было лепить. Чистое, ясное, открытое лицо». К сожалению, судьба этих портретов не известна.


Сергей Прокофьев, гипс


Сергей Рахманинов, гипс
В 1921 году Рерих организует в Нью-Йорке Институт объединенных искусств. Он приводит к Глебу Дерюжинскому Рабиндраната Тагора. В записях скульптора отмечено, о чем они говорили во время сеансов. Тут и обсуждение общих корней русского языка и санскрита, и сравнение путей развития западной и восточной цивилизаций - вопрос, особенно занимавший Тагора во время американской поездки. Кротость и в то же время сила, которую излучал поэт, покорили Глеба Дерюжинского. Он сделал два его портрета: бюст в гипсе и голову Тагора из - необработанного куска ствола. Вот что сказано о нем в записках: «Голова Тагора, его задумчивое, вдохновенное лицо выступают из грубой фактуры дерева, воплощая опору на мощь природы, к которой призывал поэт».


Рабиндранат ТагорЗвучит почти невероятно, но уже в 1920 году светский и весьма читаемый журнал «Город и деревня» в посвященном художнику очерке уведомляет, что Дерюжинский представлял свои произведения в Чикаго, Детройте и Дейтоне. Среди них особым успехом пользовались бронзовые «Танцующие фигуры» - «Арлекин» и «Коломбина», для которых позировали Адольф Больм - ведущий танцор Мариинского театра и Дягилевских сезонов, выпустивший после 1917 года целую серию спектаклей в Нью-Йорке и Чикаго, и Рут Пейдж.


Дерюжинский в своей мастерской
То, что Дерюжинский был воспринят как американский художник, пожалуй, неудивительно. Он привез с собой великолепную академическую школу, и, если вспомнить о традициях «повествовательного», как выражаются иные специалисты, американского реализма, становится понятным, что мастерство Глеба Дерюжинского отвечало американским представлениям о прекрасном. В откликах на вернисаж Глеба относили «к немногим избранным, воистину заслужившим титул художника и доказавшим свое право на него практически с того момента, когда его работы вообще кто-то увидел». На него указывали как на еще один успешный пример усыновления Америкой таланта, пришедшего из Старого Света. И, по словам самого Дерюжинского, он действительно чувствовал себя не просто «русским в Америке», но американским художником, понимая, что его будущее здесь.


Одалиска. Бронза
Дерюжинский был одним из первых скульпторов в Америке, экспонировавшим работы в дереве. Степень его мастерства позволяла ему работать с любым материалом. «Скульптура, - говорил он, - рождается в глине и умирает в гипсе, чтобы воскреснуть в материале». Он любил терракотовую глину, в которой, по его словам, «каждый мазок сохраняет прикосновение руки художника. При отливке в бронзу, при чеканке эта свежесть отчасти теряется». Но к дереву Глеб Владимирович относился особенно нежно. Он писал: «Для меня дерево всегда было наиболее пленительным материалом. Оно сохраняет трепет и тепло жизни и помогает воссоздать красоту человеческих форм и душу вещей». Дерюжинский ценил непосредственную резьбу из одного куска. «Дерево само подсказывает тему и ведет руку художника», - объяснял он.

Деревянные скульптуры Глеба Дерюжинского восхищали американцев. Искусствоведы писали, что Дерюжинский особенно успешен в работах из дерева, отмечая его чувство поверхности и умение заставить фактуру сыграть свою роль в построении вещей.



Искусствоведческий журнал «International Studio» в сентябре 1925 года помещает пространный обзор его творчества, автор которого уже различает «ранний» и «новейший» этапы. В качестве примера приводятся прежде всего его работы на религиозную тему, начинающую звучать все громче и ставшую одной из основных в творчестве скульптора. Критики считали, что его деревянное «Благовещение» чистотой линий и проникновенностью образа не уступает византийским и раннеготическим воплощениям сюжета.


Дерюжинский в мастерской

В отзывах специалистов вновь и вновь присутствует желание доказать, что Дерюжинский, несмотря на его русское происхождение, - «свой, один из нас». С кем только его в этом смысле не сравнивают! Ссылаются на Гольбейна и Ван Дейка, ставших частью английского искусства. Вспоминают Эль Греко, Уистлера и Пикассо. В это время у него складывается широкий круг знакомств в лучшем обществе Нью-Йорка. Его патронессой стала миссис Дж.Г.Хаммонд, для которой он выполнил целый ряд работ. Тут и портреты ее самой и членов ее семьи, и столь любимые Глебом садовые статуи и композиции.
В 1926 году на Филадельфийской выставке к полуторастолетию США (Philadelphia Sesquicentennial Exhibition) Дерюжинский получает свою первую золотую медаль за скульптуру «Ева», вырезанную из коко-болла, красноватого твердого дерева Южной Америки. Ее присуждение Глебу Дерюжинскому, как следует из профессиональных отзывов, базировалось на двух моментах: мастерстве исполнения и абсолютной оригинальности в решении образа. В его «Еве» находили почти буддистский покой и отмечали гармонию деталей. Успех Глеба Дерюжинского стал составной частью успеха страны, переживающей в эти годы промышленный и культурный подъем. Театр и кино привлекали Глеба. Ему позирует Лилиан Гиш. «В этой фигуре, данной в три четверти роста, со сложенными руками, в полной мере передано трудноуловимое очарование, присущее актрисе», - писала критика.



Дерюжинский рядом со скульптурным портретом киноактрисы Лилиан Гиш. 1960-е годы.

Судьба скульптора Дерюжинского в Америке сложилась достаточно хорошо. В Брукгрин Гарден, в Южной Каролине, находятся три его монументальные скульптуры: «Самсон, борющийся со львом» (камень), «Экстаз» (бронза) и «Диана-охотница» (бронза). В Соборе Непорочного зачатия в Вашингтоне стоят статуи: «Святой Игнатий Лойола», «Святой Купертино» и «Святой Бонавентуро», выше человеческого роста, выполненные в мраморе. В частной Капелле Кардинала Спелмена в Нью-Йорке работа «14 ступеней Крестного пути» (дерево). В католической церкви Божией Матери Скоропомощницы в Бруклине - «Голгофа» (мрамор). «Мадонна и маленький Иисус» (дерево) - в иезуитской миссии в Мокамэ, Индия. Скульптура «Святой Игнатий Лойола» (дерево) в Фордомском университете в Нью-Йорке. «Благовещение» (дерево) - в Музее города Сан-Диего, Калифорния. Очень интересна работа «Похищение Европы», эта знаменитая скульптура экспонировалась на Международной выставке в Нью-Йорке в 1939 году. В каталоге работ Г.В.Дерюжинского, который мне удалось выпустить, представлена лишь малая часть его наследия.

Личная жизнь скульптора оказалась непростой. Он был дважды женат, оба раза на своих соотечественницах...

Сын Дерюжинского Игорь - модный фотограф.
Основной текст: Ирина Нарышкина-Булацель. Американский скульптор Глеб Дерюжинский // Наше наследие. 2005.

российско-американские отношения, субботнее, Российско-американские отношения, Дерюжинский

Previous post Next post
Up