Сегодня поговорим о том, как в первые послевоенные годы советское государство не стеснялось использовать "инженеров человеческих душ" для создания в СССР отталкивающего и враждебного образа Америки. (Про то, как примерно в это время американцы смотрели на Советский Союз, мы уже
разговаривали).
На протяжении 1945-1946 гг. советские средства массовой информации еще продолжали представлять США как союзника, активного члена антигитлеровской коалиции. Однако уже в 1946 г. появились первые признаки переоценки отношений с Америкой. В советской пропаганде появилось понятие "реакционные круги США", которые и обвинялись в антисоветской политике. Осенью 1946 года появляются первые антиамериканские карикатуры, увеличивается число антиамериканских публикаций.
В 1947-1948 гг. определяющим событием был отказ СССР от участия в "плане Маршалла", что повлекло за собой резкое изменение тона советской прессы. В журнале "Крокодил" с сентября 1947 года стали чаще появляться карикатуры, статья, фельетоны про Америку - о торговле женщинами и детьми, о свободе печати и клевете, а также стихи и анекдоты об американском образе жизни. Одно из стихотворений называлось "Спаситель Европы":
Европе Маршалл так помог,
Что с этой "помощи" в итоге
Теперь Европа, видит бог,
Вот-вот совсем протянет ноги.
Кукурыниксы (из журнала "Крокодил")
20 сентября 1947 года в «Литературной газете» появляется «Открытое письмо», с которым обратились советские писатели В. Катаев, Н. Погодин, К. Симонов, А. Твардовский, А. Фадеев, М. Шолохов и другие к мастерам американской культуры. Обличительный тон письма отличает его от публикаций месячной давности: «Разве не родственны фашизму призывы к новой войне, доносящиеся к нам из вашей страны… Разве не слышим мы изо дня в день от миллионов деятелей вашей страны, что повсюду в мире должны быть введены американские порядки… И те, кто сейчас кричат о новой войне и кто реально подготавливают ее - чем они отличаются от фашистов».
Появился, таким образом, новый пропагандистский ход, который будет эксплуатироваться советскими средствами массовой информации в течение нескольких лет - сравнение США с фашистской Германией. Это звучало везде - и в периодической печати, и в радиопередачах, и в лекциях для населения. В докладе о текущем моменте, который читался пропагандистами саратовской области давалась такая оценка американским планам: «План Маршалла» скрывает в себе политику Гитлера, если Гитлер своим нападением на Советский Союз стремился к завоеванию его, а затем к мировому господству, то после разгрома Гитлеровской Германии, Американское правительство перешло на путь Германской политики, делает попытку подчинить экономику мира Американскому капиталу».
Вместе с «Открытым письмом», в том же номере «Литературной газеты» был напечатан убийственный по своему содержанию памфлет Б. Горбатова «Гарри Трумэн». Автор рисует отвратительный образ лидера Соединенных Штатов: средний, посредственный человек, обанкротившийся в торговле, бывший член Ку-Клус-Клана, ханжа и льстец с гнусавым и скрипучим голосом, который окружил себя темными людьми из Миссури и оказался президентом США. А дальше - все как в сказке Гофмана - «туман рассеялся - президент был гол и смешон». Ну чем не Крошка Цахес? Но оказывается именно такой президент и был нужен «заправилам с Уолл-стрита», которые этому бесцветному президенту быстро придали свой цвет - черный. Гарри Трумэн «стал клерком американского империализма». После послания конгрессу о «помощи» Греции и Турции «американский империализм обнажил свои клыки… Трумэн стал поджигателем новой войны». Свой крестовый поход Гарри Трумэн - «человек в коротких штанишках» - назвал «походом против мирового коммунизма» (44).
Вспоминая об этой статье, жена Б.Горбатова, известная артистка Т.Окуневская, писала: "До чего же статья гнусная, подметная, наемная... В театре со мной не здороваются и ведут себя так, как будто я заболела проказой".
Памфлет Горбатова привел к дипломатическому конфликту - обмену резкими по тону письмами В. М. Молотова и посла США У. Б. Смита. 1октября 1947 г. в «Правде» министр иностранных дел СССР заявил о нежелании продолжать полемику, ибо «советское правительство не может нести ответственность за ту или иную статью».
Надо отметить, что в июле 1947 года специальным постановлением Оргбюро ЦК ВКП(б) "Литературная газета" была преобразована в общественно-политическое издание. С этого времени в газете появляются целые страницы политических материалов под заголовками: «Требуем уголовного суда над поджигателями войны», «Народы мира не будут рабами «Уолл-стрита» и др.
В советском обществе формируется стереотип восприятия США как "поджигателя новой мировой войны". 17 ноября 1947 г. секретарю ЦК ВКП(б) М.А.Суслову было направлено письмо начальника Совинформбюро Б.Пономарева, в котором он предложил: "В связи с большой антисоветской кампанией, которую ведут поджигатели войны, было бы целесообразно показать широким слоям населения за границей о том, какая участь постигла всех врагов, выступавших с оружием в руках против России и СССР… надо показать, что все враги, нападавшие на нас, начиная с древнейших времени, со времен Чингис-хана и кончая Гитлером, терпели, в конечном счете, поражение и находили свою гибель на полях России». В связи с этим, автор письма просит поручить группе авторов Б. Грекову, Е. Тарле, Бахрушину, Сидорову написать в 3-х месячный срок книгу «Судьбы врагов России» объемом 8-10 п.л. и распространить эту книгу за границей. Отделом пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) такое распоряжение Государственному издательству политической литературы было дано и с академиком Е. Тарле заключен договор.
С 1948 года объектом резкой критики стала не только внешняя политика США, но и различные стороны жизни: разорение фермеров, рост преступности, дискриминация негров, антинародные законы, борьба с профсоюзами, но особое внимание уделялось критике буржуазной культуры. В передовой статье журнала «Большевик» «Борьба большевистской партии за расцвет советского искусства» советскому искусству противопоставлялась современная «грязная литература реакционной буржуазии», которая «открыто упивается воспеванием подлости, разврата, низменных страстей и вожделений». В другой статье отмечалось: «Воротилы монополистического капитала США… насадили во всех странах растленную культуру американского буржуа… Буржуазная культура поставлена на службу поджигателей войны». Еще один автор в своей статье отмечает, что «современная буржуазная культура находится в состоянии деградации и служит небольшой кучке миллионеров. Американская литература давно не создает ничего значительного… мелкотравчатые писаки опустошены идейно. Продажные литераторы восхваляют захватнические замыслы империалистов, проповедуют новую войну, поют хвалу атомной бомбе, превозносят расизм, звериные инстинкты, пишут уголовные романы, изображающие воров и садистов».
Яркой характеристикой внутренней жизни Соединенных Штатов стала статья известного публициста В. Минаева «Американская плутократия и гангстеризм»: «Соединенные Штаты Америки, где во всей экономической и политической жизни господствует плутократия, являются страной наибольшего развития бандитизма». Наиболее явственно в Соединенных Штатах Америки, по мнению автора, проявляется «сращивание главарей бандитских шаек с воротилами монополистического капитала». «Торговля «живым товаром» - проститутками, мошеничество, «рэкет» - разновидности американского гангстеризма, «использование бандитизма в условиях американской действительности - явление вполне естественное, полностью соответствующее правам, господствующим в этой области на всем протяжении истории Соединенных Штатов». Заканчивает В. Минаев свою объемную, на 12 страницах, статью характерным выводом: «Гангстеризм - последняя стадия морального разложения капиталистического общества. Только гниением, только далеко зашедшим моральным и духовным разложением американской плутократии можно объяснить разгул гангстеризма в США».
Начиная с 1949 года критические материалы о Соединенных Штатах появляются в центральной печати постоянно и систематически. На советских читателей обрушилась лавина негативных материалов обо всех сторонах американской жизни. "Культура жевательной резинки", "Упадок американского театра", "Голливуд - опора реакции в искусстве", "Американское радио на службе поджигателей войны", "Искусство сумасшедшего дома", "Трагедия американских фермеров", "Профбюрократы США - агентура американского империализма", "Растленная 'культура' американских поджигателей войны", - типичные заголовки в прессе того времени.
В пропаганду активно включается журнал "Крокодил". В 1949 году увеличивается количество статей, карикатур на антиамериканскую тему, а некоторые номера этого года посвящены ей полностью.
Обвинения Соединенных Штатов в развязывании новой мировой войны нашли отражение в многочисленных публикациях, радиопередачах, карикатурах. К этой теме обращаются многие поэты. Чаще всего главным героем был Уолл-стрит, как обобщающий образ американского империализма. Так, А.Жаров писал:
Развеем фашистскую проповедь лживую
О том, что народам на пользу раздор...
В безумной погоне за новой наживою
Гнездо людоедов несет этот вздор,
Шумит Уолл-стрит. Голосят монополии
О новом кошмаре всемирной войны.
Всей силою, разумом, мужеством, волею
Кровавые планы разбить мы должны.
А вот подпись С.Маршака к одной из карикатур в "Крокодиле":
Но пусть безумный Уолл-стрит
Готовит мир кровавый -
На свете все же победит
Народный разум здравый!
Продолжал разоблачение А.Безыменский:
Послушайте!
Вы!
Господин Уолл-стрит,
Хозяин жиреющих Сити!
Всему, что работает, мыслит, творит,
Вы атомной бомбой грозите.
Убийственной, уничтожающей критике подвергалась американская культура. "Растленная культура доллара" - озаглавил свою статью Б.Вронский в газете "Культура и жизнь". Мрачную картину рисует журнал "Огонек" в статье "Культура жевательной резинки": "Американская 'культура' уже давно стала синонимом маразма и упадка, превратившись в пародию, в карикатуру на саму себя".
Американское театральное искусство характеризовалось эпитетами "кризис" и "упадок". Общий смысл публикаций об американском театре выражен в одной из этих статей: "Затхлая атмосфера, созданная американскими империалистами на Бродвее, душит все творческие начинания театральных коллективов, превращает актеров и режиссеров в роботов, покорных воле своих хозяев с Уолл-стрита".
Еще более резкую оценку получило американское изобразительное искусство. "Искусство сумасшедшего дома", "Искусство людоедов", - эти и подобные названия статей характеризовали творчество художников-модернистов - Сальвадора Дали, Мориса Грейвза, Федерико Кастелона, скульптора Жанетты Шерман, которых называли американскими художниками, хотя не все они (к примеру, С.Дали) были таковыми, но очень удобно вкладывались в формирование мифа об американском изобразительном искусстве.
Американская литература представлялась "мутным потоком пошлости и развращенности", который "оказывает пагубное влияние на молодежь, прививает ей в ее поведении методы гангстеризма. Героями многих 'художественных' произведений в США являются атомщики, шпионы, диверсанты, маньяки, убийцы".
Особое место отводилось киноискусству. Известный политобозреватель Д.Заславский называл американское кино "орудием фашизации страны", "кино дикарей для дикарей". Голливуд виделся ему "как один из важнейших бастионов Уолл-стрита, как крупнейшая военно-политическая база реакции в США с ее сумасбродной стратегией завоевания господства над миром". Одна из статей, напечатанных в "Огоньке", называлась "Мракобесы в Голливуде". Свои впечатления об американском кино передал писатель Н.Васильев после поездки в Америку: "Мистика, психопатология, грубые, примитивные инстинкты, сексуальная развращенность, социальный обман, оправдание милитаризма и империализма - таково основное содержание американских фильмов. Невзыскательная публика без остатка поглощает этот недоброкачественный ассортимент, вкушая с ним солидные дозы идеологической отравы".
К ведению антиамериканской пропаганды были привлечены деятели литературы и искусства.
К.Симонов, как заместитель Генерального секретаря Союза советских писателей, составил и 1 апреля 1949 года представил в отдел пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) "План мероприятий по усилению антиамериканской пропаганды на ближайшее время". План предполагал совместную деятельность газет, радио, ряда издательств ("Искусство", "Молодая гвардия", "Госполитиздат"), Министерства кинематографии СССР, Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний, Союза писателей СССР, Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР, Института философии Академии наук СССР по "разоблачению агрессивных планов мирового господства американского империализма, развенчанию культуры, быта и нравов современной Америки". Согласно плану, в короткий срок (2 месяца) большим тиражом должны были быть выпущены книги и брошюры, рассчитанные на массового читателя: "Экспансия американского империализма и 'план Маршалла'", "Расовые теории англо-американских империалистов", "Геополитика на службе американского империализма", брошюры о современном состоянии буржуазного искусства в США, сатирические плакаты на антиамериканские темы.
Константин Симонов
Предполагалось привлечь ведущих советских драматургов, которые обязывались в 3-4-месячный срок создать новые пьесы на антиамериканские темы. Планом предусматривалось увеличение количества постановок таких пьес в Москве и на периферии.
План завершался примерной тематикой, по которой должна была строиться антиамериканская пропаганда по линии печати, радио и Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний. Список содержал 36 самых различных тем, охватывавших характеристику американской внешней политики, экономики, социальных вопросов, культуры, среди них: "Вырождение американской буржуазной литературы", "США - главный оплот международной реакции", "Американские империалисты - душители свободы и независимости народов", "Монополисты вскармливают фашизм на американской почве", "Кризис просвещения в США", "Проповедь американизма и звериной психологии в США", "Упадок современного театра в США".
Предложенный К.Симоновым план был рассмотрен и одобрен Секретариатом ЦК ВКП(б). В это же самое время Симонов направил в Секретариат Г.М.Маленкову проект "Плана мероприятий по усилению антиамериканской пропаганды по Союзу советских писателей". Проект содержал подробнейшее перечисление авторов, названий сборников, сроков и ответственных за выпуск, тиражи и т.п. В частности, намечалось "обеспечить создание художественных произведений - пьес, киносценариев, повестей, романов, разоблачающих американский образ жизни; привлечь для этого писателей П.Павленко, Н.Вирту, А.Корнейчука, К.Симонова, Л.Леонова, Б.Чирскова, С.Михалкова, А.Сурова, братьев Тур, Т.Семушкина, И.Эренбурга, В.Василевскую, М.Чиаурели, С.Герасимова, А.Первенцева".
В очень сжатые сроки (2-3 месяца) готовились к изданию книги антиамериканского содержания. Среди них - сборник "Американский образ жизни" (объемом 12-13 п.л., тиражом 150 тыс.экземпляров), серия сборников "Американцы за рубежом" (объемом 20 п.л., тиражом 75 тыс. экземпляров) и "Америка глазами американцев" (объемом 30 п.л., тиражом 50 тыс. экземпляров) и др.
Оба эти проекта были рассмотрены в ЦК ВКП(б), на их основе были подготовлены проекты постановлений ЦК "О мероприятиях Союза советских писателей по усилению антиамериканской пропаганды" и "О мерах усиления антиамериканской пропаганды по линии искусства". В соответствии с планами и постановлениями были осуществлены государственные заказы, в частности, Комитета по делам искусств при Совете министров СССР, по которому писались пьесы на антиамериканские темы драматургами А.Суровым, Л.Шейниным, К.Симоновым, А.Первенцевым, Н.Виртой. До конца 1949 года в театрах страны предполагалось осуществить около 400 новых постановок на антиамериканские темы.
Написанная К.Симоновым в декабре 1946 года пьеса "Русский вопрос", уже в начале марта 1947 года была поставлена в 500 театрах страны. В 1948 году вышел на экраны и
фильм "Русский вопрос" В целях усиления антиамериканской пропаганды Главцирком было заказано большое количество произведений малых форм для всех цирковых артистов разговорного жанра. В дополнение к этому Главное управление цирков дало указание Центральной студии циркового искусства создать цикл программ на антиимпериалистическую тему для группы артистов.
Отдельно стоит отметить, что в кампании по борьбе с космополитизмом, развернувшейся с 1948 года, отчетливо присутствовали антиамериканские ноты. Газета "Правда" опубликовала статью Ю.Павлова "Космополитизм - идеологическое оружие американской реакции".
Именно так, в написанных по заказу ЦК ВКП(б) книгах, пьесах, киносценариях утверждался стереотип восприятия Соединенных Штатов Америки как врага номер один.
Источник: Николаева Н.И. Образ США в советском обществе в послевоенные годы. 1945-1953 // Американский ежегодник, 2002. М., 2004.