Русские народники 1860-х очень интересовались Америкой. "В то время эмиграция в Америку влекла многих русских ... мечтавших о коммунистических опытах", - рассказывал В.Г.Короленко. "В конце шестидесятых годов замечалось вообще увлечение Америкой, американской жизнью, американскими свободными учреждениями; некоторые ездили туда, наблюдали тамошние порядки, писали о них в русских журналах", - вспоминал активный участник событий В.Дебогорий-Мокриевич.
Его двоюродный брат Иван стал в то время одним из главных пропагандистов "американского пути". "К нашему мужикофильству - этому глубоко национальному чувству - подмешивался космополитизм, устройство коммуны в Америке, и получилась в результате страшная путаница".
И.К.Дебогорий-Мокриевич
Несколько человек уехали в США под влиянием этой пропаганды. По меньшей мере одному из них удалось воплотить в Канзасе свой проект коммунизма.
Вильям Фрей (он же Владимир Константинович Гейнс), эстляндский дворянин, гвардейский офицер и математик-геодезист, был близок к радикальному подполью, но внезапно откзался от обеих карьер, ученой и подпольной.
После Брест-Литовского кадетского корпуса и Константиновского военного училища Гейнс вышел в гвардию в Финляндский полк. Через два года поступил в Михайловскую артиллерийскую академию. Окончив ее с отличием, Гейнс по рекомендации профессора академии полковника П.Л.Лаврова получил место преподавателя математики в артиллерийском училище. В 1862 году поступил в Николаевскую академию генерального штаба по геодезическому отделению. В 25 лет он уже носил погоны капитана, был зачислен в генштаб, прикомандирован для занятий к Пулковской обсерватории и по рекомендации ее директора акад. О.В.Струве назначен представителем России в международной комиссии по измерению дуги параллели, идущей от Валенсии к Уральску.
Однако круг чтения привел Гейнса к разочарованию в военной профессии. Капитан генштаба, как писал его биограф, задумал изменить барски-буржуазную жизнь в народно-трудовую, чтобы "не было не только господ и рабов, но и хозяев и батраков, а чтобы все были хозяевами".
Прочтя книгу Уильяма Диксона "Новая Америка" и списавшись с Мокриевичем, Гейнс в 1869 году эмигрировал в Новый Свет, чтобы примкнуть там к библейским коммунистам.
Из Америки Фрей послал обзор президентской предвыборной кампании в "Отечественные записки" (1870) и "Письмо коммуниста" в эмигрантский журнал "Вперед" (1874). Фрея не приняли в общину "библейских коммунистов" Онейду, и ему пришлось основать свою собственную коммуну. Для этого он перебрался в Канзас, где на земле, конфискованной у индейцев осейдж близ Кедровой долины и была в начале 1871 года основана "Прогрессивная коммуна" (также известна как "Коммуна Кедровой долины" и "Община Фрея").
Среди участников коммуны были жена Фрея Мария Славинская (Мэри Фрей), младшие братья известного литератора Иван и Владимир Добролюбовы, писатель Григорий Мачтет, скульптор Ф.Ф.Каменский,
Николай Чайковский, всего до 15 человек, которые делили между собой обязанности по коммуне.
Уильям и Мэри Фрей"Общины следует рассматривать как семью", гласил первый пункт ее "конституции". Частной собственности, разумеется, не было; "все имущество, которое члены могли иметь, или могут получить, каков бы ни был его источник, безвозвратно сдается в коммуну". Дело Фрея состояло в полном слиянии всех жизненных проявлений общинников в единый групповой поток, в котором не остается ни возможности для личной жизни, ни потребности в ней. Потом отдельные коммуны сольются между собой, и так произойдет мирная, ненасильственная революция.
Община занималась непривычным ручным трудом, жестоко постилась и имела типографский станок, на котором выпускался ежемесячный листок "Прогрессивный коммунист" под девизом "Справедливость и братство". Прогрессивные коммунисты практиковали "открытую жизнь" с периодическими "митингами", "публичными исповедями" и еженедельным ритуалом взаимной критики.
Фрей считал свою коммуну социальным экспериментом, целью которого был полный отказ от индивидуализма: коммунар должен был исключить из своего лексикона фразы, подобные "это не мое дело", "не лезь в чужие дела", "не занимайся не своим делом" и т.п. Коммуна имела право вмешиваться в личную и интимную жизнь своих членов вплоть до регулирования количества детей.
Настоящий последователь Рахметова, Фрей совмещал крайний аскетизм в еде и быте с прокламируемой свободой в вопросах пола. В "открытости" он тоже шел дальше всех, предлагая "раз навсегда отказаться от частных, сепаратных разговоров"; он считал "неправильным, что, например, муж и жена отделяются от общества и шепчутся между собою". Его супруга разделяла его взгляды. Через два года общинной жизни у Марии Фрей возникла связь с молодым Григорием Мачтетом. В соответствии с идеями Фрея, проблема открыто обсуждалась в коммуне (Мачтет потом вспоминал эти собрания с отвращением). После нового романа Марии с другим членом общины Фрей понял, что к обобществлению жены он не готов.
Григорий Мачтет
Согласно свидетельству посетившего коммунаров В.Г.Короленко, ее члены жили в разваливающихся хатах с потрескавшимися стенами, дырявой крышей и без потолков, в которых было адски холодно. Им не хватало не только пищи, но и одежды, обуви, инструментов, посуды. Фрей и его жена ходили в солдатских шинелях, купленных за бесценок при распродаже содержимого интендантских складов, оставшихся со времен гражданской войны. По просьбе Мачтета (1873) многие из этих жизненно необходимых предметов были присланы коммунарам из Петербурга братом Фрея, который оказывал им и финансовую помощь.
Старший брат В.Гейнса А.К.Гейнс принадлежал к высшему кругу царской бюрократии. В 30 лет был произведен в генералы (1866 г.). В начале 1870-х гг. - директор департамента в министерстве путей сообщения, затем тургайский военный губернатор, градоначальник Одессы (1878-1880), губернатор в Казани. В 1880-е гг. занимал крупные посты в МВД и генштабе. Генерал Гейнс был поклонником Александра II, но (и) отличался жестокостью по отношению к революционерам.
В 1875 году, с приездом Чайковского и новой группы русских народников, Фрей реорганизовал общину в "Исследовательскую коммуну" (Investigating Community), но в силу различных обстоятельств, в числе которых, помимо личных дрязг, были и идейные и практические разногласия коммуна беднела и распадалась. Коммунары были обязаны работать 11 часов в день, им запрещалось есть мясо, пить алкогольные напитки, кофе, чай, употреблять соль и сахар; Фрей пропагандировал вегетарианство, считал, что на питание должны идти продукты в их естественном виде, а потому стремился упразднить приготовление пищи на огне. Квашеного теста он не признавал, а хлеб пекли без соли из замешанной на воде простой муки. Из печи вынимались колючие твердые лепешки, которые общинники окрестили "гигиеническими шишками Фрея".
Никто из приехавших не владел жизненно необходимым в таких условиях плотничьим, столярным или слесарным делом. Поэтому постройки вышли неуклюжими, непрактичными и холодными. Не было и навыков к физическому труду в поле и по усадьбе. Никто не знал, как обращаться с домашними животными. Лошадей не умели запрягать, коров - доить. Не имели понятия, как и где нужно хранить продукты. Неудивительно, что приступы ностальгии у русских коммунаров были весьма сильны.
"Мы давно не видели родины, жили долго среди совершенно новых и чуждых условий, других людей, других понятий. Но при встрече здесь, под этим новым небом, на этой широкой воле, первое слово наше было Россия. Только в такие минуты познаешь, как сильно, страстно любишь то, что вскормило, взлелеяло, воспитало и создало тебя, с чем ты сжился, что ты научился понимать", - писал Мачтет.
Летом 1877 года коммуна распалась, а к 1879 году прекратила свое существование. Значительная часть коммунаров возвратилась в Россию. Фрей в это время переписывался с лидерами американской утопической общины Икария, основанной Этьеном Кабе; но к этому времени Икария тоже почти распалась. В 1883 году он помог группе еврейских беженцев из России основать общину в Орегоне, названную Новой Одессой. Здесь тоже был полный коммунизм; через четыре года, однако, и эта община из 60 человек распалась. В 1885 году Фрей, разочарованный Америкой, поехал в Россию. Несколько раз он посещал Ясную Поляну, пытаясь обратить Льва Толстого в свою версию коммунизма. Толстому Фрей понравился. Закончил он свою жизнь в Лондоне в 1888 году.
Источники: Г.П.Куропятник. Россия и США. А.Эткинд. Толкование путешествий. Э.А.Иванян. Энциклопедия российско-американских отношений.