Российско-американские сюжеты

Apr 21, 2012 21:55

Сегодня поговорим еще об одном человеке, биография которого могла бы стать сюжетом авантюрного романа. Лейтенант Российского флота, военно-морской дипломат, некоторое время служивший в королевском ВМФ Великобритании, потом один из командиров колчаковского речного флота, "военспец" в Советской России стал доцентом Пенсильванского университета и организатором береговой обороны Филадельфии во время Второй мировой войны.

Дмитрий Николаевич Федотов-Уайт родился в Кронштадте в 1889 году, на военно-морскую службу Российской империи вступил в 1907 году. Окончил Морской кадетский корпус и получил звание мичмана в 1910 г.




Первую мировую войну встретил в звании лейтенанта Гвардейского Экипажа (присвоено 6 апреля 1914). Награждён орденом святого Станислава III степени (1914).

В 1914 г. Д.Федотов был командирован в Вашингтон помощником морского агента.  В 1916 г. добился перевода на Балтийский флот и был назначен старшим офицером эсминца “Страшный”. После февральской революции (которую Федотов приветствовал) он некоторое время был прикомандирован к американской миссии Э.Рута в России. Федотов оставил в дневнике подробное, но весьма критическое описание членов этого специального посольства. "Очевидно президент Вильсон руководствовался абстрактными идеями, далекими от реальностей жизни, когда он выбирал посла и семь членов, составивших Миссию. ... Чарльз Крейн из Чикаго - хорошо известный русофил... Он выглядит очень рассеянным, всегда погруженным в думы и мечты. Несмотря на это, он, кажется, единственный член Миссии, у которого есть более или менее ясное представление, о том, что происходит". Федотов сопровождал адмирала Гленнона и других американских моряков из миссии Рута по Петрограду, а потом путешествовал с ними в Севастополь (а потом и в Архангельск). Прибыв на Черноморский флот в разгар революционных событий, миссия не достигла своих целей, но забрала с собой в Петроград смещенного Советом адмирала Колчака. В мемуарах Федотов утверждает, что идея отправить Колчака в США пришла в голову именно ему во время этого путешествия из Крыма в Петроград.

В июле 1917 г., проводив миссию Рута обратно в США, старший лейтенант Федотов отбыл в Лондон, вновь в должности помощника морского агента.

После октябрьского переворота Федотов отверг предложение находившегося в Лондоне большевика М.Литвинова признать советское правительство. После совещания с русскими морскими агентами в Лондоне и Париже Д.Федотов отправился в Россию, чтобы самому составить представление о произошедших на родине переменах. Здесь его чуть было не задержали, поскольку нарком Чичерин лично распорядился не выдавать Федотову заграничный паспорт как контрреволюционеру (о чем того уведомил Ф.Раскольников). Тем не менее, пользуясь неразберихой в государственном управлении, Федотов сумел получить паспорт как обычный гражданин, подал в отставку и через Финляндию вернулся в Лондон.

Там он поступил на службу в Британский флот с чином лейтенанта резерва под фамилией Федотов-Уайт. В Мурманске, в начале интервенции, он, по некоторым данным, командовал британской канонерской лодкой (в мемуарах он опускает весь период службы в Королевских ВМФ), однако в конце 1918 г. заболел пневмонией и был эвакуирован в Англию.

Оправившись от болезни, Федотов, пробрался в Сибирь к адмиралу Колчаку и был назначен начальником штаба Камской флотилии. После ее уничтожения в Перми осенью 1919 г. становится флаг-капитаном командующего Обь-Иртышской флотилией и одновременно командиром вооруженного парохода “Катунь”. Зимой 1920 г. перешел в Морской учебный батальон командиром роты. В это время началось катастрофическое отступление колчаковцев.



Д.Н.Федотов в колчаковской армии
Во второй половине января 1920 г., Федотов-Уайт участвовал в Сибирском Ледяном походе в составе Морского полка. Полк вышел из тайги в районе Братского Острога. Командир полка полковник В.Д. Песоцкий вступил в переговоры с командованием 1-й Братской партизанской дивизии с целью добиться разрешения дальнейшего беспрепятственного движения полка в направлении Иркутска. Разрешение было получено, т. к. положение красных партизан в этот период, несмотря на их численное превосходство, оказалось довольно шатким. Дальнейший путь полк, сохранив вооружение, продолжил под конвоем из партизан.



Карта передвижений, составленная Д.Н.Федотовым-Уайтом для своих мемуаров

Через некоторое время делегация от полка направилась в Иркутск для переговоров с Д.Е. Зверевым, командующим Восточно-Сибирской советской армией. Он дал разрешение на дальнейшее движение в сторону Иркутска, но при условии сдачи почти всего оружия и боеприпасов.

Вскоре командир полка со своим заместителем отбыли в штаб 5-й красной армии (и впоследствии перешли на сторону красных), а командование полком перешло к старшему лейтенанту Д.Н. Федотову.

Возглавляемые им остатки полка продолжали двигаться к Иркутску, где всех чинов полка посадили в тюрьму. Оттуда им с большим трудом удалось выбраться стараниями того же Федотова. По свидетельству современников, «…только чудо и хладнокровие спасло Д.Н. Федотова и его офицеров от расстрела». После этого Морской полк прекратил свое существование, а большая часть его чинов вскоре была арестована органами ЧК, но уже в индивидуальном порядке. Дальнейшие судьбы морских стрелков сложились по-разному.
Друзья, оказавшиеся в рядах Красной армии, выручили Федотова, и он поступил на службу к большевикам.

Из Иркутска, чудом избежав расстрела, он отправляется в Москву, выполняя обещание, данное погибшему другу, лейтенанту Игорю Де-Кампо-Сципиону, не оставить его сестру, там находившуюся. В Москве устраивается техническим специалистом по морскому транспорту и женится на Екатерине Михайловне Де-Кампо-Сципион. На протяжении нескольких месяцев Федотов редактирует журнал "Морской сборник". Став членом Высшего технического совета транспорта, в 1921 г. командируется в Нью-Йорк, куда к нему вскоре приезжает жена.

Федотовы решили не возвращаться в РСФСР, и на протяжении 1920-х Федотов-Уайт работал в Филадельфии на британскую судоходную компанию Кюнарда. Был членом объединения Гвардейского Экипажа, вновь занялся своим старым хобби - изучением военно-морской истории, написал целый ряд статей по истории русского флота (вот, например, одна из них).

В 1939 году Федотов-Уайт опубликовал одну из лучших книг мемуаров о революции, "Survival Through War and Revolution".



В это же время он защитил диссертацию в Колумбийском университете, и начал преподавать в одном из ведущих вузов США, Пенсильванском университете. Федотов-Уайт был одним из тех, кто стоял у истоков Russian Review, ведущего американского научного журнала о России.

Федотов-Уайт завоевал в США репутацию одного из ведущих экспертов по советским военным проблемам, опубликовав в 1940 году The Growth of the Red Army".



Во время Второй мировой войны совместно с Дональдом Ф. Дженксом (Donald F. Jenks), учитывая угрозу диверсий со стороны противника, разработал проект организации Добровольного отряда для обеспечения безопасности порта в Филадельфии под командой капитана порта. План Уайта-Дженкса (White-Jenks) был осуществлен в 1942 году. Более тысячи добровольцев несли службу безопасности в доках, верфях и вдоль побережья, что послужило примером для организации добровольной службы при капитанах других портов США.

Дмитрий Федотов-Уайт умер в 1950 году в Филадельфии и похоронен возле часовни памяти Вашингтона в Национальном парке в Валли-Фордж около этого города.
В 1967 г. в городе Лейквуде (штат Нью-Джерси) в здании американо-русского историко-просветительного и благотворительного общества «Родина» открылась постоянная экспозиция, названная «Русский морской музей адмирала Степана Осиповича Макарова». Помимо сына адмирала Макарова, у истоков музея стояли старшие лейтенанты Д.Н. Федотов-Уайт и С.В. Гладкий. Их имена увековечены на мемориальной доске, расположенной при входе в музей.

Источники: статья из "Бизертинского морского сборника", Saul N.E. Historical Dictionary of United States - Russian / Soviet Relations, Никита Кузнецов. Русский флот на чужбине.

российско-американские отношения, субботнее, Российско-американские отношения, Федотов-Уайт, эмиграция

Previous post Next post
Up