Российско-американские сюжеты

Jun 11, 2012 21:00

Сегодня, несмотря на пропущенную субботу и на события в Москве, мы поговорим о компании Форда.


Ее деятельность в России началась с рекламирования и продажи автомобилей и создания торгового представительства. В 1908 году сбытовые конторы компании появились в Петербурге, Москве, Киеве, Гельсингфорсе, Варшаве и Одессе.

Летом 1909 года в российской печати появилась фирменная реклама форда (модели Т) и открылась специализированная торговля.


Фордовский пикап в С-Петербурге развозит газету "Новое время". Рядом - магазин "Фордов" на ул. Итальянской, д.27Генеральным дилером Форд Мотор Компани в России стал американец М.С.Фриде, ранее имевший торговое предприятие в Петербурге. Его контора располагалсь тогда на ул. Морской, д. 15, а региональное представительство осуществлялось через фирму "Д.Гандельман, Лауранс и Компания" на ул. Большой Конюшенной, д.9. В 1912 году "главная контора, магазин и склад частей для всей России" в Петербурге переехали на ул. Итальянскую, д. 27, а в 1915 - 1917 гг. петроградским адресом Фриде стала Итальянская, 35.

В 1912-1917 гг. действовало московское представительство, располагавшееся в Петровских линиях (где позднее находилась гостиница "Россия"), потом в Театральном проезде, л.3 и в гостинице "Метрополь".


Фордовский магазин в МосквеТорговая фирма Фриде открыла отделение в Нижнем Новгороде и имела филиалы и агентов во всех важнейших городах России.Особенно популярны “форды” были на юге страны. В Одессе, например, офис дилера “Форда” находился на одной из центральных улиц города - улице Жуковского, 14. Главный фирменный склад, с которого автомобили и запчасти поставлялись на весь юг России, находился в Екатеринославе.


гараж автомобилей форд и уайт в Одессе, 1913 г.
В числе покупателей фордов были высшие сановники империи: двое великих князей, графиня Клейнмихель, командир Лейб-гусарского полка генерал-майор Воейков, контр-адмиралы С.М.Абаза и Н.Н.Чагин (командир императорской яхты "Штандарт"), трое депутатов Государственной думы, консул Испании и пр.

На автопробеге длиной в 2930 верст, устроенном Военным министерством в мае 1912 года, модель Т удостоилась высочайшего одобрения. В пробеге участвовало 38 машин, в основном ведущих европейских и американских марок, включая два форда - туристская модель и автофургон. На всем пути они не получили ни одного замечания инспектирующих офицеров, и Николай II, приняв рапорт военного министра, лично осмотрел их и рекомендовал использовать в армии.


Император Николай II со свитой проводит смотр автомобилей в Петергофе в 1912 г. Крайний автомобиль слева - форд, третий слева человек (в штатском) - дилер компании Форда в Российской империи М.С.Фриде
Осенью 1913 года модель Т выиграла гонки по сильно пересеченной местности под Москвой, за Серпуховской заставой.


Форд преодолевает проселок в Киевской губернии, 1913 год
Реклама моделей Т в России соответствовала американской - наивысшее качество за наименьшую цену, прочность, ванадиевая сталь, известность и репутация "инженера Генри Форда". "Дешевизна названных автомобилей сделает их достоянием широкой публики, которая до сих пор могла смотреть на них лишь как на предмет роскоши... Мы, несомненно, увидим едущими в элегантных автомобилях Форда много таких, которые раньше не смели мечтать о таком удобстве". Это 1909 г., а в 1917 г. другое объявление гласило:


Состоятельных русских, однако, привлекали комфортабельные и мощные машины с 6-, 8- и 12-цилиндровыми двигателями. На международных автомобильных выставках 1910-1913 гг. в Петербурге и Москве скромные модели Т не получили призов.

Их приобретали некоторые аристократы, очевидно, с желанием выделиться среди обладателей европейских марок. Князь М.В.Волконский купил  даже три "фордика" и сам управлял ими, но "автомобиль для среднего класса" в России просто не появился. Зато модель Т, по сообщениям ФРиде, работала на бакинских нефтяных промыслах и на строительстве Амурской железной дороги, а также как штабная машина на военных маневрах.


Если судить по каталогам и рекламным объявлениям в газетах и журналах тех лет, то дилеры “Форда” предлагали российским потребителям автомобили с различными типами кароссери (так на немецкий манер тогда называли кузов автомобиля) в том числе “фаэтон” на 4-5 мест, “дубль-фаэтон”, а также “ландоле” и “ландоле де люкс” на 5-6 мест. Все они оснащались двигателями мощностью 20-22 л.с. Что касается цен на машины, то они были вполне умеренными, не превышая, как правило, 3550 рублей за самую роскошную модель. Базовые комплектации машин можно было купить за 2750 рублей, причем цены каждый год снижались. При этом нужно отметить, что все “Форды” были оснащены электрическим зажиганием от магнето и прочими усовершенствованиями.

Русские автомобильные журналы в своих рекламных объявлениях сообщали читателям, что “…автомобили американской марки “Форд” построены из хорошо известной ванадиевой стали, что гарантирует их высочайшую прочность”. Подчеркивалась и особая приспособленность машин к русским дорогам. Вот что писал в 1910 году журнал “Автомобильная жизнь и спорт” об автомобилях марки Ford: “…дешевизна названных автомобилей сделает их достоянием широкой публики, которая до сих пор могла смотреть на них лишь как на предмет роскоши, далеко не соответствующий ресурсам многих, теперь… мы, несомненно, увидим едущими на элегантных автомобилях Форда много таких людей, которые раньше не смели мечтать о таком удобстве. Автомобиль “Форд” будет приветствован не только врачом, юристом и вообще занятым человеком, нуждающимся в быстроте передвижения, но и спортсменом, которому предоставлена возможность при небольшой первоначальной затрате иметь прочный и надежный… автомобиль, могущий идти со скоростью 60 верст в час”.


Ввоз фордов из-за границы лишал эту машину ее важнейшего американского преимущества - низкой цены. Кроме того, в России модель Т, изготовленная из стандартных деталей высочайшей прочности, была привязана к эксклюзивной продаже и обслуживанию. Починить ее кустарным способом было невозможно, и приходилось выписывать запчасти из тех городов, где находились агентства Фриде.

Не только М.С.Фриде, но и управляющий нью-йоркским отделением компании Форда Гастон Плантиф считал российский рынок самым перспективным. 26 июля 1916 года Плантиф с энтузиазмом писал секретарю Форда Либолду: если построить в России сборочные заводы, то через десять лет "мы будем делать почти такой же бизнес, как сейчас в Америке". Необходимо создать Российскую компанию Форда (Russian Company), поскольку русские остерегаются англичан и приветствуют американских промышленников. Плантиф писал, что Генри Форду или Эдселу Форду необходимо поехать в Россию и осмотреть все на месте. Сейчас это может открыть "колоссальные новые возможности", а после войны будет сложнее.

Знатоком и пропагандистом фордовского производства стал инженер-механик Н.С.Лавров, который в 1916 году побывал в США и установил отношения с Ford Motor Company. Судя по сохранившейся среди личных бумаг Генри Форда копии письма Лаврова, русский инженер был осведомлен об идее строительства фордовского автозавода в России.

Он предложил начать с поставок авточастей и сборки машин на месте

“Прошу вас обратить внимание на громадную территорию России, которая в будущем может стать вторыми Соединенными Штатами” (“I ask you to call the attention of Ford Motor Company to the great extension of territory in Russia, which maybe will become the future U.S.A.”).

Лавров расточал похвалы Генри Форду: “Все идеи г-на Форда замечательны (great) и нужны человечеству ... как свет и воздух. Я убежден, что они раскрепостят людей”. Лавров также сообщал, что пишет статьи и читает публичные лекции о фордовском производстве, которые производят “сильное впечатление” (great effect) не только в Петрограде, но и во всей России.

С конца 1916 до 1926 г. Лавров прочитал около 1500 лекций, сопровождая их показами привезенных из США кинофильмов. Он издал ряд работ и написал предисловие к выпущенному в 1924 г. сокращенному переводу книги Генри Форда “My Life and Work”, которое получило более понятное советскому читателю название “Моя жизнь, мои достижения” (а не “Мой ... труд” - ведь Форд был капиталистом!).

Но Лавров не был предпринимателем, и для бизнеса в России президент компании Эдсел Форд заключил соглашение с Прокопием Петровичем Батолиным, хорошо известным в деловых кругах США. Он входил в тройку руководителей и владельцев крупнейше торгово-промышленной компании "Иван Стахеев и Ко", или, как ее называли в советской историографии, концерна А.И.Путилова - И.И.Стахеева - П.П.Батолина. В 1917 г. компания выдвинула широкомасштабную программу восстановления народного хозяйства России, а после Октябрьской революции ее правление безуспешно пыталось наладить деловые отношения в советской властью.

В соответствии с договором, подписанным 14 марта 1919 г. (! - Батолин, очевидно, не считал, что эпоха свободного предпринимательства в России завершена), фирма Стахеева, которую Батолин представлял единолично, должна была закупить в течение двух лет 400 легковых автомобилей моделей Т и запасных частей к ним для сбыта в Европейской России, Сибири и Средней Азии. Одновременно фирма становилась полномочным представителем Ford Motor Company на указанной территории и получала исключительные права на все переговоры и сделки о продаже и производстве там этих автомобилей. Так у компании Форда появился русский генеральный дилер, поскольку предприятие М.С.Фриде было, по всей вероятности, уже ликвидировано.


Управляющий российской компанией "Иван Стахеев и Ко" П.П.Батолин и Генри Форд, 14 марта 1919 г.Контракт заключался на льготных условиях: 25% стоимости автомобилей оплачивалось при отгрузке в американских портах, следующие 25% - по прибытии в порт назначения, остальная сумма - в течение 90 дней после разгрузки. Три четверти суммы разрешалось вносить в фунтах стерлингов, а комиссионные фирме Стахеева устанавливались в 20%.

Стороны договорились не нести ответственности за потери, подлежащие страхованию - при перевозке по морю, от пожара и т.п., но делить убытки пополам в случае конфискации, порчи или уничтожения груза "из-за революционных актов и других беспорядков, проистекающих вследствие неустойчивости власти и социалистических тенденций русского народа".

Переговоры заняли всего пять дней. Эдсел Форд отозвался о П.П.Батолине как об "очень интересном человеке, который сможет представлять нашу компанию надлежащим образом". Условия контракта с ним, сообщал Форд-младший менеджеру по зарубежным поставкам, отличаются от обычных торговых контрактов, но ситуация в России чрезвычайно сложна, и поэтому Батолину дано широкое поле деятельности. Факт договора Эдсел просил сохранить в тайне, так как Государственный департамент США в то время запретил сделки с русскими, ъотя Батолин представлял не советскую власть.

Компания Стахеева приобрела с августа 1919 года по июль 1920 г. 158 автомобилей, и с августа по декабрь 1920 г. еще 80, но затем закупки прекратились, контракт возобновлен не был, и она осталась должна небольшую сумму в 4851 доллар.

Дальнейшая судьба П.П.Батолина нам неизвестна, а дальнейшие переговоры с Фордом вело уже советское правительство. Эта эпоха заслуживает отдельного рассмотрения.

Источники: Шпотов Б.М. Генри Форд: Жизнь и бизнес, Ford в России. 100 лет взаимовыгодного сотрудничества.

российско-американские отношения, субботнее, Российско-американские отношения, Форд

Previous post Next post
Up