Российско-американские сюжеты-4

Apr 04, 2009 17:31

Первым американским художником, достигшим мировой славы, был Джеймс Макнил Уистлер (1834-1903). Большую часть своей жизни он прожил не в США, а в Англии, где повлиял на целое поколение художников и деятелей культуры, включая таких людей, как Оскар Уайльд и Джон Сержант. Именно коллекция работ Уистлера положила начало галерее Саклера-Фрира в Смитсоновском институте в Вашингтоне.



Джеймс Макнил Уистлер (1834-1903)



Это один из его автопортретов.



А это - одна из самых знаменитых его работ - портрет матери.

Мало кому известно, что первые уроки живописи будущий знаменитый художник брал в России.

В 1842 году российский император принял решение (вопреки возражениям многих сановников, включая Главноуправляющего путями сообщения) построить железную дорогу между Санкт-Петербургом и Москвой. Своих специалистов по железнодорожному строительству в России не было, и, по рекомендации специально объехавших Европу и Америку инженеров Павла Мельникова и Николая Крафта, было принято решение опереться на американский опыт.

Мельников пригласил в Россию несколько опытных специалистов - одни приступили к производству вагонов и локомотивов, другие начали строительство самой дороги. Ведущим консультантом стал инженер из Мэриленда Джордж Вашингтон Уистлер.

Его сын Джеймс, прибывший с матерью в Санкт-Петербург, начал брать частные уроки, а в 11 лет поступил на учебу в Императорскую Академию Художеств. По меньшей мере два года занятий в России стали первым формальным курсом по живописи, полученным американским художником.



Вот так он выглядел через 10 лет, в 1858 году

Отец Джеймса не дожил до окончания строительства железной дороги. Он умер от последствий перенесенной в 1848 году холеры. Мать с Джеймсом вернулись в США, будущий художник поступил в Вест-Пойнт, но был отчислен, провалив экзамен по химии (позже он шутил: "если бы кремний оказался газом, я бы когда-нибудь стал генералом"). После этого он и перебрался в Лондон.

Уистлер известен также придуманной им росписью-бабочкой:
, а также ответом на возмущение юриста на одном из судебных процессов по поводу картины "Ноктюрн в черном и золоте":
"Ю.: Как долго Вы писали эту картину?
У.: Ну, наверное, пару дней - один день на работу и еще один на завершение.
Ю.: И за работу в два дня вы просите двести гиней?
У.: Нет, я прошу их за знания, которые приобрел, работая всю свою жизнь".
Вот, кстати, эта картина:

российско-американские отношения, субботнее, Российско-американские отношения, Уистлер

Previous post Next post
Up