Российско-американские сюжеты 9

May 09, 2009 16:54

Раз уж зашла речь о Голливуде, а сегодня День Победы, то надо вспомнить, что первым отечественным фильмом, получившим "Оскара", была документальная лента "Разгром немецко-фашистских войск под Москвой" Леонида Варламова и Ильи Копалина, вышедшая на советские экраны к 23 февраля 1942 года.


В США она вышла под названием "Moscow Strikes Back", получила несколько премий, а в 1943 году стала одной из четырех документальных лент, получивших награду Академии (в том году прошла 15-я церемония награждения, а документальным фильмам награды давали впервые).

Вместе с российским документальным фильмом награды получили австралийская лента Kokoda Front Line!, и американские пропагандистские фильмы Prelude to War и Battle of Midway.

Большое впечатление на американцев, начиная с самого президента Рузвельта, произвела и художественная кинокартина Марка Донского (по сценарию Ванды Василевской) "Радуга", показанная в США в 1944 году, в котором рассказывалось о зверствах фашистов и о партизанской борьбе.

В Голливуде же в годы войны было снято несколько кинофильмов о России. Впервые после Октябрьской революции Россию рисовали с положительной стороны.

"Песня о России" (Song of Russia) (1944, Э.А. Иванян дает 1943), снятый выходцем из России Грегори Ратовым. Сюжет об американском дирижере Роберте Мередите, приехавшем в предвоенный Советский Союз и влюбившегося в русскую пианистку Надю Степанову; вместе они едут к ней в деревню, тут начинается война, но народ объединяется, чтобы дать отпор врагу. Фильм был показан в СССР (одно из первых произведений Голливуда), несмотря на то, что в нем снялось много русских эмигрантов, от Михаила Чехова до Владимира Соколова, Льва Мостового, Зои Карабановой и других. В роли Мередита снимался Роберт Тейлор, прославившийся уже фильмом "Мост Ватерлоо" в роли Нади Степановой - Сюзан Петерс.



Роберт Тейлор Сюзан Петерс
Тейлор, говорят, не хотел сниматься в таком "прокоммунистическом" фильме, и лишь контракт с MGM Studio заставил его принять участие в проекте.

В том же 1944 году американским режиссером Льюисом Майлстоуном (тоже выходцем из России) был снят фильм "Северная звезда" (North Star). "Северная звезда" - это название колхоза, счастливую жизнь украинских крестьян в котором нарушает нападение Германии. В оккупированной деревне немецкий врач использует местных детей как источник для переливания крови раненым фашистским солдатам, причем некоторые дети умирают. Ушедшие в партизаны колхозники узнают об этом, и кавалерийской атакой освобождают детей, а русский доктор Павел Курин убивает немецкого.


Энн Бакстер в роли Марины Павловой



Уолтер Хастон, (русский врач Курин) Дейна Эндрюс (Коля Смирнов),

В том же 1943 году (хронологически раньше, чем "Северная звезда" и "Песня о России") был снят и фильм "Миссия в Москву" (Mission to Moscow), сценарий которого основывался на книге американского посла Джозефа Дэвиса и в котором, фактически, были разыграны сцены из его мемуаров о недавней работе в СССР.


Кадр из фильма: Посол Дэвис на приеме у Сталина



Кадр из фильма: жертвы московских процессов. В фильме они показаны как "пятая колонна", работавшая на Германию и ЯпониюДэвиса сыграл тот же самый Уолтер Хастон. Молотова играл Джин Локхарт, а Литвинова - Оскар Хомолка.



Джин Локхарт Оскар Хомолка
Э.А.Иванян пишет, что "этот фильм был для своего времени несомненно одним из наиболее объективных рассказов о Советском Союзе информировавших американцев об уровне развития советской экономики, о стремлении советского народа к миру" (Иванян Э.А. Когда говорят музы. М., 2007. С.233). Сам Франклин Рузвельт одобрил это кино. Но уже тогда у (немногих) знакомых с жизнью СССР наблюдателей возникли сомнения (особенно в части изображения московских процессов).

После войны эти три фильма стали мишенью для развернувшейся в США антикоммунистической кампании. В 1947 году создатели фильмов вынуждены были давать показания перед комиссией Палаты Представителей США по расследованию анти-американской деятельности.

Роберт Тейлор выступил перед комиссией, поддержав "обвинение" авторов кинокартин в про-коммунистических симпатиях. Сам он к этому времени сдружился с командиром Энолы Гэй полковником Тиббетсом, сбросившим атомную бомбу на Хиросиму (он сыграл Тиббетса в кино, а потом выяснил, что у них и в самом деле общие интересы и схожие убеждения).

Джек Уорнер (один из братьев, которым принадлежала киностудия, на которой была снята "Миссия в Москву") оправдывался перед комиссией конгресса прямым давлением посла Дэвиса и президента Рузвельта. Он объяснял, что кино было снято для оказания стране помощи в военных усилиях, а не для потомства. (The picture was made only to help a desperate war effort and not for posterity)

Известная интеллектуалка (родившаяся в России) Эйн Рэнд выступала перед комиссией как эксперт по Советскому Союзу и объясняла, в чем состоит приукрашивание коммунизма в фильме "Песня о России".

Британский историк Роберт Конквест пояснял, почему считает, что картина "Северная звезда" скрывает правду о колхозах.

Голливуд, в котором со времени основания большую роль играли выходцы из России, оказался в эпицентре атак борьбы со "внутренним врагом", начиная с 1947 года - и далее, на протяжении всех лет маккартизма. Три фильма времен Второй мировой все время вспоминались как очевидное доказательство коммунистического проникновение на американские киностудии.

В 1957 году фильм "Северная звезда" был снова показан на американских экранах - на этот раз под названием "Танковая атака" (Armored Attack). Кино теперь начиналось с нападения фашистских танков на украинскую деревню, а заканчивался вторжением советских танков в Будапешт в 1956.
Сегодня очевидно, что советская действительность в этих фильмах и правда приукрашивалась. Однако интересно, что многочисленные фильмы, где образ Советского Союза демонизировался, никогда не становились предметом специального внимания государства. То есть, рисование образа враждебного Другого считается нормой, а дружественного - отклонением. "Перебдеть лучше, чем недобдеть"? или тут есть какие-то более глубокие объяснения?

пятая колонна, российско-американские отношения, язык, субботнее, государство, Голливуд

Previous post Next post
Up