В 1842 году в Соединённые Штаты был направлен преподаватель Института инженеров путей сообщения И.Ф. Буттац для закупки паровых экскаваторов для начинавшегося строительства. (Буттац был известен участием в реконструкции Аничкова моста в 1841 году, а также еще и тем, что первым наладил в России производство асфальта).
Буттац выполнил задание - два паровых экскаватора Отиса работали на выборке грунта при строительстве Петербурго-Московской железной дороги.
Жизнь самого изобретателя экскаватора оказалась короткой. Уильям Отис получил патент на свое изобретение в феврале 1839 года, а в ноябре того же года умер в возрасте 26 лет. Кстати, прототип экскаватора Отису помог построить Джозеф Гаррисон, который в 1842 году возглавил Александровский завод под Петербургом, который начал производство паровозов и вагонов для новой железной дороги. Русская Википедия
путает Уильяма Отиса с его двоюродным братом Элайшей Отисом, более удачливым изобретателем тормозов для лифта и основателем крупнейшей компании по производству лифтов и эскалаторов.
Кстати, некрасовское описание стройки по меньшей мере неточно: не то, чтобы вот такого не было:
Не разогнул свою спину горбатую
Он и теперь еще: тупо молчит
И механически ржавой лопатою
Мерзлую землю долбит!
Очевидно, что экскаваторы не делали всю работу. Но вот немцев от американцев отличить можно было?
Слушай, мой милый: труды роковые
Кончены - немец уж рельсы кладет.
Хотя, как нас учили, в России все, кто не русские - немцы...
Правда, в отличие от самих паровозов и пароходов, паровые экскаваторы в России не прижились. Ручной труд оказался дешевле.