ДНЕВНИК ОДНОЙ СТРАСТИ (записки экс-депешиста) часть вторая

Nov 24, 2013 12:58

Многие отмечают: один из главных мотивов в творчестве Мартина - тема смерти, «память смертная». Да, Мартин часто трепещет о смертном часе, но если мы рассмотрим этот трепет повнимательнее, то и здесь увидим ту же «горизонтальную ориентацию».Возьмем для примера «Муху на лобовом стекле». Очень яркий образ смерти: сразу вспоминается и Повелитель мух (Веельзевул -князь бесовский), и копошенье мух в червивом трупе, и скорость лошадиных сил в автомобиле как скорость человеческой жизни; а впереди - лобовое стекло; и муха на нем - смерть. О чем напоминает муха Мартину? «Мы можем быть разлучены (с тобой) уже этой ночью». Вот те раз! Рядом появляется очередной персонаж - любимая девушка Мартина; последний остро чувствует, что смерть неизбежна и что она способна разрушить его земное блудное счастье… Что же? Понимает ли Мартин суету сует, обращается ли к трансцендентному Богу? Увы, напротив: почувствовав неизбежность разлуки, он хватается всей душой за преходящее и молит девушку: «дотронься до меня, поцелуй меня  СЕЙЧАС ЖЕ!» Пока я еще живой!..
Но хохочет Алановский демон, и смерть неумолимо все же заберет нехотящего умирать Мартина. Что же ждет его после смерти?.. Этого уже сказать мы не можем: пока он жив - Господь стучится все еще в дверь его сердца (слышишь, КАК оно стучит?), теоретически покаяться он еще может… Но композиция из «Черного Праздника» увековечила уже этот постыдный образ умирающего блудника.
Помню, когда в очередной раз было у меня сильное суицидное состояние, попыталась я обрести спасение через эту вещь; но в результате депрессия только усугубилась, и я стала резать вену лезвием. Спас меня тогда только Господь: Он на какое-то мгновение дал мне увидеть раздвоенность какую-то подозрительную в моих мыслях, и я тогда убедилась на опыте в том, что идет внушение СОВНЕ: это НЕ Я хочу смерти себе, а КТО-ТО враждебный мне… (впоследствии оказалось, что у этого суицидального демона есть даже имя… Хорошо, что имени его я не знаю… Не он ли хохочет под Алановским управлением - не муха же?)))
+++
Недовольство Мартина существованием смерти и страдания приводит к рассуждению почти набоковскому: «этот мир сделан плохо, нужно нам его переделать! «Давайте, - говорит Мартин, - все мальчики и девочки изрежут карту мира и сложат ее иначе, пусть переделают мирозданье с вершины до бездны - все полностью!» И что тогда? And then? «Тогда я или поверю (в Бога?), - заявляет неудачливый революционер, - или буду думать, что хуже некуда уже». Зачем ради какой-то неопределенной и странной  цели переделывать мир? Зачем обвинять творение Божие в несовершенстве, если причина несовершенства заключается в грехопадении как Адама, так и в твоем?.. Но хотя в Мартине иногда и появляется некоторое угрызение совести (Shame), оно гасится многократным самооправданием (Walking in my shoes, Condemnation и т. п.). Возможно, именно из-за гордого самооправдания никак не удается Мартину найти свой истинный путь к Богу…
+++
Когда-то давно я очень много размышляла над фразой Мартина: «Я должен верить в то, что грех делает человека лучше» (One caress). Под именем греха, видимо, разумелся грех блудный (судя по контексту). Но какое добро может быть в грехе?.. Если бы грехопадение рождало потом раскаяние и смирение, то в некотором смысле какой-то добрый момент присутствовал бы; но, как мы видим, Мартин блуд как будто наоборот превозносит; это видно по многим его произведениям; к примеру, еще более конкретная фраза о блуде: «хотя это и не любовь, но что-то оно все-равно значит» (1986). Если еще обратить внимание на представление Мартина о любви Высшей (High love), найдем интересную фразу №3: «двигайся, моя душа в огне». Если я не ошибаюсь, при таком огненном переходе от обычного блуда к любви внеземной есть огромная опасность прелести, характерной для католицизма: здесь кровь разгорячается, человек впадает в экстаз и чувствует себя поглощенным «Божественной любовью» и святым; а православные мистики считают это состояние тем же блудом, только более тонким, духовным. Это просто физическая игра крови, как писал об этом святитель Игнатий (Брянчанинов).
Следует еще разобраться с фразой в песенке про Иуду: «самая узкая тропинка - всегда самая святая». Помысл говорит мне, что в этой песенке есть какая-то доля духовности, поэтому эта вещь вполне может быть отправной точкой для желающего уверовать депешиста…. НО: неясно, от чьего же имени это все поется? Если бы от лица Спасителя, то странно выглядит сравнение предающих Иуд с сомневающимися Фомами: как известно, Фома сомневался не от ненависти и гордости, он сильно Спасителя любил и просто желал увериться в своем счастье - потому и был Спасителем разрешен от своих сомнений и неверий; поступок же Иуды совсем иного характера, он был частично основан на страсти сребролюбия (см. Евангелие от Иоанна) - и Сам Спаситель не мог бы их так сравнивать, как это было в Judas. Вывод можно было бы сделать такой: попытка написать текст от лица Христа была, но она не удалась. Если еще обратить внимание на тот имидж, который Дейв тогда себе воспринял (образ Спасителя), то получается толкование такое: «потерпи немножко - и Дейв даст тебе любовь свою»))) Получается жутковато, но именно так я это психологически воспринимала в свои 13 лет.
Известный «Персональный Иисус» ассоциируется с «персональным компьютером», то есть с вещью и товаром. Вся композиция - как рекламный ролик; при лозунге «reach out and touch faith!» слушатель улыбнется только и отвратится от всякой веры так же, как отвращается от всякой навязчиво рекламируемой вещи (качество рекламы не требует).
Наиболее христианская вещь, на мой взгляд, - Mercy in you. Очевидно, Мартин пережил-таки некоторый духовный опыт Встречи с Богом. Ощутил он на себе милость Божию и воспевает: «хотел бы я падать вновь и вновь, лишь бы снова и снова чувствовать Твою милость!..» Но что на подобные мысли отвечает апостол Павел? «Неужели пребудем во грехе, да благодать (милость) преумножится? Да не будет!!! Если умерли мы греху, как же снова ему оживем?..» А Мартин еще не смог умереть греху, так что, как видим, эти его слова помимо благодарности содержат в себе все то же самооправдание.
+++
Рассмотрев высшие (в духовном плане) творения Мартина (по понятным причинам последние три альбома не проанализированы), о всем прочем не хочется уже и говорить.
Самое ужасное в том, что в сочетании с мелодией все эти тексты, в том числе и прямо богохульные, приобретают еще больше убедительности и навязчивости, воспитывая поучающегося в них человека в кривом религиозном направлении.
Можно, помимо блудной, найти еще несколько страстей, культивируемых в Depeche mode: это и печаль, и уныние, и гордыня… Бывает, твое состояние совпадает с состоянием, изображенным в какой-либо композиции музыкальной, и поэтому ты чувствуешь какую-то солидарность с ДМ и утешаешься этим; а потом выйдешь (к примеру) из печали, а песенка вдруг вспоминается и снова погружает тебя в печаль как бы уже насильно. хочешь отбиться как-то, выкарабкаться -а э-а (к примеру) Sometimes тебя - бух! - в то же болото!.. Так и плюхаешься ты в печали и блуде всю жизнь, пока не перестанешь быть депешистом и не займешь своей памяти чем-нибудь духовным, добрым и церковным.
+++
Прошу прощения за фрагментарность мыслей. Под рукой нет ни одного текста ДМ, все пишу только по памяти.
+++
Удивительно, однако же благодаря депешам многие люди пришли к Богу. Для начала пути депеша могут стать «костылем», однако, если вскоре этот костыль станет ненужным, то будет уже только мешать дальнейшему продвижению. Для многих еще большим «костылем» послужил своими книгами Достоевский, но это не значит, что читать его нужно всю жизнь, когда-то необходимы станут писания святых отцов… Так и здесь.
Перед монастырем я дозволяла себе слушать только одну песню (группы «Опиум», они тож «из наших»):
«Да, я иду туда, где нет ни цепей, ни мрака.
Там только суть моя, и с ней я свободным стану от себя…»
Вот сущая истина, вот путь самоотречения, без которого никто не сможет стать учеником Христа!.. Не секрет, что даже самый глубокий депешизм не способен стать сутью человека; сущность, сердцевина каждого человека - это образ Божий, и он никогда не повреждается никакою страстью; именно благодаря этому возможно покаяние для каждого человека. Нужно лишь разрушить ту стену из грехов и страстей, которая не позволяет нам прийти к сути своей - а, значит, и к Богу…
Знаменателен фильм «Стена» Пинк Флойдовский. Роджер Уотерс остро прочувствовал всю проблему разделения человека с Богом - и, как резльтат, человека с человеком. Много различных кирпичей в этой стене, и Роджер копается в этих кирпичах, как-то пытается удалить их (например, выбрасывает телевизор. По которому показывают «60 каналов дерьма на выбор») и избавиться от мучительной изоляции (а значит и от мучений совести). Но, как мы помним, даже если из всех сил бежит человек, он лишь будет стоять на одном месте; нужна помощь Всевышнего, как и пророк сказал: «Богом моим прейду стену!!!» В конце the wall звучит огромный взрыв - стена разрушена… это образ покаяния, оно подобно взрыву меняет полностью направление жизни человека.
+++
Нельзя не упомянуть об одной из сильнейших диавольских хитростей. Враг нашего спасения не всегда имеет успех, действуя только через помыслы и воспоминания. Но когда человек спит, демон способен сотворить с ним во сне все что угодно; через сновидения враг способен человека прямо-таки раздавить.
Когда-то в миру мне постоянно снилось, как я курю, причем со всеми ощущениями. Когда в действительности закурила, все показываемые демоном ощущения оказались верными на 100%, это меня даже несколько удивило.
На данный момент (2012) враг всячески долбит меня на тему Нового Альбома ДМ: знает, зараза, что новая доза может стать смертельной в духовном плане… Сначала несколько лет (с 2004го) мне каждую ночь снилось, как я ищу по киоскам и магазинам новый диск. Относительно недавно я все же разузнала о существовании ДВУХ (а ныне уже и трех))) Новых Доз. Тогда враг стал долго думать, почему же я этим не победилась (некоторое время, пока думал, в душе и снах было затишье). Теперь же понемногу начинает демон в снах же давать кое-что и послушать из «новых доз», и клипы посмотреть (знаменательно, что в это время естественная летняя атмосфера моих сновидений переделывается на ночную, депешистскую). Когда просыпаюсь под впечатлением и в глубоком трансе, помыслы начинают говорить: «Помнишь, как сбылось пророчество о курении? Так же точно сбудется и это: только лишь купи диск и сравни!»
Эта брань еще не окончена и не знаю, как избавиться от нее, если не поможет Господь. Правда, замечала многократно, что даже если не удастся тебе в тот день ни одну молитву сотворить к Богу и перебить это состояние души, пусть так, но: в твоих силах ТЕРПЕТЬ это насилие над тобою, терпеть вплоть до следующей ночи, ведь, как замечено на опыте, на лом есть другой лом: и сном другим можно перебить действие этого.
В идеале должно быть так налажено, чтобы перебивать сон сразу при пробуждении; ведь все течение дня зависит от твоего «первомыслия» - его необходимо приносить в жертву Богу, а не врагу… Господи, помоги!...
+++
Весь Депеш - полностью НОЧНОЙ.
Пусть иногда ночь и со светом, но это - электрический свет, ненастоящий… Для меня были открытием (в свое время) Early morning A-HA и Lessy come home (Альфавиль): через них ночь в душе естественно переходит в утро.
Мартин четко обосновал свою любовь к ночи тем, что она «спасает нас от жестокой реальности» (Waiting for the night; перевод мой примерно такой: «Когда же снизойдет к нам ночь? \ Поверь, что сможет она нам помочь: \ Когда вокруг тьма, \ Мы скрыты от Зла \ Реальности»). Действительно жестоким для души самооправдывающегося  человека является Свет Истинный, при котором невозможно не увидеть все свои грехи в их истинном виде.
УТРО необходимо для покаяния.
А когда уже будешь постепенно воцерковляться, советую послушать http://www.optina.ru/audio/old/chestneysh.mp3 - не знаю чем, но душе моей экс-депешистской это песнопение доставило немалое удовольствие. Очень похоже на ДМ знаменное пение, на котором основано все пение церковное. Похожа «Милость мира» Трубачева. А дальше уже будет легче принять и остальное: душе нужна постепенность перехода, чтобы не отвратить ее непривычной жизнью от Церкви. Недавно я заметила, что и знаменное пение меня уже не так привлекает: легче всего молиться, когда служба совершается вовсе без пения (т. н. вычитка); такую службу можно даже при знании Устава и самому при надобности вычитывать - и это очень помогает человеку молиться внимательно и от всего сердца своему Личному Богу.
+++
Из жития святого Нифонта Кипрского:
«… потом встретили музыканта, который шел и играл. Блаженный (Нифонт) увидал, как один эфиоп связывает всех одной веревкой и тащит за музыкантом; и все они пошли с пляской за ним; много народу пристало к ним и пошли дальше, - и плясали. И пели срамные песни: ибо бесы тащили их, зацепивши за сердце. Один же богатый человек, смотревший из своего дома, дал музыканту медную монету, чтоб поплясали перед ним. (Похоже на ситуацию, когда депешист покупает билет на концерт ДМ, чтобы Дейв поплясал пред ним там своим знаменитым танцем))) Когда музыкант положил монету в свой карман, то бесы взяли ее и послали в ад к отцу своему сатане и сказали ему:
- Радуйся, отец наш! Это Алазион, князь наш, прислал тебе жертву, которую принесли наши враги-христиане, дав медных денег за игры.
Взяв ее, сатана обрадовался и сказал:
- Старайтесь, дети, чтобы росла наша жертва, и побеждайте христиан.
И потом опять возвратил монету в карман музыканту».
Невольно вспоминается фраза из фильма 101: «Ого! Хотел бы я быть их бухгалтером!!!»
+++
Встретилась мне в монастыре одна душа, которая хоть и симпатизировала когда-то депешам, смогла однако ж безболезненно все это оставить. Еще и удивлялась мне: «да ведь они изо всех групп самые-самые сатанисты; один только мрак! Все это - просто шоу-бизнесс, с которым я знакома и сама лично!»
+++
Святая Мария Египетская претерпела и эту брань: «… иногда у меня являлось очень смущавшее меня  желание петь блудные песни, к которым я привыкла. Тогда я проливала слезы, била себя в грудь и вспоминала обеты, данные мною при удалении в пустыню. Тогда я мысленно становилась перед иконою Поручительницы моей, Пречистой Богородицы, и с плачем умоляла отогнать от меня мысли, смущавшие мою душу. Долго я так плакала, крепко ударяя себя в грудь, и наконец как бы свет разливался вокруг меня, и я успокаивалась от волнений».
+++
Несколько слов профессору Московской консерватории Медушевскому (из сборника «Слово современнику»):
«…Бетховен о своем скрипичном концерте говорил, что каждая нота в нем продиктована Всевышним. и Бах всякое свое сочинение предварял надписью: "Иисусе, помоги» и заканчивал: «Единому Богу слава». Глинка исповедовался святителю Игнатию Брянчанинову примерно в таких словах: «моя душа всю жизнь искала чего-то необыкновенно прекрасного, но только теперь понимаю, насколько далек я от сего, потому что имя этому прекрасному есть Бог». Престарелый Гайдн во время исполнения его оратории «Творение мира» после того, как бурные овации зала прервали исполнение и все глаза устремились на композитора, воздев руки к небу, произнес: «Вот откуда льется свет»…»
Причина нужды в музыке: «…просветление мотивационной сферы…(…)…Важно знать: в мире есть красота, есть нечто высшее тебя и твоих мелочных интересов, есть то, что окрыляет и дает смысл жизни. Все это мы и называем: красота, чистота, окрыленность, только в отличие от жизни в Церкви - с не доведенными до конца усилиями».
«…в храме действует обоживающая благодать, в светской музыке - благодать призывающая: (…) на краткий миг приоткрывает она неизреченность Божией красоты и любви, но тут же как бы отступает, ждет ответа сердца… Если же сердце ожесточено, то не бросается стремительно ко Христу, а топчется на месте, прислушивается, ждет все новых касаний призывающей благодати; ему начинает нравиться это промежуточное положение…»
«…Светская музыка отблеском Божией красоты возбуждает духовную жажду, будучи не в силах ее удовлетворить…»
«…в светском искусстве в момент слушания преобладает то, что называют «эстетическим наслаждением». - купание в радости. Услаждение слышанием даже Божественной речи Господь сравнивает с домом, построенном на песке. Сладость не исключается. Но ее одной мало.»
«…молитвенность в музыке питается отсветами реальной молитвы…»
О Лунной Сонате Бетховена, драгоценной для депешистских сердец: «…начальные звуки являют собой псалмодию… А через прозрачную чистоту квинтового звука gis мы входим в тайны Царства Небесного…» Попытаюсь перевести: начальные звуки - наша скорбная молитва к Богу, а звук gis - ответ Бога на нашу молитву. Это предположение поможет нам подобнфм образом рассмотреть композицию Stjarna: здесь тоже есть некое противопоставление двух тем, но они ведутся уже как будто от одного лица; вероятно, они и их борьба между собой изображают борьбу в душе Мартина между надеждой и отчаянием, между верой и неверием…
«…в искусстве постмодернизма (в последние десятилетия ХХ века) стала модной тихая музыка, отказывающаяся от принципа развития, но погружающая нас в одно состояние… (…)… В музыке выражение медитации является минимализм, основанный на избыточном повторении. Внешне он может напомиать молитву. Но самая тихая молитва пламенеет духом, а минимализм часто погружает слушателя в некое духовное оцепенение… Что скрывается за состоянием транса? Ныне культура вступила в период оккультно-мистического гуманизма, характеризующийся заигрыванием с бесовской нечистью. Эта опасность подстерегает нас и в музыке, в ее мнимой таинственности, в звуковых «барабашках». Если в молитве мы стремимся к очищению и чистоте, уповая на Божию силу и любовь, то в медитации ищут не исправления, а особых состояний, от чего решительно предостерегали святые отцы, как от пути в прелесть. Позади стремления к подобного рода «духовным состояниям» стоит любовь к себе, утверждение своей самости, погружение в свою самодостаточность, пленение самомнением…»
«… жажда удаленности в светской музыке: желание спрятаться от Бога, подобно согрешившему Адаму; в логическом и историческом пределе - скатиться в осатанение; первые симптомы - в ощущении паритетности, мнимого равенства двух ветвей духовной жизни, церковной и светской, а далее - расцерковление и деградация последней до рок-культуры. Тенденция к автономизации тварной красоты, примешивание к ней страстей и плотолюбия. От ослабления плиромности рождается драматизм, трагизм и прочие обособленные способы жизнеощущения. Музыка существует в мириадах обособленных произведений; отсюда эстетические критерии стройности, устойчивой самозамкнутости, самостоятельной красоты формы. Человек представляет Бога (ср.: …I expect to find Him luffing…) и мир. В виртуальном пространстве мечты преграда (прим.: The Wall of Pink Floyd) меж человеком и Богом не тает, расстояние не сокращается. Из преграды творится экран сознания, на него проецируются образы представлений с выражением сопутствующих чувств. Сознание стало невыключаемым телевизором (на экране - порождения спрятавшегося от Бога «подсознания»). Эстетика откровенничает о познании в «художественных образах», к тому же «условных»: дверь в «беспредел»»
«…Творцов-программистов пост-модернистской виртуальной реальности, в свою очередь, программируют бесы… Виртуальный кошмар устремляет в кошмар геенский.»
Все это сказано было, однако, о музыке серьезной; автор противопоставляет ее музыке эстрадной. Эстрадную музыку он называет антидуховной принципиально. Даже страшно становится: «…Попытки оправдать, возвысить поп- и рок-культуру и побрататься с ней - НАИВНЫ и опасны, как опасны и безумны надежды на расцвет христианства под крылом антихриста».
«…минимализм двулик, его корни - в молитве и заклинании (speak&spell)… В заклинании человек не хочет меняться, а менять все вокруг (... from the top to the botton…Things must change…), чтоб все было по щучьему, т. е. дьявольскому велению и моему хотению… Дьявол прикидывается слугой участников магических действ, предвкушая пир человекомучительства… Показательно, что в ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ минимализм был оседлан рок-музыкой, воздвигнутой сатаной».
+++
Если изобразить процесс избавления от страсти, рисунок будет примерно такой:
!!!!! !!!  !!  !       !            !.....
Сначала все дни твои обозначены одним черным пятном: слушаешь музыку, не отрываясь, а если кто попытается оторвать тебя - становится врагом №1. Далее изредка начинаются «просветление» в полосе жизни: теперь sometimes можешь проводить некоторые дни без ДМ, заменяя его постепенно чем-то другим. По дальнейшему развитию этой тенденции - если только ты твердо намерен бороться за свою духовную свободу - «белых» дней становится все больше, а «черные» превращаются в sometimes. Доходит дело и до того, что ты уже начинаешь чувствовать свою свободу и даже становишься уверенным в ней; но, как мы видим, хотя «белый день» превращается во всегдашний, тонкие штрихи черного цвета через воспоминания и сны неожиданно перчеркивают твою надежду - и тут же исчезают… Так идет постепенное возрастание, но не возносись: кто знает, не придется ли терпеть эти нежданные черные полосы до конца жизни?.. Главное - старайся не отступать в любом случае и не превращай эту схему в штрих-код)))
+++
Hal Ziegler (1950-60гг): «…я понял, что эта музыка (рон-н-ролл) проникает в молодежь потому, что ее ритм совпадает с ритмом  в их организме. Я знал, что никто и ничто не сможет вышибить эту музыку из них… Они будут носить ее всю свою жизнь» (‘Life’ magazine от 28 июня 1968 г). Depeche mode соответствуют по ритму рок-«медлякам», т. е. тем композициям, которые вызывают острую меланхолию. К счастью, «буйных» внушений или агрессивных ДМ в себе не содержат. Но и то, что есть, вышибить нельзя…
Психолог Джон Кеппес: «люди очень восприимчивы ко всему сказанному в песне… Каждый раз, когда сознание перегружено (прим.: а в Депеше я это уже отмечала))), люди будут воспринимать все, что внушается им в это время, потому что утратили самозащиту… Музыке свойственно ослаблять мышление и создавать настроение. И тогда внешние впечатления легко ассимилируются».
Одна из особенностей Депешей - отсутствие традиционных для рока барабанов, ударника в группе нет вообще. Это заменяется вполне электроритмами. Примечательно, что ритмы «держат» сердце… как мы заметили, сам ритм в ДМ замедлен и соответствует спокойному биению сердца. Но тем, что сам ритмизующий звук отличен от обычного барабанного. Влияние на сердце идет уже иное, чем в роке, оно более психоделическое. И каждая отдельная композиция имеет свое специфическое влияние, свой оттенок чувства… (В I want you now ритм создается прямыми звуками полового общения, и это соответствует замыслу произведения, пропагандирующего блуд). Это соответствует и Мартиновскому духу, т. к. Мартин - это «гурман» всяческих ощущений, но не духовных, а «горизонтальных» (вероятно, это главная причина его былых экспериментов с имиджем «голубого»). Проблема в том, что в некоторых вещах (особенно в инструменталках) ощущение бывает похоже на духовное (я в растерянности от Obercorn: такая вещь!... Уууух!..), эти вещи «застревают» дольше всех в душе депешиста, и враг способен, благодаря этому, не отпускать душу всю жизнь…
… остается только просить милости у Господа…
Говорят, что с тех пор как ты первый раз попробовал наркотик, демонический мир открылся для тебя навсегда. Так случилось и с ДМ. И с тобой: ведь музыка их - это тоже наркотик (с психиатрической точки зрения, зависимость ЛЮБАЯ связана с физиологическим явлением выработки вещества эндорфина в мозгу; один раз «покайфовал»- мозг уже начинает зависеть от эндорфина и требует новых доз возбудителя… Эксайтера)))
Мне всегда нравилось житие священномученика Киприана, именно в нем есть надежда для депешиста (только для бывшего!): возможно и от открытого демонообщения обратиться к свету!.. J
Следует понять. Что из одного источника не течет одновременно и сладкая, и горькая вода; мы уже увидели, что горечи в ДМ предостаточно; так что же нужно нам, как не то, чтобы «отсечь свою правую руку» и пожертвовать любимой музыкой ради спасения?..





depeche mode, религия

Previous post Next post
Up