Посмотрев
запись про шальвар-камиз в ленте, вспомнила, что давно собиралась написать про другой экзотический наряд, по которому я до сих пор вздыхаю, алкая.
До восемнадцатого века женщины во Вьетнаме предпочитали юбки. Перемены вызвал приказ правителя южной части Вьетнама, жившего в городе Хюэ, всем придворным - мужчинам и женщинам - носить штаны и тунику, застегивающуюся впереди на длинный ряд пуговиц, чтобы отличаться от двора правителя северной части Вьетнама в Ханое. С этого момента отсчитывают историю Áo Dài («длинный наряд») - традиционного вьетнамского платья.
Традиционный материал этого платья-туники - шелк, традиционный крой - четыре панели, сшитые четырьмя швами: по бокам, впереди и сзади. Благодаря влиянию китайской культуры во Вьетнаме обнаженное тело не приветствовалось, и туника доходила, как минимум, до щиколоток, имела длинные рукава и стоячий воротничок, закрывавший шею.
Только богатые люди могли позволить себе большое количество дорогой ткани. Дабы продемонстрировать достаток, панели туники делали широкими, и в девятнадцатом веке к четырем панелям добавили пятую внутреннюю, скрытую под двумя передними панелями. По той же причине, несмотря на тропическую жару, в моду постепенно вошли платья, имевшие от трех до пяти слоев. Такой наряд был свободным и скрывал фигуру, а называли его Áo Mệnh Phủ («наряд знатных женщин»). Поверх многослойного плятья обычно одевалась богато украшенная декоративная накидка в пол, напоминающая не то плащ, не то халат.
В двадцатых-тридцатых годах XX века платье Áo Dài пережило культурное возрождение. Коктейль из популярной во Вьетнаме парижской моды (Вьетнам в то время был французской колонией) и националистических настроений, витавших в воздухе, побудил вьетнамских художников обновить его крой: теперь это приталенный, льстящий женской фигуре наряд с двумя высокими боковыми разрезами. Вьетнамские красавицы быстро оценили преимущества национальной одежды - вскоре в ней на публике стали появляться знаменитые модели, актрисы и даже первые леди. Панели постепенно стали уже, разрезы - выше (сегодня они могут доходить и до груди, эротично открывая кусочек обнаженного тела выше пояса), рукава стали декоративным элементом, позволяющим множество вариантов (короткие или длинные, расклешенные или из обтягивающего кружева, а то и вообще без рукавов), и даже стоячий воротничок стал время от времени исчезать, уступая место вырезу. Появились даже платья «мини», доходящие - всего лишь - до колен.
Сегодня Áo Dài можно увидеть во Вьетнаме повсюду: в магазинах, на нарядных женщинах, в качестве формы в авиакомпаниях, ресторанах, отелях и даже школах. Невесты выбирают между западным белым платьем и традиционной вьетнамской туникой. Свадебный цвет - красный, обычно с золотом, однако возможны почти любые вариации. Самый простой, «ежедневный» цвет - белый, что кажется оправданным во вьетнамской жаре. Мужская версия называется Áo Gấm, носится намного свободнее и шьется из более плотных тканей.
Главное, впрочем, не цвет, а качество ткани и отделки. Дорогой шелк - очень гладкий, нежный на ощупь, легко струится и прекрасно дышит в жару, независимо от плотности. Его расписывают вручную или вышивают по нему - опять же, вручную - изысканной гладью. Все это может быть удивительно красиво. За несколько недель во Вьетнаме наряд Áo Dài меня настолько очаровал, что я надумала сшить такой и себе. Родина наряда, город Хюэ, до сих пор славится шелком и портными, и путеводители наперебой убеждают, что именно здесь можно заказать роскошное платье за скромную цену.
На практике все оказалось несколько иначе. Я долго рассматривала отрезы шелка, расстеленные на каждом углу, в каждой лавке в Хюэ. Большинство из них были синтетическими или полусинтетическими заменителями и страдали кричащей безвкусицей, щедро приправленной люрексом, бисером и штампованными «народными» узорами. Как только я выбирала нежный, воздушый материал с тонкой росписью или деликатной вышивкой, где-то в глубине рулона обнаруживался ценник с весьма приличной суммой за квадратный метр, а сам рулон оказывался редкой ручной работой.
Фотографии ниже - не мои (источники в конце).
Традиционная белая туника. На Юге ее используют как форму во многих школах.
Свадебный наряды нередко включают роскошную накидку-плащ и традиционный головной убор. Пурпур с золотом - самая популярная расцветка,
Еще один популярный "свадебный" цвет - темно-синий.
Попадаются свадебные наряды и в другой гамме.
Несколько современных туник "на каждый день".
Дизайнерские вариации на тему традиционных нарядов.
Многослойное платье Áo Dài.
"Наряд знатной женщины" с накидкой-плащом.
Image credits:
http://www.aodaivinh.com/http://www.bbc.co.uk/worldservice/
http://pinterest.com/alexaspinboard/women-of-the-world/http://pinterest.com/nlam73/beauty/http://www.flickr.com/photos/nhoem1001giay/with/5791990075/http://www.lookatvietnam.com