elenalev рассуждая о победе, вере и правде пишет замечательное:
«Разумеется, это [факт предательства] не означает ненависти к предателям. Они просто перестают существовать. Их нет в книге Живых...»
Проповедь, и пропаганда во многом схожи. Иногда даже можно услышать, что апостолы пропагандировали, а большевики проповедовали. И замена привычного выражения на другое в таких случаях не более, чем стиллистика, или просто риторический прием. Но мы сейчас не о риторике, и не о названиях.
Проповедь и пропаганда - вещи противоположные
Проповедь не только ищет уважения к человеку, но она вообще своего не ищет (с). Пропаганда же, непременно ищет своего, и без ярлыка работать не может. Проповедь ищет, как выручить даже самого убогого. Проповедь не только даже за самыми последними признает право на существование, но и помнит, что многие последние станут первыми, а первые последними (Матф.19:30). А пропаганда ищет не, как выручить, но - как вывести за рамки сознания всё неудобное, неоднозначное, и непростое, а желаемое - укрупнить, величить, усилить. Последнее и называется в пропаганде «доказать».
Проповедь обогащает. Пропаганда обедняет.
Проповедь не обращают на решение дел сиюминутных: «Кто поставил Меня судить или делить вас вас?» (Лук.12:14), - отвечает Христос человеку, который недоволен тем, как распорядился имуществом его старший брат. И кстати, можно думать, что тот всё вполне законно решил.
Проповедь не занимается пустым и отвлеченным: «Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, - как поверите, если буду говорить вам о небесном?» (Иоан.3:12), и даже шире: «Не поминай напрасно!» (Исх.20:7).
Проповедь
Цель проповеди - выручить. Но выручить через приоткрытие своего дорогого. Того что тебе близко - такое может быть обругано. И потому: «Не мечите перел свиньями» (Матф.7:6). Но тут же и «Приимите, ядите!». Проповедь должна быть уместна, и не нарушать свободы человека. Должна учитывать и его обстоятельства, а не только интересы проповедника и условия общения. В некотором смысле эмоциональный посыл в проповеди важнее, чем её вербальное содержание. И, кстати, потому проповедовать можно и детям малым: они различают доброе не через фразу. И даже птичкам, как у того Франциска. Ну или какому медведю. А вот для решения организационных вопросов или построения земного рая проповедь не только бесполезна и неудобна. Но даже хуже, просто опасна: и рая не построишь, и заболтаешь высокие слова.
Пропаганду, напротив, обращают на решение вещей сиюминутных. Скажем, убедить соперника в ценности собственной идеи, или наоборот, в важности его идей разубедить. Иногда, просто организовать необходимое смысловое пространство, или потеснить в нем кого другого. Причина может быть даже привлекательна с житейской точки зрения. Но в пропаганде человек всегда объект работы. Его личность обесценена. Он сам не важен.
Пропаганда
Цель пропаганды - отстоять свою идею и изобличить во лжи чужую. Заботиться о свободе человека и его достоинстве пропаганда не может и не должна. Хотя часто о том и говорит :) Но это уже просто такой ход. В пропаганде посыл не менее важен, чем в проповеди. Её главные инструменты также не вербальны. Но в отличии от проповеди, которая не прячет, в пропаганде всегда есть уловка - или перетасовка фактов, или их опущение с целью перемены мысли и нужного влияния. Под детей пропаганду словом обычно не затачивают: дети не принимают значимых решений. Их вовлекают иначе: через развлечения и игры. Но и опять же, в отличии от обычного обучения непременно с подвохом.
В пропаганде всегда есть элементы обмана. И этим тоже определяется область её употребления. Пропаганда бывает уместна, когда решаются воросы тела. К примеру, физического выживания, как на войне. Но пропаганда импотентна, когда нужно выручить душу. Душа отвечает только за то, что принято ею спокойно и добровольно, без подвохов и с самоуважением. Хотя пропагандой можно и сбить с толку душу, и запутать. И она может даже пострадать. Но именно поэтому и должно быть нечто, что её может выручить. А это и будет проповедь :) а вовсе не контр-пропаганда. Последняя хотя и работает, казалось бы на защиту от вражеского. Но, как и всякая пропаганда, тоже содержит подвох.