Мексиканские хроники...
-Янтарь прекрасный камень для талисмана, - владелец магазина Алам, истинный индеец майя, знает, как начать разговор. Передо мной на полутемном прилавке, подсвеченным неоновым светом, лежат десятки камней, красные и желтые, в оправе и без. На противоположной стене - полки с нефритом, чуть левее - с лунным камнем.
- Эти камни нужны для обрядов и для создания индивидуальных талисманов, - поясняет хозяин. Я нахожусь в Мериде - городе, где большую часть населения составляют индейцы майя, сотнями лет практикующие шаманизм. Владелец лавки - сам сын шамана. Его отец проводит ритуалы этими камнями с прилавка, а потом сын продает их туристам.
Индейские ритуалы нужны не только для поклонения божествам и духам. Они верят, что могут управлять энергией и лечить людей. Индейские представления о человеком теле очень близки к индуистским. Они также, как и йоги, считают, что на теле существуют энергетические узлы - чакры, которые располагаются на лбу, в солнечном сплетении и внизу живота.
"Люди болеют, когда энергия останавливается. Она должна течь по телу. Шаманы могут заставить ее циркулировать вновь, - Алам берет с прилавка три больших красных куска янтаря - Для обряда нужны камни".
Сначала человека вводят в транс, раскачивая из стороны в сторону в полутемной комнате. Потом кладут на циновку и раскладывает на его теле три камня - по камню на каждую энергетическую точку. Шаман делает пассы. Читает напев. Потом надавливает на определенные точки на теле.
"Такому человеку потом нужен талисман - лучше всего красный янтарь, чтобы сбалансировать энергию"
Все еще держа камни в руках, Алам предлагает провести мне со мной обряд. Я отказываюсь…
"Мы совсем не собираемся кого-то убивать или приносить в жертву, - успокаивает меня шаман. - То, что мы делаем - так это помогаем людям". Скорее всего, так и есть, и времена диких жертвоприношений на алтаре отошли прошлое. И больше идолам не подносят еще бьющееся человеческое сердце, вырванное из груди..
***
Обряды и культы - в Мериде это совсем не дань прошлому, как в Мехико-сити. Тут, в маленьких городах и деревнях - это часть реальности. Индейцы майя, как и тысячу лет назад ткут одежду и циновки руками из кактуса, который на их наречии называется "henequen". Поклоняются божествам и проводят таинства. Вот только по воскресеньям заходят в церкви, чтобы поставить свечку какому-нибудь святому или завязать ленточку с желанием на алтаре Девы Марии.
Зато во всех лавках продают фигурку Катарины - белого улыбающегося скелета, украшенного цветами, которую я сначала принимаю за Санту-Муэрту, популярную в Мехико-сити ацтекскую богиню Смерти.
"Нет, Санта-Муэрта - это сатанизм, культ, мистика, а Катарина - легенда", - мне любезно улыбаются местные жители. Но по сути большой разницы в скелетах нет, разве что первая урожденная ацтек, а вторая - майя.
Многие дома в городе, как во всей южной Мексике, выкрашены в ярко желтый цвет - цвет, аккумулирующий энергию. Этого цвета тут носят одежду, в этот цвет красят машину. Ритуалы и приметы тут на каждом шагу.
"Во что вы верите?" - я задаю сакраментальный вопрос на прощание в лавке камней.
"В практику. Правда - только то, что произошло с тобой. В шаманизм нельзя верить или не верить, можно только испытать. Но и не верить вовсе, тоже нельзя, как и в Бога".
(с) ПолеВоли