Глава 21. Усть-Поча. Путешествие на Русский Север

Jan 10, 2025 14:00

Усть-Поча (Устье реки Поча) - окружена со всех сторон водой, она расположилась на вытянутой косе (Щучий Хребет), намытой рекой Поча, впадающей с севера в озеро Свиное (часть Кенозера).

Издавна это место привлекало людей. Первые люди здесь появились ещё в V - IV тыс. до н. э. Позже здесь расселились славяне. Поселение располагалось на оживленном торговом пути из Новгорода в Белое море. Основным занятием было земледелие, скотоводство, охота, рыболовство, домашние промыслы - ткачество, вышивка, резьба по дереву, роспись, были свои кожевенники, бондари, мастера по шитью лодок. В деревне была кузница, целые три водяные мельницы. Дома здесь были большие, 2-х этажные, но в 1932 г. произошёл сильный пожар, в результате которого большая часть деревни выгорела.

В советское время с началом лесозаготовительной компании, привычное течение сельской жизни сильно изменилось. Усть-Поча превратилась в рабочий посёлок, здесь жили сплавщики, лесорубы, охотники.

С 1930-хх по 1990-е гг была организована запань Приозерного сплавучастка - место, где собирался сплавляемый по реке лес. Здесь его сортировали и отправляли по Кенозеру до реки Кена, а дальше по Онеге до самого Белого моря, на деревообрабатывающие комбинаты в Архангельске.



Устье реки Поча



Остатки бывшей запани



Измерение уровня воды



Указатель)

Заготовки на лесопунктах выше по течению реки велись круглый год и прерывались только на период сокодвижения деревьев. Однако и в это время активно велась подготовка к сплаву: ремонтировались катеры, тракторы, покаты.

Сплав начинался по большой воде, это происходило примерно к 1 мая. Сплав был транзитно-­молевой, когда часть пути бревна сплавлялись свободно по реке (молевой), а транзитно - собранные в кошели, они перевозились до следующей речки по озеру. Обычно на сплаве было задействовано до 80 человек. После сплава шли с караванкой, чтобы чистить берега от леса.

Интересно приведённое в книге "Кенозерские деревни" воспоминание сплава леса Валентины Беляевой и её Мамы - Враговой Ольги Яковлевны.
"Каждое лето и весну я наблюдала, как сплавляли лес из Усть-Почи в Першлахту. Сначала были катера "на рюшке", которые ходили на дровах. Каждый катер тянул за собой на толстом тросе кошель с лесом. Кошель - это скреплённые цепями брёвна, внутри него - свободно плавающие брёвна. Окаймляющие брёвна - оплотники используются много раз. Дотянет катер кошель до реки Кены, расцепят оплотник, выпустят брёвна в свободное плавание по реке до моря, а оплотник тянут обратно в Усть-Почу. Катер с кошлём, заходя в Прость (пролив), занимал почти всё пространство от берега до берега. Хорошо, если нет сильного ветра, а то можно посадить кошель на мель, а снять тяжело, долго мучаются рабочие с катера, пока сойдут с мели, оставив на ней кучу брёвен. Постепенно на смену катерам на "рюшке" пришли дизельные, более мощные, но процесс проводки кошелей по озеру не изменился.



Лесозаготовка в Усть-Поче, июль 1976 г.



"Мама говорила: «Дивья теперь лес сплавлять катером-то, а мы, бывало, караванками сплавляли!» «Мама, расскажи о караванке», - прошу я. «Когды я работала в лесу, то кроме топора, лучка (пила) да аншпуга ничего не было. Всё надо было делать через силу, внатуг. Всю зиму заготовлям лес, возим к реке, укладываем в свалки. Придё весна, покуда вода больша, надо успеть сплавить лес до Усть-Почи, а не успеешь - беда, подсудно дело. Все рабочие шли на окатку леса и на сплав. Ну вот, окатали лес в реку, уплыл он в Усть-Почу, а оттуда надо оплавить его до Першлахты. Озеро не река, так брёвна не спустишь! В Усть-Поче перегородка на реке, в ней сделан проход, чтоб брёвна пропускать. Сплавщики сделают большой плот в несколько рядов, на верхнем ряду будут жить те, кто погонит этот плот-караванку. Там же установлен круг - ворот, лошадь будет ходить, трос мотать, тут же наладят и кострище - еду варить. Рядом с караванкой привязывали лодку, в ней большой и малый якорь. Ну, караванка приготовлена, люди, которы пойдут, пришли, припасы для себя и для лошади собраны, знамо дело и топоры, и багры припасены, мало ли что потребуется, всё должно быть под рукой. И в путь! Пока по реке-то - что, сама идёт караванка, а как выйдем в озеро - тут уж друго дело. Садимся в лодку, к якорю привязываем трос и плывем, покуда хватит троса, бросаем якорь, а сами обратно. Начинат работу лошадь - ходит по кругу, наматыват трос, караванка потихоньку плывёт. Как доплывёт до якоря, то опять всё снова повторяется. И так, покуда не дойдём до реки, а путь неблизкий, сама видишь, катер не один день идёт дотуда. Хорошо если погода тиха стоит, а как ветер, да встречный? Беда! Нагорюемся, намучаемся, а деваться некуда, така работа. Но вот и Першлахта, слава Богу, дошли! Теперь в обратный путь можно, кто посуху по дороге, кто на лодке. Вот так, Валенька, мы и ходили с караванками, вот и говорю: теперь-то что, дивья сплавлять, когды такой катер! Не жалели, бывало, людей, скотину ту берегли, давали отдых, а человек всё перетерпит, через не могу, а сделат. А иначе нельзя было, эку войну пережили!"



Отрезок пути, по которому сплавляли лес из реки Поча через всё Кенозеро в реку Кену

В советское время в посёлке проживало свыше 500 человек. Здесь была своя больница с полностью укомплектованным родильным отделением, детским, инфекционным, кабинетом физиотерапии. В центре построена 8-летняя школа, детский сад, два магазина, столовая, пекарня, клуб, КБО - комбинат бытового обслуживания, где работали 2 швеи, парикмахер, фотограф, ежемесячно приезжал телемастер. Сюда ездили за товарами жители соседних деревень, потому что посёлок хорошо снабжался.

Однако в 1994 г. молевой сплав древесины был запрещён федеральным законодательством по всей стране.
И запань перестала существовать...





Когда теплоход причалил к берегу, вся наша группа направилась в центр промыслов и ремёсел "Ремесленное подворье". Он открылся в 1990-х гг., тогда первыми посетителями были дети, плетению из бересты их обучал мастер своего дела Юрий Тишинин. Сейчас спектр предлагаемых ремёсел просто огромен - войлоковаляние, ткачество, лоскутное шитье, вязание, традиционная кукла, травничество. Желающие могли поучаствовать в мастер-классе. А вообще, здесь нас ждало угощение - на столах уже стояли необыкновенно вкусные пироги с брусникой, клюквой, черникой, в чашки разлит ароматный чай из местных трав.







Это было очень вкусно и сытно!) И уже никуда не хотелось уходить, но нас ещё ждала удивительная часовенка святителя Николая в другой части посёлка... Затерявшаяся среди домов и  хозяйственных построек, ничем не примечательная снаружи, она оказалась удивительно уютной внутри...  Перешагивая через порог, будто на машине времени переносишься на пару столетий назад... Здесь царит особая атмосфера, чувствуется с какой любовью и трепетом к часовне относятся местные жители...  Из рассказа Елизаветы Нечаевой-Аникиевой: "В городе эко церковь-то больша, да храм-то такой высокий, да красивый. Там, наверное, и Бог сидит-то большой, да сильный. Так высоко-то сидит, что молитвы наши и не слышит. А у нас часовенка маленька и Бог, наверно, в ней маленький. Да так низко сидит, что небеса-то рукой можно достать, так быват скорее и услышит нас." Недаром кажется, будто маленькие часовенки ближе и роднее, чем величественные каменные Храмы.



Неприметная снаружи, но очень душевная внутри часовенька Святителя Николая





Часовня построена в первой четверти XIX в. Не раз перестраивалась, была на ней даже звонница, но по рассказам местных жителей её унесло ветром ещё в 1930-х гг. Особое внимание привлекает 12-ти гранное  расписное небо. Это одно из самых сложных и уникальных по иконографии "небес" Кенозерья. Примечателен тот факт, что мастером росписи был 17-ти летний юноша Фёдор Захаров Иок из Конёво, о чем найдена запись на одной из граней...











Уезжали мы из Усть-Почи в состоянии особого душевного спокойствия, умиротворения и наполненности... Будто прикоснулся к чему-то древнему и мудрому... Экскурсия сюда стоит немало, но то, что здесь почувствуешь, увидишь и услышишь, гораздо ценнее!

Оглавление

запань, река Поча, Часовня Святителя Николая, Кенозеро, лесозаготовка, Валентина Беляева, кошель, Усть-Поча

Previous post Next post
Up