Дуглас Серк (он же Детлеф Сирк) - это классика, которую надо знать. С другой стороны, нет смысла осваивать всю его фильмографию: из более чем 40 работ особого внимания достойны около 8. Как минимум пять из них - это образцы жанра, в котором Серк достиг совершенства. Этот жанр можно назвать романтической драмой с налётом меланхолии. Немецкий режиссер пришел к своему неповторимому стилю к 50-м годам, когда он уже несколько лет работал в Голливуде. Собственно, его стиль - это сочетание голливудских киностандартов, которым Серк успешно соответствовал, и нестандартного европейского мышления. Дуглас Серк работал строго в рамках жанра голливудской мелодрамы, но наполнял ее особой внутренней силой, которая среднему жителю Америки наверняка казалась как будто инопланетной. Эта сила хоть и не раздвигала жанровые рамки, но наполняла действие неким светом, энергией. Даже если вам чужда в кино романтическая приторность, во время просмотра фильмов Серка вы будете обращать внимание не на жанровые шаблоны, которые без труда опознает любой зритель, а на ту самую энергию, которая окружает персонажей и любую мелочь в кадре, включая детали костюмов и элементы интерьеров.
Классическая мелодрама Дугласа Серка - это словно красочная иллюстрация из гламурного американского журнала того времени. Сюжеты вроде бы реалистичны, но здравый смысл подсказывает, что они имеют мало общего с действительностью. Герои (как правило, представители высших кругов общества или те, кто стремится к красивой жизни) живут в иллюзорном мире. Сюжеты у Серка простые, ведь сложные интриги и хитроумные стратегические планы в его киномире неуместны. Это мир поверхностных эмоций и предсказуемых поступков. Казалось бы, зачем такое смотреть? Ведь это описание типичной голливудской мелодрамы. Но для Серка это только форма - так сложилось, что выйти из нее и начать творить что-то свое, авторское у него не было возможности. Кино Дугласа Серка становится живым благодаря мелочам и некоторым новаторским режиссерским приемам. В результате возникает удивительный эффект: сквозь шаблонность буквально в каждой сцене проступают лучи чего-то настоящего, искреннего, личного.
Конечно, не всегда у Серка получалось так красиво. В голливудском периоде у него достаточно неудачных, проходных работ, исключительно коммерческих кинолент. Если брать немецкий период в 30-е годы, то тогдашние его фильмы сделаны опять же по голливудским "инструкциям" (но сделаны качественно) и могут быть интересны только нескольким киноманам. Поэтому в "Золотой фонд" мы включим 4 работы второй половины 50-х годов (получается, это лучшие годы Серка как кинорежиссера) и один фильм из 40-х. Фильмы расположены в хронологическом порядке.
1940 г. / Соблазненный / Lured
Черно-белый детектив с романтической основой. Танцовщица Сандра помогает Скотланд-Ярду поймать маньяка, который убивает в Лондоне красивых девушек. Многие сцены и сам сюжет напоминают то, что через пару-тройку десятилетий будет называться психопатологическим триллером giallo. Мне понравилось, как режиссер смещает внимание зрителя с одного подозреваемого на другого, по очереди. Думаешь - вот он убийца! Нет? Значит, этот. И он не убийца? Ну вот этот точно! И т.д. Хотя многие вычислят маньяка в первые полчаса, но вот у меня с этим хроническая проблема, поэтому фильм оказался для меня увлекательным и непредсказуемым.
1955 г. / Всё, что дозволено небесам / All That Heaven Allows
Эта мелодрама занимает особое место в истории кино благодаря тому, что Дуглас Серк по полной программе использует в ней цвет и освещение как основополагающее средство художественной выразительности. Часто приходится встречать утверждение, что Серк повлиял на Фассбиндера: вот именно в этом фильме влияние очевидно. Серк подсвечивает лица и фигуры героев определенным цветом в зависимости от их настроения или характера текущей ситуации. Этот же прием мы видим в поздних фильмах Фассбиндера, а также у других режиссеров. В целом, это очень красивый фильм, и красота в нем не только визуальная, но и эмоциональная.
1956 г. / Слова, написанные на ветру / Written on the Wind
Если нужно назвать одну типичную серковскую мелодраму в чистом виде, то это будет данный фильм. Опять простой сюжет и набор шаблонов, но Серк за счет мастерского использования света и цвета, за счет продуманных мелочей во всём делает мелодраму не такой искусственной.
1958 г. / Время любить и время умирать / A Time to Love and a Time to Die
Изначально это военная драма, которая плавно перетекает в мелодраму, и в итоге здесь хозяйничает опять романтика, а не, например, натуралистичность, более уместная для фильма про войну. Мне кажется, в фильме перебор с сентиментальностью, в нем не хватает цинизма, хотя это взгляд современного зрителя - для того времени, пожалуй, всё было в норме. Фильм поставлен по книге Ремарка, но по духу "Время любить... " - это не Ремарк, а пресловутый Голливуд.
1959 г. / Имитация жизни / Imitation of Life
Фильм, в котором центральные роли играют женщины (еще одна стрелочка влияния в сторону Фассбиндера). Героиня, актриса Лора, стремится жить красивой жизнью, жертвуя романтическими ценностями, но в итоге возвращается к ним. Можно сказать, что это история о ценностях. Действие занимает целое десятилетие, в течение которых героини меняют или формируют свои жизненные установки. Пожалуй, самая реалистичная работа Серка, в ней много простых психологических моментов, которые актуальны и в наше время.