Для
тематической кинорулетки "Классические нуары"
"Обвиняемая" - качественный образец жанра "нуар", в котором гармонично уживаются детектив, мелодрама, психологическая драма и чуть-чуть судебной драмы. Если все нуары такие, то определенно есть смысл более основательно поизучать это направление в американском кино 1940-50-х годов.
В фильме есть большинство основных компонентов настоящего, классического нуара:
1. Femme Fatale
Роковая женщина - профессор, преподавательница криминальной психологии Вильма Татл (Лоретта Янг), которая к своим примерно 40 годам почему-то ни разу не была замужем (в одном эпизоде иронично называет себя "старой девой"), но умудряется соблазнять всех мужиков в округе. Случайно убив поклонника, который чересчур переборщил с ухаживаниями, Вильма затем влюбляет в себя всех, от кого зависит ход следствия. Всем понятно, кто убийца, но полицейский-следователь не особо старается собрать железобетонное обвинение, и дело хоть и доходит до суда, в конце мы понимаем, что присяжные оправдают эту красивую женщину. "Обвиняемая" - почти что психологический детектив, прообраз "Основного инстинкта" Верхувена, в котором женщина-преступница спасает себя от правосудия похожим образом. Особенно интересным образ "femme fatale" делает странное психическое расстройство, из-за которого героиня ведет себя неосторожно и выдает себя с потрохами. Фильм держит в напряжении - зритель переживает за Вильму, ожидая, какую очередную глупость она выкинет и как мастерски, по-женски компенсирует ее талантом очаровывать тех, кто может использовать эту глупость против нее.
2. Убийство
Сюжет разворачивается вокруг убийства, в данном случае оно происходит в начале фильма, последующее действие можно разделить на два пласта: собственно расследование (детектив) и наивные попытки Вильмы отвести от себя подозрения с помощью своих чар (мелодрама). Фильм интересен как детектив и как мелодрама, и это один из главных его "плюсов". Если криминальная тема вас не привлекает, то можно с интересом понаблюдать за взаимоотношениями героев и за борьбой Вильмы со своим расстройством. А начало фильма с эпизодом убийства можно даже промотать.
3. Ночные сцены
Как и полагается для нуара, всё самое интересное происходит в вечернее и ночное время, включая убийство. Здесь есть и психологический момент: ближе к ночи у Вильмы обостряется ее расстройство (это одна из предпосылок случайного убийства, которое с точки зрения психоанализа не такое уж и случайное - как вариант, можно предположить подсознательную ненависть героини к противоположному полу), тогда как в дневное время она уверена в себе и с легкостью одним взглядом очаровывает всех, кого нужно: на лекциях - студентов, в полиции - следователя и свидетеля, на суде - присяжных.
Если бы The Accused был обычным детективом, это был бы проходной фильм, но нуарная стилистика поднимает его на достаточно высокий художественный и зрелищный уровень. Конечно, чтобы получить удовольствие от просмотра, надо хотя бы немного любить классику.