Для тематической кинорулетки "Корейская Новая волна". "Карнавал бесчестия" (Biyeolhan geori) - криминальная драма, история восхождения молодого корейского гангстера, действие происходит в наше время. Таких гангстерских драм в истории кино наснимали уже сотни, с точки зрения сюжета режиссер Ю Ха не предлагает ничего нового - шаблонные сюжетные повороты, знакомые типажи, предсказуемый финал. Может быть, упор делается на визуальный стиль? Нет, здесь нет никаких стилистических экспериментов. Такой фильм можно спокойно показывать по ТВ в будний вечер, чтобы в него втыкали уставшие после тяжелого рабочего дня зрители. Тут вам несколько сцен насилия - чтоб взбодриться, немного романтики - чтоб поплакать, немного социалки - чтоб поворчать на местные власти. В общем, полный набор для расслабления мозгов. Подходящее вступление для разгромной рецензии. Удивительно, но "Карнавал бесчестия" - фильм, на самом деле, хороший. Кажется, я начинаю понимать, почему корейцы такие крутые...
"Карнавал бесчестия" - дань уважения всем великим фильмам, романтизирующим гангстеров, начиная с "Крестного отца". Ю Ха и не скрывает, что вдохновлялся культовыми американскими кинолентами. В фильме есть второстепенный персонаж - альтер эго режиссера - тоже режиссер, снимающий фильм про ганстеров. В одной сцене он выдает общее для себя и для своего создателя признание:
Основной сюжет шаблонный и предсказуемый, но второстепенная сюжетная линия (молодой режиссер втирается в доверие к знакомому бандиту, чтобы добыть материал для сценария своего гангстерского фильма) как бы подпирает снизу основную и на дает ей провиснуть под весом жанровых клише. Кроме того история про режиссера намекает на то, что и реальный режиссер - Ю Ха - делая свой фильм, возможно, переживал похожую историю. Как и герой, Ю Ха - сценарист и режиссер своего фильма. Становится даже немного страшно за него, учитывая испытания, через которые прошел его alter ego. Вот так неожиданно "Карнавал бесчестия" протягивает свои грязные лапы из выдуманного мир в мир реальный.
Бесстрашный кинорежиссер, играющий с бандитами в опасные игры ради успеха своего фильма.
Теперь перейдем собственно к гангстерам. Стандартный набор типажей: хитромудрый главарь + оборзевший помощник + главный герой - молодой целеустремленный гангстер, корейский аналог Майкла Корлеоне (с точки зрения темперамента).
Несмотря на то, что в "Карнавале" полно отсылок на американское кино и соблюдаются "западные" каноны жанра, фильм все-таки насквозь корейский. Талант новолнового корейского режиссера проявляется в деталях, нюансах, эмоциях, в казалось бы незначительных эпизодах. Например, несколько раз бандиты поют в караоке - в эти моменты они меньше всего похожи на жестоких убийц. Перед нами - влюбленный парень, а вот - сентиментальный дедушка. Вспоминается начало "Крестного отца", где на свадьбе представители мафиозного семейства душевно исполняют забавные песни. Видно, что Ю Ха великолепно изучил приемы своих кумиров - преображение "дикий зверей" в безобидных добряков туда и обратно получается у него здорово.
Фильм наполнен особой корейской душевностью, которая резко контрастирует с экстремальностью некоторых сцен. Возникает подозрение, что у корейцев повышенный болевой порог, поэтому они охотно берутся за бейсбольные биты (биты и ножи - основное оружие гангстеров; пистолеты и автоматы не используются в принципе) для решения проблемы. В связи с отсутствием огнестрельного оружия победителем в драке становится тот, кто лучше других пробуждает в себе зверя. В таком состоянии не воспринимается боль, улучшаются боевые навыки, увеличивается скорость реакции. За счет именно этой способности главный герой и достигает успехов в мафиозном сообществе.
Заимствуя "западную" жанровую структуру, Ю Ха наполняет ее корейской спецификой - и это дает плоды. Взять хотя бы прием "биты вместо пистолетов" - отличный способ показать склонность к жестокости, но без мании убивать. По сюжету, когда две банды делят сферу влияния, на "стрелках" амбалы дубасят битами по спинам и животам друг друга - судя по всему, это традиционный для корейской мафии способ разборок, без кровопролития. Как только используется нечестный прием - вступает в дело нож - сюжет переходит в более серьезное русло. Но самое главное - это загадочная переменчивая корейская душа. Переплетения глубоких романтических чувств и натурализма, животной агрессии и слезливой сентиментальности - вот что делает зрелищным любой более-менее неплохой корейский фильм. Любые голливудские шаблоны, попадая на корейские киноэкраны, теряют пафос и высокомерие - обкореиваются. Вот почему корейцы крутые.
"Карнавал бесчестия" не претендует на статус шедевра, это крепкое кино среднего уровня. Но дай бог каждой стране ТАКОЕ "кино среднего уровня"!
Оценка: 7,5/10