Для тематической кинорулетки "
Югославская черная волна".
"Без покоя" (Bube u glavi) - фильм-эксперимент, который причисляют к югославской черной волне. Начнем с того, что мы зачеркнем русский вариант названия и взглянем не название оригинальное. Онлайн-переводчик фразу "bube u glavi" переводит как "ошибки в голове" или "жуки в голове". На мой взгляд, самый правильный вариант - "Баги в голове". Именно такое название существенно облегчит понимание фильма, не имеющего четкого сюжета.
Если речь идет о багах (а "баг" - это некий сбой в системе, в данном случае, в системе мировосприятия), то нет смысла ждать от автора стройную историю с четкой логикой развития событий и т.д. Здесь всё раскидано как попало, это фильм-хаос, провокация, цель которой - сбить с толку тогдашнего югославского зрителя. Это произведение нужно рассматривать в контексте своего времени. В контексте "черной волны", насколько я могу судить, оно работает замечательно. На сегодняшний взгляд не-югославского зрителя, "Баги в голове" - это не более чем занятный эксперимент в духе европейских "новых волн", с несколькими яркими визуальными находками. Предположу, что было влияние "Уик-энда" Годара (1967), "Забриски пойнт" Антониони, вышедший в том же 1970 году.
Как намек на оригинальное название - вот такой эпизод с жуками=багами, не имеющий вроде бы никакого сюжетного значения.
На этом можно было бы и закончить, но ради приличия напишу еще пару абзацев. Если составить словарик психических отклонений (багов), то "Bube u glavi" - это видеоэссе по мотивам такого словарика.
А - абстиненция
Б - бред
В - возбуждение
Д - депрессия
...
С - суицид и т.д.
Молодой режиссер Милош Радивоевич запихивает в свое "видеоэссе" все эти баги в хаотичном порядке, что, видимо, символизирует бардак в югославских головах. Можно подогнать под этот тезис и социально-политические процессы, происходившие в СФРЮ в 1960-е годы. Считается, что "черная волна" - это реакция на застой коммунистической идеологии или как-то так. Но я бы не стал примешивать политику: "Без покоя" - "душевнобольная" притча, которая может проиллюстрировать любое общество в кризисный период.
В фильме есть один эпизод, выполненный в духе черного юмора и символизирующий маниакальное стремление общества сохранять внешний порядок, чтобы скрыть внутреннее омертвение. В психбольнице, где происходит основное действие, кто-то повесился. Пациентка-старушка обнаруживает висельника, но вместо того, чтобы испугаться или позвать врачей, невозмутимо завязывает тому шнурки.
В главной роли - Драган Николич, один из главных актеров югославской "новой волны". С одной стороны, по сюжету он психически больной, т.е. жертва системного сбоя, с другой стороны, типаж достаточно инфернальный - в нем угадывается образ смерти, чье появление предваряет тотальную разруху и хаос. Учитывая дальнейшую историю Югославию, можно отметить, что Радивоевич и Николич интуитивно предчувствовали что-то нехорошее.
"Без покоя" (или "Баги в голове") - не столько художественный фильм в обычном понимании, сколько спонтанный творческий акт, наполненный смутным, неопределенным предчувствием разрастающегося в стране бардака и грядущего ужаса.
Оценка: 6/10 как фильму; без оценки - как к экспериментальному произведению искусства.