"Детский мир" Ильи Фрэза

Oct 13, 2010 15:11

Илья Абрамович Фрэз - один из главных классиков советского детского кино. Фильмография Фрэза - это отражение того, как в советском обществе относились к детской тематике. До начала Оттепели дети в кино изображались шаблонно, упрощенно, как уменьшенные копии образцовых взрослых граждан Советского Союза. Даже если по сюжету происходит война, то мы видим войну понарошку, словно детскую игру в казаки-разбойники. В 60-е и 70-е кино представило всё разнообразие детской жизни: детский сад, школа, пионерский лагерь, ремесленные училища и т.д. Жизнь ребенка была насыщенной и наполненной маленькими приключениями. Только вот изображался этот "детский мир" чересчур комедийно, несерьезно. Помните "Денискины рассказы"? Вот всё в таком духе.




Отношение к юношеской проблематике резко начало меняться в конце 70-х, а в 80-е и вовсе стали появляться шокирующие консервативную публику молодежные ленты. Огромная армия родителей вдруг узнала, что их дети могут влюбляться и самостоятельно принимать ключевые жизненные решения. Вот краткий обзор развития детского советского кино. Илья Фрэз в своем творчестве прошел через все его этапы, и сейчас мы вспоминаем все его работы - от ранних соцреалистических до поздних остро-молодежных - как исключительно качественные, искренние, увлекательные истории о детях.
В этом обзоре представлены 10 фильмов Ильи Фрэза. Здесь не хватает еще пяти фильмов - тех, что попали в обзор "50 советских фильмов о школе".

1. Слон и веревочка (1945)
Первую самостоятельную работу Фрэза - короткометражку "Слон и веревочка" - трудно назвать удачной. Хотя для того времени она наверняка смотрелась неплохо. Веселые детишки, забавные взрослые, еще зоопарк в придачу. Маленькая Лидочка никак не может научиться прыгать на скакалке. Однажды во сне ей явился слон и сообщил: чтобы освоить скакалку, необходимо совершать общественно полезные дела. Сейчас это звучит как соцреалистический бред.




2. Васек Трубачев и его товарищи (1955)
История о советских школьниках - настолько образцовых и прилежных, что дальше некуда. Учителя - ходячие роботы-морализаторы. Но даже в такой идеальной обстановке ученики умудряются поссориться. Староста класса Васек Трубачев оказывается под угрозой позора - он якобы не подготовил мел для урока. Но справедливость, конечно же, восторжествует.
Такой прилизанный соцереализм в наше время выглядит ужасно неправдоподобно. Но даже сквозь морализаторство местами просвечивает детская душа, требующая творческой и моральной свободы. Два персонажа - Коля Мазин и Петя Русаков - явно выделяются из общей группы и даже в какой-то степени подрывают школьные устои, организовав тайное общество "знаменитых следопытов". Вместо того, чтобы учить уроки, они ходят в лес и активно общаются с природой. Конечно, их обособленчество выглядит крайне безобидно и сводится до уровня естественной детской жажды приключений. Цензура вполне могла бы усмотреть в Коле с Петей "мальчишей-плохишей", если б они не были столь нелепыми и симпатичными.




3. Отряд Трубачева сражается (1957)
Вторая часть трилогии о Васе Трубачеве (экранизированы только первые две). В первой части действие происходит в начале 40-х. Вторая начинается летом 41-го. Начало войны застает класс Трубачеве в украинском селе недалеко от границы. Пути сообщения отрезаны, и дети оказались на захваченной фашистами территории. Что делать - придется воевать...
Вообще, этот фильм во многом уникален. Во-первых, дети на войне - тема всегда смелая, тем более в 50-е годы. Здесь, конечно, авторы значительно снижают степень военного драматизма, сводя его до уровня детской игры в войнушку. Вот появляется толстый неуклюжий фриц. Накинуть ему мешок на голову, повалить с ног - и фашист ликвидирован. Образцовые школьники спонтанно становятся образцовыми бойцами. Почти без помощи взрослых. Мне кажется, такого не бывает...
Во-вторых, авторы решились на очень сомнительный сюжетный ход: бомба попадает в грузовик с маленькими девочками, большая часть из них погибает. Для детского фильма как-то... чересчур. Причем, это событие показано как не совсем значительное, рядовое. Мол, на войне и не такое бывает. Такой прием ломает композицию фильма и сбивает с толку зрителя: как ему относиться к происходящему? С другой стороны, этот прием немного разбавляет героический тон повествования и действительно напоминает: война-то была настоящая! Что имел в виду Илья Фрэз, можно только догадываться.




4. Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачева (1959)
Детские советские фильмы можно разделить на несколько больших групп: о школе, о детском саде, о пионерах, о беспризорных. Мишка Стрекачев - представитель категории, редко встречающейся в детском советском кино. Мишка - ученик ремесленного училища, токарь. Училище - это не школа, в училище дети и живут, и учатся, и работают. В таких условиях между детьми складывается особый тип отношений - крепкая дружба, с высокой степенью отвественности. Вот Мишка украл деталь с комбайна - теперь под угрозой честь всего училища. Потому что, если комбайн не заведется или, не дай бог, взорвется - это позор на всю страну. Мишке приходится исправлять свою глупость и проделать путешествие из одного конца СССР в другой, на целину, куда на поезде везут комбайны. Путешествие оказывается действительно необыкновенным...




5. Рыжик (1960)
Первый по-настоящему глубокий фильм Ильи Абрамовича. Рыжик - прозвище мальчика Саньки, беспризорника. Он убегает от приемных родителей и совершает также необыкновенное путешествие - из Киева в Одессу. Действие происходит до революции, и режиссеру удается создать атмосферу "андерграунда" Российской империи: воровской притон, банды беспризорников, ночлежки для бездомных. Среди этого социального дна оказывается маленький мальчик. Единственный близкий ему человек - бродячий актер-фокусник по прозвищу Полфунта. Однако тот теряется по дороге, и Рыжику приходится в одиночестве искать счастье в жизни.
"Рыжик" - замечательная драма, очень удачно вошел в образ мальчика-бродяги Сережа Золотарев. Единственный недостаток - в сценарии. Насколько подробно описано путешествие из Киева в Одессу, настолько внезапным выглядит перемещение героя из Одессы в Петербург, при том, что расстояния несопоставимы (соответственно 450 км и 1500 км). Непонятна также и цель странствий Рыжика. Да, он ищет Полфунта, в конце концов, находит, а дальше что? Смысл дальнейшей жизни Рыжика выражен в финальной фразе умирающего Полфунта: я не нашел счастья в жизни, но ты его обязательно найдешь. На этом фильм заканчивается, но остается много вопросов.




6. Я купил папу (1962)
После школьников, ремеселенников и беспризорников Илья Фрэз обращается к другой социальной группе - детсадовцы. "Я купил папу" - очень милая и смешная история о том, как мальчик, воспитываемый матерью - без отца, прогуливает детский сад и идет в универмаг, чтобы буквально купить папу - за 20 копеек. Как ни странно, ему это удается.




7. Приключения желтого чемоданчика (1970)
Из тех фильмов, что мы невольно садимся смотреть, случайно обнаружив его, переключая телеканалы. Классика жанра, в лучших традициях советской детской комедии, с замечательными актерами, с необычной историей, шутками и приключениями.




8. Хомут для маркиза (1977)
В конце 70-х Фрэз обращается к социально острым проблемам, касающихся воспитания детей. Родион - из неблагополучной семьи, его отец Игнат - алкоголик, имеющий судимость. В душе Игнат человек добрый и любящий, но не способный справиться со своей зависимостью. Ради выпивки он готов продать собственного коня Маркиза, к которому так привязан сын. Маркиз для Родьки - чуть ли не единственная радость в жизни. В обществе его не свосем справделиво считают хулиганом, трудным ребенком.
Этот фильм обращается к очень серьезной теме - становление жизненных ценностей ребенка. Из-за безответственных поступков взрослых мальчик наверняка разочаруется в людях (животные, в отличие от людей, не могут ни предать, ни обмануть), вырастет замкнутым и угрюмым. Правда, в фильме об этом не говорится, история обрывается на минорной ноте. Что дальше будет, в общем, понятно...




9. Карантин (1983)
Этот фильм смело можно назвать проходным в творчестве Фрэза. Такое ощущение, что режиссер решил передохнуть, обратившись вновь к легкой детсадовской теме после пронзительного, эмоционально сильного "Вам и не снилось". В отличие от "Я купил папу" "Карантин" скучен, натужен, лишен искры. Фильм сделан как будто без особых усилий, по шаблонам. "Карантин" похож на дипломную работу начинающего режиссера. Кажется, единственный раз Фрэз не угадал с ребенком на главную роль. Айлика Кремер - девочка симпатичная и киногеничная, но с явными проблемами в дикции. Ее реплики почти не слышны.
Сюжет хоть и забавный, но чересчур простой. В детском саду объявили карантин, и девочку не с кем оставить. Мама и папа - люди работающие, и им приходится всячески исхитряться, чтобы "впарить" дочку очередному родственнику. В фильме робко высказывается мысль о материнской ответственности: если уж родила ребенка, так изволь сидеть с ним и воспитывать, и ничего бегать по разным работам! Идея, конечно, спорная, но на полемику в фильме нет и намека. Так что смысл этого фильма непонятен.




10. Личное дело судьи Ивановой (1985)
Последний фильм Фрэза - не самый лучший, но один из ключевых в фильмографии режиссера. "Личное дело" не стал культовым, возможно, потому, что всю славу забрал себе "Вам и не снилось" - один из главных советских фильмов о проблемах молодежи. "Личное дело" оказалось где-то в тени, хотя по проблематике не уступает. Типичная семейная ситуация: муж изменяет. Об этом случайно узнает дочь Лена и начинает переживать настоящий душевный кризис. Все семейные ценности в ее сознании вмиг рухнули. Из любознательной и активной девочки она превралилась в копию своей мамы - женщины гордой, обиженной, возненавидевшей весь мужской род. Очень, кстати, ценный материал для психологов: дети, как известно, во многом копируют своих родителей, что впоследствии определяет их судьбу. Вот и судьба Лены Ивановой видится незавидной: скорее всего, гармоничные отношения с мужчинами у нее не сложатся - из-за навязанных матерью предрассудков. Сам факт измены в фильме, между прочим, авторами никак не оценивается и предоставляется на суд зрителя.
В общем, фильм гораздо глубже, чем кажется. В нем есть потайной психологический слой, который был бы невозможен без исключительной игры актеров, включая Оксану Дацкую в роли Лены Ивановой.




ЧАСТЬ 2



Previous post Next post
Up