Шериф / Уорлок (1959, реж. Эдвард Дмитрык)

Aug 08, 2018 16:27

Для тематической кинорулетки "Классические вестерны".

Жанр вестерна предполагает стандартный набор типажей: стрелок, грабитель, ковбой, картежник, золотоискатель, охотник за головами, шериф. Последнему типажу, как можно предположить, посвящен фильм Эдварда Дмитрыка из позднеклассических вестернов. А вот и нет: настоящий шериф появляется в кадре буквально на 2 минуты, а бандитам бросает вызов помощник шерифа. Шериф и помощник шерифа - разница существенная. В оригинале фильм называется Warlock - это городок, где и разворачивается классическая битва между хорошими и плохими парнями.



Самое лучшее в фильме - это сценарий (по роману Окли Холла). Тот случай, когда главная задача режиссера - не мешать отличному сценарию воплотиться на экране. Завязка сюжета из другого стандартного набора - набора вестерновских завязок: жители города нанимают специалиста для того, чтобы тот усмирил бандитов. Из той же серии японский аналог вестерна "Семь самураев" Акиры Куросавы (плюс голливудская адаптация "Великолепная семерка", которая, к сожалению, никому не выпала в кинорулетке), постперестроечный истерн "Дикий Восток" и др. Жители Уорлока нанимают известного авантюриста и великолепного стрелка Клэя (Генри Фонда). Стандартная завязка переходит в непредсказуемое действие, в котором некоторые шаблоны вестерна переворачиваются с ног на голову. "Warlock" уникален тем, что в фильме есть два фэйковых главных героя и один настоящий. Кто именно из трех, становится понятно только ближе к финалу. Суперстрелок Клэй, его напарник Том Морган (Энтони Куинн), который мутит в городке свои дела, или помощник шерифа Джонни (Ричард Уидмарк), в бросивший вызов вообще всей системе?

Проверьте свои экстрасенсорные способности. Кто из них настоящий главный герой? Правильный ответ ниже.


Генри Фонда эффектно появляется в Уорлоке, быстро и легко ставит на место бандитов, утверждается в статусе неформального местного "начальника полиции". Фактически Клэй действует вне закона, хоть и с благой целью - защитить город. Его действия не согласованы с шерифом, но шериф где-то далеко, а бандиты беспредельничают здесь и сейчас. Борьба Клэя с бандой ковбоев из Сан-Пабло - конфликт между условно хорошей анархией и плохой анархией. Распространенная ситуация на Диком Западе: когда у властей элементарно не хватало ресурсов поддерживать законный порядок в отдаленных населенных пунктах, местным жителям приходилось выбирать одну из двух разновидностей анархии. Фильм показывает, что такие персонажи, как Клэй - представитель "хорошей анархии", постепенно уходят в прошлое, уступая место представителям закона. Несмотря на то, что Клэй олицетворяет важнейшую социально-политическую дилемму Дикого Запада (благополучное беззаконие или хрупкая законность), это неправильный ответ. Главный герой - не Клэй. Функция персонажа больше служебная - сформировать социально-исторический фон.



За команду "Закон" играет благородный и отважный Джонни Гэннон, единственный согласившийся занять должность помощника шерифа (шериф появляется в городке очень редко). Помощник шерифа в Уорлоке - должность опасная. Первые же проезжающие мимо бандиты возьмут такого за шкирку и выкинут из города, хорошо если не пристрелят. Джонни Гэнон решает свои внутренние морально-нравственные конфликты и занимает заведомо расстрельную должность. Чудесным образом всё срастается, Джонни удается утвердить в городе Закон. В банде ковбоев остался его младший брат Билли, которым пришлось в какой-то степени пожертвовать.



Убили Билли...

Джонни приводит Уорлок к благополучию, отныне он местный герой. Сам фильм явно антианархистский, с посылом "Закон в Америке побеждает всегда и везде". Тем не менее Джонни Гэннон - тоже неправильный ответ.

Не будем забывать, что "Уорлок" - не историческая драма. Это традиционный вестерн, развлекательный жанр, поэтому в фильме на первом плане не какие-то социально-исторические идеи, а обыкновенные страсти, интриги, тайны. Всё, что происходит в сюжете, предопределено поступками и мотивацией Тома Моргана, авантюриста-бизнесмена. Он еще и стрелок - даже более продвинутый, чем Клэй. Проблема в том, что Морган - калека, отчего у него развился комплекс неполноценности. Якобы только Клэй его понимает, поэтому они всегда работают и путешествуют в паре. Для Моргана все остальные персонажи - марионетки, пребывающие в иллюзии, будто они тут самые крутые. С этой точки зрения "Уорлок" - неожиданно тонкая психологическая драма в декорациях вестерна.



"Уорлок" - своеобразный разговорный вестерн, в котором перестрелок и прочего экшена не так много, как ожидалось, что впрочем не является недостатком. Отличный сценарий, хорошие актеры, всё остальное на нормальном среднем уровне.

Моя оценка: 7/10
Previous post Next post
Up